Индивидуализм

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИНА
ИНБ
ИНВ
ИНГ
ИНД
ИНЕ
ИНЁ
ИНЖ
ИНЗ
ИНИ
ИНК
ИНН
ИНО
ИНС
ИНТ
ИНУ
ИНФ
ИНХ
ИНЦ
ИНЧ
ИНЪ
ИНЫ
ИНЬ
ИНЮ
ИНЯ

Индивидуализм (франц. individualisme, от лат. individuum — неделимое), тип мировоззрения, сутью которого является в конечном счёте абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причём не какому-то определённому социальному строю, а обществу вообще. Индивидуализм проявляется как в реальной жизненной позиции — в моральном поведении, так и в различных концепциях — этической, философской, идеологической, политической и т. п. Концепции Индивидуализм изображают человека как изначально несоциальное и даже антисоциальное существо (см. также Эгоизм, Анархизм). Индивидуализм не характерен для примитивных, архаических обществ, где индивиды ещё настолько неразвиты и незрелы, что непосредственно принадлежат своему социальному целому как несамостоятельные его частицы; там индивиды не доросли даже и до Индивидуализм (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 18). Индивидуализм возникает и упрочивается лишь в развитых классово-антагонистических формациях, где почва для него расширяется по мере того, как, с одной стороны, индивиды обретают самостоятельность, но, с другой — их культурно-исторические силы получают отчуждённую и безличную форму существования, в противовес их непосредственному бытию (см. Отчуждение). Таковы частнособственнические, особенно буржуазные, отношения, которые Маркс называл «чисто атомистическими» (см. там же, т. 23, с. 103); они порождают точку зрения изолированного одиночки, создают видимость изначальной обособленности индивида от всякого социального целого, что на деле является результатом длительного общественно-исторического процесса. Коренное противоречие Индивидуализм состоит в том, что он для самоутверждения индивида предполагает индивидуализацию общественно выработанных культурных богатств, но одновременно не признаёт общественного источника, характера и направленности самой этой индивидуализации.

  Уже ранние концепции Индивидуализм возникали как следствие противоречий развития культуры в античном обществе (киники, киренская школа). Для эпохи Возрождения характерен культ индивидуальности, переходящий в Индивидуализм Идеологи Просвещения часто делают своим исходным пунктом абстрактного индивида. С углублением социальной атомизации в условиях развитого буржуазного общества формируются концепции более резкого и отчётливого Индивидуализм Так, младогегельянец М. Штирнер («Единственный и его достояние», рус. пер. 1906) провозгласил отречение «Я» от всего того, что не дано как «Мое» (критику см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3). Поскольку Индивидуализм выносит всякую логику общественного процесса за пределы человеческой сущности, это создаёт возможность иррационалистического осмысления его позиции. Такую возможность наиболее полно реализовал экзистенциализм. В условиях монополистического капитализма преобладают следующие тенденции: 1) на смену претерпевшей кризис идеологии либерализма и Индивидуализм приходит антииндивидуализм, связанный с апологией манипуляции людьми со стороны буржуазных социальных институтов, с утверждением «человека организации»; 2) усиливается утилитаристское отношение к культуре, уход человека от широких проблем общественной жизни и борьбы в потребительство. На почве анархистской и нигилистической ультралевой «революционности» бунтовщический Индивидуализм сочетается с примитивнейшим антииндивидуализмом (маоизм, гошизм), враждебным социализму и мировому коммунистическому движению.

  Марксизм объяснил природу, историческую роль Индивидуализм и показал пути его преодоления. Критикуя Индивидуализм, марксизм не противопоставляет ему безличные общественные формы, оторванные от индивидов, а ориентирует на практическое устранение социальной почвы Индивидуализм и полное освоение индивидами сложного и противоречивого содержания их общественной жизни. Целостное развитие самостоятельной личности осуществимо лишь вместе с подлинной коллективностью и через неё, следовательно, лишь с изживанием всех «суррогатов коллективности» (см. там же, с. 75). В борьбе за коммунизм условием свободного развития всех является свободное развитие каждого индивида (см. там же, т. 4, с. 447). Эта идея стала программным положением коммунистической партии: «Всё для человека». Коммунистическое воспитание, вся идеологическая деятельность коммунистической партии направлены на полное преодоление пережитков Индивидуализм (стяжательство, высокомерие, противопоставление коллективу, эгоизм и т. п.), на утверждение всесторонне, целостно развитой личности, исполненной идейности, глубокой ответственности, нравственной активности, творческого отношения ко всем аспектам социальной жизни.

  Г. С. Батищев.

Так же Вы можете узнать о...


Чхороцку, посёлок городского типа, центр ского района Грузинской ССР.
Шмальгаузен Иван Фёдорович [3(15).4.1849, Петербург, — 7(19).
Экзодерма (от экзо... и греч. derma — кожа), наружный одноили многорядный слой плотно сомкнутых опробковевших клеток первичной коры корня, выполняющий покровную функцию после отмирания корневых волосков.
Эпиорнис (Aepyornis), вымершая бегающая птица отряда эпиорнисов.
Яйцеклетка, женская половая клетка (гамета), относительно крупная, неподвижная клетка, являющаяся исходной при зарождении нового организма; образуется у всех высших растений, а также у некоторых водорослей и грибов: (у оогамных видов образуется в оогониях); у мохообразных, папоротникообразных и голосеменных Я.
Автофазировка, явление, обеспечивающее ускорение электронов, протонов, альфа-частиц, многозарядных ионов до высоких энергий (от нескольких Мэв до сотен Гэв) в большинстве ускорителей заряженных частиц; открыто советским физиком В.
Алекперов Алескер Гаджи Ага оглы (15.11.1910 — 31.
Ангиоспазм (от ангио... и спазм), периодически наступающие спазмы мелких артерий, что вызывает уменьшение кровоснабжения органа (ткани).
Аридная растительность, растительность территорий с засушливым климатом, при котором количество испаряемой влаги больше количества выпадающих осадков.
Аффанди Кусума Аффанди (Affandi) Кусума (р. 1910, Черибон, Ява), индонезийский живописец и график.
Баран Пол Баран (Вагап) Пол (1910—1964), американский экономист.
Беляев Спартак Тимофеевич (род. 27.10.1923, Москва), советский физик, академик АН СССР (1968).
Бластула, стадия развития зародыша многоклеточных животных, завершающая период дробления.
Брагинский Иосиф Самуилович [р. 5(18).6.1905, Баку], советский востоковед, член-корреспондент АН Таджикской ССР (1951), заслуженный деятель науки Таджикской ССР.
Бучение, устаревшее название одного из видов термической обработки тканей — отварки.
Ведьмины мётлы, болезни растений, характеризующиеся обильным ветвлением, образованием тонких укороченных ветвей с недоразвитыми листьями, обычно бесплодных.
Вилланова культура, археологическая культура раннего железного века в Северной Италии (900—500 до н.
«Волновой канал», директорная антенна, бегущей волны антенна в виде ряда параллельных линейных электрических вибраторов длиной, близкой к 0,5 длины волны, расположенных в одной плоскости вдоль линии, совпадающей с направлением максимального излучения (приёма).
Вьенна (река во Франции) Вьенна (Vienne), река на З. Франции, левый приток Луары.