Горький Максим

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГОА
ГОБ
ГОВ
ГОГ
ГОД
ГОЖ
ГОЗ
ГОЙ
ГОК
ГОЛ
ГОМ
ГОН
ГОО
ГОП
ГОР
ГОС
ГОТ
ГОУ
ГОФ
ГОХ
ГОЦ
ГОЧ
ГОШ
ГОЩ
ГОЭ
ГОЯ

Горький Максим (псевдоним; настоящее имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) [16(28).3.1868, Нижний Новгород, ныне г. Горький, — 18.6.1936, Горки, под Москвой], русский советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма, родоначальник советской литературы. Отец Горький Максим — столяр-краснодеревец М. С. Пешков, мать — В. В. Каширина, дочь владельца красильни. Рано потеряв отца, Горький Максим подростком начал тяжёлую жизнь «в людях». Работал грузчиком, пекарем. Занимался самообразованием. Участвовал в нелегальных народнических кружках, вёл пропаганду среди рабочих и крестьян. После ареста в 1889 находился под надзором полиции. В 1888—89 и 1891—92 странствовал по России.

  12 сентября 1892 опубликовал первый рассказ — «Макар Чудра». Войти в литературу Горький Максим помог В. Горький Максим Короленко. В очерках и фельетонах 90-х гг. Горький Максим бичевал «хозяев жизни», мещан, защищал интересы бедноты, рабочих. Его «Очерки и рассказы» (т. 1—3, 1898—99) вызвали небывалый отклик в России и за рубежом.

Номер газеты «Кавказ» (1892), в котором был напечатан рассказ «Макар Чудра». Горький Максим.

Номер газеты «Кавказ» (1892), в котором был напечатан рассказ «Макар Чудра».

  Выразитель революционного подъёма рабочего класса, Горький Максим уже в 90-е гг. развивал лучшие традиции реализма и романтизма 19 в. В реалистических рассказах о народе («Коновалов», «Челкаш», «Супруги Орловы», «Кирилка» и др.) Горький Максим изображал ростки нового социально-политического сознания, мечты о справедливости и — незрелость протеста, бунтарство одиночек. Легендарно-аллегорические, романтические образы молодого Горький Максим («Старуха Изергиль», 1895; «Песня о Соколе», 1899; «Песня о Буревестнике», 1901) с их пафосом «безумства храбрых» звали к революционному подвигу.

  Идейно-общественные искания привели Горький Максим в конце 19 — начале 20 вв. к марксизму. Он солидаризируется с направлением ленинской «Искры», участвует в революционном движении. В прокламации (1901) о разгоне студенческой демонстрации Горький Максим призывал к свержению царизма. По делу о подпольной типографии он был выслан в 1901 в Арзамас. В. И. Ленин в «Искре» протестовал против преследований «европейски знаменитого писателя...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5, с. 369).

<a target=<a target=М. Горький. Рис. Н. А. Андреева. 1921. Горький Максим." alt="М. Горький. Рис. Н. А. Андреева. 1921." Горький Максим." alt="В. И. Ленин и М. Горький. Фрагмент группового снимка. 1920."

М. Горький. Рис. Н. А. Андреева. 1921. Горький Максим.

М. Горький. Рис. Н. А. Андреева. 1921.

М. Горький. Горький Максим.

М. Горький.

В. И. Ленин и М. Горький. Фрагмент группового снимка. 1920.

  На рубеже 19—20 вв. в романах и пьесах Горький Максим начинается формирование социалистического реализма. В романе «Фома Гордеев» (1899) Горький Максим дал типичные характеры русской буржуазии, её идеологов (Яков Маякин) и отщепенцев (Фома), а из народной массы впервые выделил пролетариат. В романе «Трое» (1900) трагической участи бедняка Лунева, ставшего собственником, противопоставлен путь рабочего Грачева, нашедшего правду в социалистическом кружке. В 1899—1900 Горький Максим знакомится с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым, высоко ценившими его талант, сближается с Московским Художественным театром, поставившим его пьесы «Мещане» и «На дне». Вокруг издательства «Знание» Горький Максим объединил демократических писателей-реалистов (А. Серафимович, А. Куприн, С. Скиталец, И. Бунин, В. Вересаев и др.).

«На дне». Сцена из спектакля МХТ. 1902. Горький Максим.

«На дне». Сцена из спектакля МХТ. 1902.

  В годы революционного подъёма постановки пьес Горький Максим стали общественным событием, вызывали демонстрации против царизма. В «Мещанах» (1901) русский рабочий впервые предстал как новый герой истории. В пьесе «На дне» (1902), рисуя страдания отверженных, сброшенных капитализмом на «дно» жизни людей, Горький Максим показал вред христианского гуманизма, утешающей лжи. В монологе Сатина («На дне») и в философско-лирической поэме «Человек» (1903) Горький Максим воспел величие человека, его творческий разум. В пьесах «Дачники» (1904), «Дети солнца» и «Варвары» (обе — 1905) он осуждает омещанившуюся либо замкнувшуюся в сфере «чистой» науки интеллигенцию и призывает мастеров культуры творить для народа.

  Горький Максим принял активное участие в революционных событиях 1905. За прокламацию 9 января 1905 с призывом свергнуть самодержавие был заключён в Петропавловскую крепость (освобожден под давлением мировой общественности). Летом 1905 вступил в партию большевиков. Участвовал в организации первой большевистской легальной газеты «Новая жизнь», руководимой В. И. Лениным; 27 ноября 1905 в Петербурге впервые встретились Горький Максим и Ленин. В дни Декабрьского вооружённого восстания 1905 в Москве Горький Максим снабжал рабочие дружины оружием и деньгами. В начале 1906 по поручению партии Горький Максим нелегально выехал в Америку, где, несмотря на травлю, агитировал в поддержку рус. революции. Очерки и памфлеты Горький Максим «В Америке» и «Мои интервью» (оба — 1906) разоблачали фальшь буржуазной демократии.

  В годы Революции 1905—07 Горький Максим создал выдающиеся произведения социалистического реализма. В пьесе «Враги» (1906) он показал, как забастовочное движение пролетариата поднимается до политической борьбы, как растет в массах влияние большевиков. В романе «Мать» (1906) Горький Максим впервые в литературе изобразил борьбу революционного пролетариата под руководством партии за социализм и рождение в этой борьбе нового человека. В 1907 присутствовал в Лондоне на 5-м съезде партии. Прочитав «Мать» в рукописи, Ленин в беседе с Горький Максим отметил своевременность романа (см. Горький, Собр. соч., т. 17, 1952, с. 7). Переведённая на многие языки, «Мать» стала настольной книгой миллионов.

<a target=Дом на Кронверкском проспекте в Ленинграде, где М. Горький жил в 1914—21 (снимок 1946). Горький Максим." alt="М. Горький. «Мать» (М., 1959). Илл. Кукрыниксов."

Дом на Кронверкском проспекте в Ленинграде, где М. Горький жил в 1914—21 (снимок 1946). Горький Максим.

Дом на Кронверкском проспекте в Ленинграде, где М. Горький жил в 1914—21 (снимок 1946).

М. Горький с сыном Максимом. Париж. 1912. Горький Максим.

М. Горький с сыном Максимом. Париж. 1912.

М. Горький. «Мать» (М., 1959). Илл. Кукрыниксов.

«Зазубрина». Илл. И. Е. Репина. 1899. Горький Максим.

«Зазубрина». Илл. И. Е. Репина. 1899.

  В 1906—13 Горький Максим жил в Италии, на о. Капри. В годы реакции он сблизился с группой «Вперёд». Ошибочное увлечение Горький Максим «богостроительством» сказалось в повести «Исповедь» (1908). Ленин в письмах к Горький Максим подверг резкой критике «богостроительство», помог писателю укрепиться на марксистских позициях. Обличение самодержавно-полицейского порядка и показ разложения буржуазно-мещанского мира («Последние», 1908; «Васса Железнова», 1-я ред., 1910; «Городок Окуров», 1909) сочетались у Горький Максим с утверждением революционных идей, проникающих в крестьянскую и мещанскую среду («Лето», 1909; «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910—11). Ленин высоко оценил «Сказки об Италии» (1911—13) (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48, с. 47), в которых Горький Максим показал социалистические настроения итальянского пролетариата и восславил трудового человека. Верой в будущее придавленной народной массы пронизаны рассказы сборника «По Руси» (1912—16). В сатирических «Русских сказках» (1912 и 1917) Горький Максим осмеивал черносотенство, шовинизм, «кладбищенскую литературу» декадентов. Лучшее в творчестве Горький Максим 1910-х гг. — автобиографические повести «Детство» и «В людях» (опубликованы в 1913—16). В них с большой художественной силой запечатлен путь человека из низов к высотам культуры, творчества, к борьбе за свободу.

«Жизнь Матвея Кожемякина». Илл. Д. А. Шмаринова. 1936. Горький Максим.

«Жизнь Матвея Кожемякина». Илл. Д. А. Шмаринова. 1936.

  В 1913 Горький Максим вернулся в Россию. Сотрудничал в большевистских газетах «Звезда» и «Правда», в журнале «Просвещение». Горький Максим осудил начавшуюся в 1914 мировую войну. В 1915 основал антивоенный журнал «Летопись», руководил его литературным отделом. Политическая линия публицистического отдела журнала была противоречивой, на что указывал Ленин (см. там же, т. 49, с. 299—300).

  В период подготовки и проведения Октябрьской социалистической революции Горький Максим недооценил организующую силу партии, революционного пролетариата, возможность союза его с крестьянством, опасался напора анархо-индивидуалистической мелкособственнической стихии, что отразилось в публицистическом цикле «Несвоевременные мысли» (опубликован в 1917—18 в полуменьшевистской газете «Новая жизнь», которую Горький Максим редактировал). Эта позиция Горький Максим вызвала решительную критику Ленина, который помогал Горький Максим найти пути преодоления ошибок в самой революционной действительности. Впоследствии Горький Максим не раз признавал правоту Ленина (см. М. Горький, Собр. соч., т. 17, 1952, с. 24—27; т. 24, 1953, с. 343; т. 30,1956, с. 45, 301—02, и др.). В 1918—1921 Горький Максим активно участвовал в строительстве социалистической культуры (организация издательства «Всемирная литература» и др.). В годы Гражданской войны и разрухи Горький Максим помогал борьбе с голодом, беспризорностью, заботился об охране художественно-исторических ценностей, о быте учёных. В публицистических статьях 1919—20 призывал передовые силы мира к защите революции. 23 апреля 1920 на чествовании В. И. Ленина в связи с его 50-летием Горький Максим говорил о значении грандиозной работы Ленина для человечества. В июле 1920 Горький Максим присутствовал на 2-м конгрессе Коминтерна.

  Осенью 1921 из-за обострения туберкулёзного процесса Горький Максим по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (Германия, Чехословакия); в апреле 1924 поселился в Италии (Сорренто). За рубежом Горький Максим организовал по поручению Ленина международную помощь голодающим Поволжья, выступал в защиту завоеваний Октября. Но некоторые заблуждения Горький Максим (преувеличение опасности крестьянского анархизма, отвлечённый гуманизм) сказались в статьях 1922 («О русском крестьянстве», выступление против приговора по делу эсеров).

  В 1922 Горький Максим написал повесть «Мои университеты» — 3-ю часть художественной автобиографии. В мемуарном очерке «В. И. Ленин» (1924—31) он с большой художественной силой воссоздал образ «Человека с большой буквы», передал живое обаяние Ленина и демократизм вождя масс, который «прост, как правда». Горький Максим принадлежат также литературные портреты Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Горький Максим Короленко, Л. Б. Красина и др. В 1925 Горький Максим опубликовал роман «Дело Артамоновых», в котором история трёх поколений буржуазной семьи дана на фоне русской общественной жизни от реформ 1861 до Октября. В 1928 и 1929 Горький Максим приезжал в СССР; о своих поездках по стране написал очерки «По Союзу Советов» (1929). В 1931 возвратился на родину и развернул широкую литературно-общественную деятельность. Особенно значительны его выступления за мир, демократию и социализм, против фашизма и войн. Горький Максим был организатором и председателем Первого всесоюзного съезда советских писателей (1934), энергично содействовал развитию литературы народов СССР. Он создал и редактировал многие журналы и книжные серии («Наши достижения», «СССР на стройке», «За рубежом», «История гражданской войны», «История фабрик и заводов», «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта» и др.).

«Дело Артамоновых». Илл. С. В. Герасимова. 1952. Горький Максим.

«Дело Артамоновых». Илл. С. В. Герасимова. 1952.

  1930-е гг. — время нового расцвета драматургии Горький Максим Пьесы «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), «Васса Железнова» (1935, 2-я ред.) утверждали неизбежность гибели капитализма и победы социалистической революции.

  Крупным достижением социалистического реализма стало итоговое произведение Горький Максим — монументальный роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (1925—36; 4-я часть не была завершена). В этой «...движущейся панораме десятилетий» (Луначарский А. В., Собр. соч., т. 2, 1964, с. 197) отразились исторические события сорока предоктябрьских лет русской жизни, острая идейно-общественная борьба эпохи. Главная тема романа — разоблачение «самгинщины», буржуазного индивидуализма. В «самгинщине» типизировано поведение той части буржуазной интеллигенции, которая на подъёмах революции «примыкала» к ней, а по существу предавала её. Большевик Степан Кутузов и др. революционеры в ходе идейной борьбы побеждают Самгина и ему подобных. Роман глубоко раскрывает противоречия действительности, показанной в её революционном развитии.

М. Горький. «Жизнь Клима Самгина» (М., 1935). Илл. Кукрыниксов. Горький Максим.

М. Горький. «Жизнь Клима Самгина» (М., 1935). Илл. Кукрыниксов.

  Великий художник слова, Горький Максим был и выдающимся литературным критиком, публицистом. Мысли Горький Максим о роли труда, о значении фольклора для национальной культуры, о народности как источнике силы русской литературы, об активном гуманизме советской литературы вливались в русло исканий советской эстетики 1920 — начале 1930-х гг., завершившихся созданием теоретических основ социалистического реализма. Горький Максим определял его как «...реализм людей, которые... перестраивают мир...», и считал главным его признаком способность отражать действительность в революционной перспективе, смотреть на прошлое «...с высоты... целей будущего» (статьи 1933 «О кочке и точке», «О социалистическом реализме», Собр. соч., т. 27,1953, с. 44, 12). Горький Максим неустанно защищал права романтического начала в советском искусстве. Главной задачей советских писателей он считал воспитание нового, социалистического человека.

  Величие и мировое значение творчества Горький Максим в том, что он выразил идеи и стремления русского революционного пролетариата, способствовал созданию социалистического общества и новой советской культуры. Творчество Горький Максим оказывает большое влияние на советскую многонациональную и мировую литературу. Р. Роллан, А. Франс, Б. Шоу, Дж. Лондон, Лу Синь и др. прогрессивные писатели высоко оценили вклад Горький Максим в искусство нового мира.

  Основополагающими являются высказывания В. И. Ленина о Горький Максим как пролетарском писателе, который «...крепко связал себя... с рабочим движением России и всего мира...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 153). Марксистская критика (В. В. Воровский, А. В. Луначарский, С. Горький Максим Шаумян) ещё до Октября повела борьбу за верное понимание творчества Горький Максим Начало его изучению в советскую эпоху положили работы 20—30-х гг. (Луначарский, С. Д. Балухатый, И. А. Груздев, В. А. Десницкий, Н. К. Пиксанов и др.). В послевоенные годы горьковедение выделилось в специальную отрасль истории советской литературы.

  Горький Максим похоронен 20 июня 1936 в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. Его именем названы г. Нижний Новгород, МХАТ, Ленинградский Большой драматический театр и др. Созданы музеи Горький Максим в Москве, г. Горьком, Казани, Куйбышеве, с. Мануйловке Полтавской области УССР.

 

  Соч.: Собр. соч., 2 изд., т. 1—25, М. -— Л., 1933-34; Собр. соч., т. 1—30, М., 1949—56; Архив А. М. Горького, т. 1—13, М., 1939—71; Горький и советские писатели. Неизданная переписка, в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963, т. 72, М., 1965.

 

  Лит.: Биография, документы, воспоминания: В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы, 3 изд., М., 1969; Летопись жизни и творчества А. М. Горького, т. 1—4, М., 1958—60; Груздев И. А., Горький и его время. 1868—1896, 3 изд., М., 1962; его же, Горький, М., 1958; М. Горький в воспоминаниях современников, М., 1955.

  О творчестве: М. Горький. Материалы и исследования, т. 1—4, М. — Л., 1934—51; Горьковские чтения, т. 1—10, М., 1940—68; Пиксанов Н. К., Горький и фольклор, 2 изд., Л., 1938; его же, Горький и национальные литературы, М., 1946; Белкина Н. П., В творческой лаборатории Горького, М., 1940; Касторский С. В., «Мать» Горького. Творческая история повести, Л., 1940; его же, Горький-художник. Очерки, М. — Л., 1963; История русской литературы, т. 10, М. — Л., 1954; Новиков В. В., Творческая лаборатория Горького-драматурга, М., 1965; Панков В., Советская действительность в изображении Горького, 2 изд., М., 1957; Волков А. А., М. Горький и литературное движение советской эпохи, М., 1958; его же, Путь художника. Максим Горький до Октября, М., 1969; Горький в эпоху первой русской революции, М., 1955; Воровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956; Творчество М. Горького и вопросы социалистического реализма, М., 1958; Муратова К. Д., М. Горький в борьбе за развитие советской литературы, М. — Л., 1958; Наумов Е. М., М. Горький в борьбе за идейность и мастерство советских писателей, М., 1958; Десницкий В., М. Горький. Очерки жизни и творчества, М., 1959; Юзовский Ю. М., Горький и его драматургия, М., 1959; Бялик Б. А., М. Горький — литературный критик, М., 1960; его же, Горький — драматург, М., 1962; Нович И., Художественное завещание Горького «Жизнь Клима Самгина», 2 изд., М., 1968; Овчаренко А. И., Публицистика М. Горького, 2 изд., М., 1965; Бурсов Б., Роман М. Горького «Мать» и вопросы социалистического реализма, [3 изд.], М. — Л., 1962; Тагер Е., Творчество Горького советской эпохи, М., 1964; Луначарский А. В., М. Горький, Собр. соч., т. 2, М., 1964; Максимова В. А., Горький — редактор, М., 1965; М. Горький и его современники, Л., 1968; М. Горький и литературы зарубежного Востока, М., 1968; Михайловский Б. и Тагер Е., Творчество М. Горького, 3 изд., М., 1969; Михайловский Б. В., Творчество М. Горького и мировая литература, М., 1965.

  Библиография: Балухатый С. Д., Литературная работа М. Горького, М. — Л., 1936; Описание рукописей М. Горького, под ред. И. П. Ладыжникова и Е. Ф. Розмирович, т. 1, М. — Л., 1948; Балухатый С. Д., Критика о М. Горьком. 1893—1932, Л., 1934; Балухатый С. Д. и Муратова К. Д., Литературная работа М. Горького. Дополнительный список. 1889—1937, М. — Л., 1941; Произведения М. Горького в переводах на иностранные языки, М., 1958 (Библиографич. указатель); Русская литература конца XIX — начала XX века. Библиографич. указатель, т. 1, М. — Л., 1963.

Памятник М. Горькому в Москве. Бронза, гранит. 1951. Скульпторы И. Д. Шадр, В. И. Мухина, Н. Горький Максим Зеленская и З. Горький Максим Иванова, архитектор З. М. Розенфельд. Горький Максим.

Памятник М. Горькому в Москве. Бронза, гранит. 1951. Скульпторы И. Д. Шадр, В. И. Мухина, Н. Горький Максим Зеленская и З. Горький Максим Иванова, архитектор З. М. Розенфельд.

  Б. В. Михайловский.

Так же Вы можете узнать о...


Сисиан, город, центр ского района Армянской ССР.
Кисунько Григорий Васильевич (р. 20.7.1918, с.
Энева мышь (Marmosa murina), млекопитающее семейства опоссумов отряда сумчатых.
Особые условия поставок, в СССР нормативные акты, регулирующие поставку отдельных видов продукции.
Гомеоморфия (биологическое), значительное сходство, иногда почти полное подобие представителей двух или нескольких групп органического мира (видов, родов, семейств и т.
Тедеско Виктор Тедеско (Tedesco) Виктор (1821 — 28.5.1897, Брюссель), бельгийский политический деятель, революционный демократ.
Лавраки, морской волк (Morone labrax), рыба семейства морских окуней.
Арги, река в Амурской области РСФСР, левый приток р.
Почковый клещ смородины [Eriophyes (Cecidophyopsis) ribis], галловый клещ; один из опаснейших вредителей чёрной и красной смородины в Европе.
Дэнджер, Дейнджер (Danger Cave), пещера близ г.
Физическое воспитание, органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства.
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), международная организация, объединяющая национальные союзы русистов, институты славистики, университетские кафедры и отделения русского языка и литературы 34 стран (1973).
Брага Теофилу Брага (Braga) Теофилу (24.2.1843, Пунта-Делгада, Азорские острова, — 24.
Садовский Александр Иванович [24.11 (6.12). 1859, Витебск, — 26.
Калайдович Константин Федорович [май 1792, Елец, — 19.
Чульман, посёлок городского типа в Якутской АССР, подчинён Нерюнгринскому горсовету.
Нижний Нагольчик, посёлок городского типа в Антрацитовском районе Ворошиловградской области УССР, на р.
«Вяца сатулуй» («Сельская жизнь»), республиканская газета Молдавской ССР на молдавском языке.