Гамсун КнутБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Гамсун (Hamsun) (псевдоним; настоящая фамилия Педерсен, Pedersen) Кнут (4.8.1859, Лом, — 19.2.1952, Норхольм), норвежский писатель. Сын деревенского портного, Гамсун Кнут с 14 лет вёл скитальческую жизнь, менял профессии. Литературную деятельность начал в 1877. Впечатления от поездок в Америку отражены в публицистике («Духовная жизнь современной Америки», 1889, и др.). Успех Гамсун Кнут принесла психологическая повесть «Голод» (1890, рус. пер. 1892) о страданиях нищего литератора в Кристиании. В романах «Мистерии» (1892, рус. пер. 1910), «Пан» (1894, рус. пер. 1901), «Виктория» (1898, рус. пер. 1904) звучат неоромантические мотивы. Герои этих романов противостоят обществу, следуют непосредственным порывам своей противоречивой натуры. Гамсун Кнут мастерски изображает их сложную душевную жизнь. Характерный для Гамсун Кнут индивидуализм обусловил его резко антидемократическую позицию (драматическая трилогия «У врат царства», 1895, «Игра жизни», 1896, «Вечерняя заря», 1898). Марксистская критика (Гамсун Кнут В. Плеханов и др.) уже в начале 20 в. указывала на декадентские и реакционные тенденции в творчестве Гамсун Кнут, в то же время отмечая его талант. М. Горький не раз писал о художественной силе и оригинальности лучших книг Гамсун Кнут В 1906 роман «Под осенними звёздами» открывает ряд произведений Гамсун Кнут из жизни норвежского Севера: «Бенони» (1908), «Странник играет под сурдинку» (1909) и др. Всё большую роль в творчестве Гамсун Кнут играет противопоставление капиталистическому городу уклада крестьянской жизни, близкого к естественному круговороту природы (роман «Соки земли», 1917, рус. пер. 1922: Нобелевская премия 1920). В романах «Женщины у колодца» (1920, рус. пер. 1923), «Последняя глава» (1923, рус. пер. 1924), «Бродяги» (1927, рус. пер. 1929), «Август» (1930, рус. пер. 1933), «А жизнь идёт» (1933, рус. пер. 1934), «Кольцо замыкается» (1936) преобладают настроения одиночества и беспомощности человека в современном мире. В годы 2-й мировой войны 1939—45 Гамсун Кнут сотрудничал с немецкими оккупантами. После разгрома гитлеровской Германии он был отдан под суд за измену родине и подвергся бойкоту со стороны норвежской общественности. Годы ожидания суда (1945—48) описаны Гамсун Кнут в кн. «По заросшим тропам» (1949). Прогрессивные норвежские круги проводят грань между предательской позицией Гамсун Кнут в годы оккупации и его литературно-художественным наследием.
Соч.: Samlede verker, 5 utg., bd 1—15, [Kristiania — Kbh.], 1954—56; в рус. пер.— Собр. соч., т. 1—12, СПБ, 1909—10; Избр. произв. [Вступ. ст. Б. Сучкова], т. 1—2, М., 1970.
Лит.: Плеханов Гамсун Кнут В., Сын доктора Стокмана, в его кн.: Литература и эстетика, т. 2, М., 1958; Горький М., Кнут Гамсун, в его кн.: О писателях, М., [1928]; Куприн А. И., О Кнуте Гамсуне, Собр. соч., т. 6, М., 1958; Фиш Гамсун Кнут, Норвегия рядом, М., 1963, с. 309—16; Евнина Е. М Кнут Гамсун, в её кн.: Западноевропейский реализм на рубеже XIX—XX веков, М., 1967; Braatøy Т., Livets cirkel. Bidrag til analyse av Knut Hamsuns diktning, Oslo, 1954; Verdig markering av Hamsuns hundrearsdag, «Arbeiderbladet», 1959, 5 Aug. В. Гамсун Кнут Адмони. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|