ГазотурбовозБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Газотурбовоз, локомотив с газотурбинным двигателем (ГТД) или комбинированным двигателем, свободнопоршневым генератором газа (СПГГ), соединённым с газовой турбиной. Почти все существующие Газотурбовоз имеют одновальную газотурбинную установку открытого цикла с электрической передачей (рис. 1). Рис. 1. Схема одновальной газотурбинной установки открытого цикла: 1 — воздушный компрессор; 2 — газовая турбина; 3 — камера сгорания; 4 — атмосферный воздух; 5 — отработавшие газы; 6 — топливо. Газотурбовоз появились впервые в США в 1948, в 1969 на железной дороге Юнион Пасифик эксплуатировалось до 50 Газотурбовоз с ГДТ мощностью 3300 квт (4500 л. с.) и 6300 квт (8500 л. с.). Отдельные Газотурбовоз были изготовлены также в Великобритании, Швеции, Швейцарии и Чехословакии. Первые советские Газотурбовоз находятся в эксплуатации с 1965. Силовая установка Газотурбовоз с электрической передачей состоит из газовой турбины, компрессора, генератора постоянного тока и тяговых электродвигателей. Генератор обеспечивает питание электрической энергией тяговых электродвигателей, устанавливаемых обычно по одному на каждую движущую ось локомотива. Вид передачи мощности от вала газовой турбины к движущим колёсам Газотурбовоз определяется типом ГТД и его назначением. При одновальном ГТД применяется электрическая передача тепловозного типа; т. н. жёсткие передачи, использование которых возможно в Газотурбовоз при многовальном двигателе, бывают механические (главный редуктор, карданы, осевые редукторы) или электрические переменного тока (синхронные генераторы, асинхронные короткозамкнутые двигатели). На Газотурбовоз имеется также пусковая установка, обычно дизельная — 150—240 квт (200—300 л. с.). Её основное назначение — довести скорость вращения генератора до величины, при которой компрессор начинает подавать воздух в камеру сгорания. Кроме того, эта установка передвигает локомотив, когда он следует без состава, и питает ряд вспомогательных агрегатов. Газотурбинная установка Газотурбовоз обычно работает на тяжёлом жидком топливе или газе. Газотурбовоз имеют ряд преимуществ не только перед паровозами, но по некоторым показателям и перед тепловозами. Так, удельная масса Газотурбовоз, т. е. масса па единицу мощности, составляет около 50% массы паровоза и 75% массы тепловоза; компактность газотурбинной установки позволяет уменьшить длину локомотива примерно в 2 раза по сравнению с тепловозом равной мощности; силовая установка Газотурбовоз не требует водоснабжения; простота конструкции газотурбинного агрегата обеспечивает надёжность и бесперебойность его работы, облегчает обслуживание и текущий ремонт. Управление Газотурбовоз сводится к регулированию подачи горючего в камеру сгорания. Надлежащий режим электрической передачи обеспечивается автоматически. Газотурбовоз Коломенского тепловозостроительного завода Г1-01 (рис. 2) отличается высокой надёжностью ГТД, простотой ухода и ремонта, возможностью работы на тяжёлом топливе. Рис. 2. Расположение силового оборудования газотурбовоза Г1-01: 1 — компрессор; 2 — турбина; 3 — камеры сгорания; 4 — редуктор; 5 — главные генераторы; 6 — вспомогательный дизель; 7 — высоковольтные камеры; 8 — холодильник газотурбинного двигателя; 9 — топливный бак; 10 — тормозной компрессор. Развитие газотурбовозостроения пока не вышло из опытной стадии, главным образом из-за сравнительно невысокого кпд (примерно в 2 раза ниже кпд тепловоза). Ведутся работы над повышением кпд Газотурбовоз Например, Луганским тепловозостроительным заводом построен опытный Газотурбовоз с СПГГ мощностью 2200 квт (3000 л. с.). Силовая установка состоит из 4 электрических генераторов, работающих на одну газовую турбину, гидромеханической передачи и вспомогательного оборудования. Подобные опытные Газотурбовоз созданы также во Франции и Швеции. Кпд таких Газотурбовоз может достигать 30—32%.
Лит.: Белоконь Н. И., Газотурбинные локомотивы, «Железнодорожный транспорт», 1955, № 4: Локомотивные газотурбинные установки, М., 1962; Бартош Е. Т., Газотурбовозы, М., 1963; Вопросы создания мощных газотурбинных локомотивов. [Сб. ст.], М.,.1966. Е. Т. Бартош. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|