Грибоедов Александр Сергеевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГРА
ГРЕ
ГРЁ
ГРЖ
ГРИ
ГРО
ГРУ
ГРЫ
ГРЭ
ГРЮ
ГРЯ

Грибоедов Александр Сергеевич [4(15).1.1795, Москва, — 30.1(11.2). 1829, Тегеран], русский писатель и дипломат. Родился в старинной дворянской семье. Получил разностороннее образование. Занимался музыкой (известны два вальса Грибоедов Александр Сергеевич). В 1806 поступил в Московский университет, в 1810 окончил словесный и юридический факультеты, затем учился на физико-математическом факультете. В 1812 поступил добровольцем в армию, но в военных действиях не участвовал. В 1817 зачислен в Коллегию иностранных дел. В Петербурге познакомился с А. С. Пушкиным, В. К. Кюхельбекером, П. Я. Чаадаевым. Ранние литературные опыты Грибоедов Александр Сергеевич — комедии «Молодые супруги» (1815), «Своя семья» (1817, в соавторстве с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким). В комедии «Студент» (1817, совместно с П. А. Катениным) уже виден будущий реалист-сатирик. В 1818 назначен секретарём русской миссии в Тегеране. С 1822 был в Тбилиси секретарём по дипломатической части при командующем русскими войсками на Кавказе А. П. Ермолове. Здесь Грибоедов Александр Сергеевич начал писать комедию «Горе от ума», замысел которой возник, по-видимому, ещё в 1816. Завершена работа над пьесой в Петербурге (1824), где Грибоедов Александр Сергеевич попал в атмосферу созревавшего заговора декабристов. Близкими друзьями Грибоедов Александр Сергеевич были К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Кюхельбекер, А. И. Одоевский. Как и декабристы, Грибоедов Александр Сергеевич ненавидел самодержавно-крепостнический строй, но скептически относился к возможности успеха чисто военного заговора.

<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Горе от ума<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. Гости на балу у Фамусова. Иллюстрации Л. Н. Кардовского. 1912. Грибоедов Александр Сергеевич.

«Горе от ума». Гости на балу у Фамусова. Иллюстрации Л. Н. Кардовского. 1912.

  «Горе от ума» — главное произведение Грибоедов Александр Сергеевич В нём отразилась целая историческая эпоха. Отечественная война 1812 и вызванный ею национально-патриотический подъём обострили и усилили антикрепостнические настроения в народных массах и среди передовой части дворянского общества. Неслучайно Грибоедов Александр Сергеевич, по-видимому вскоре после окончания комедии, задумал народную трагедию «1812 год» (отрывки опубликованы в 1859), героем которой должен был стать крепостной крестьянин — ополченец, избравший после окончания войны смерть вместо рабства.

  Замысел «Горя от ума», содержание комедии связаны с идеями декабристов. Драматический конфликт комедии был выражением борьбы двух общественных лагерей: феодально-крепостнической реакции и передовой молодёжи, из среды которой вышли декабристы. В комедии дана также, говоря словами Пушкина, «...резкая картина нравов» барской Москвы (см. Полн. собр. соч., т. 10, 1958, с. 121). «Век минувший» фамусовых враждебен культуре, просвещению, социальному и духовному прогрессу. В образе Скалозуба воплощены черты аракчеевской реакции: именно скалозубы расстреливали потом декабристов на Сенатской площади Петербурга. Молчалин стал нарицательным обозначением лакейского угодничества и лицемерия, символом морального рабства.

  Крепостническому дворянству, как и поверхностному дворянскому либерализму (образ Репетилова), противопоставлен Чацкий, которого А. И. Герцен назвал декабристом. В его образе Грибоедов Александр Сергеевич отразил революционный патриотизм декабристов, протест против деспотизма, борьбу за национальную самобытность русской культуры против рабского преклонения перед иностранным. Царская цензура не разрешила печатание комедии; в 1825 были опубликованы лишь отрывки из неё в альманахе «Русская Талия»; первое издание, урезанное цензурой, появилось в 1833 (полный текст опубликован в 1862). Комедия стала расходиться в списках. Декабристы распространяли её в целях пропаганды своих идей. В глазах последующих поколений Чацкий стал символом протеста против всего отжившего и реакционного, борьбы за новое, передовое.

  Появление комедии «Горе от ума» предвещало близкую победу реализма в русской литературе. Жизнь, человеческие характеры Грибоедов Александр Сергеевич раскрыл конкретно-исторически. Сила грибоедовского реализма сказалась в изображении людей и нравов в зависимости от общественной среды, в умении запечатлеть существенные стороны действительности, создавать типические характеры, обобщать социальные явления в живых индивидуализированных образах. Мастер драматургической композиции, Грибоедов Александр Сергеевич с нарастающим напряжением ведёт действие комедии, переплетая драму любви Чацкого с его общественной драмой. Грибоедов Александр Сергеевич выступает как новатор, заменяя обычное классицистское пятиактное членение пьесы четырёхактным и взамен канонического александрийского стиха применяя свободный и живой, разностопный ямбический стих, восходящий к стиху басен И. А. Крылова. «О стихах я не говорю: половина — должна войти в пословицу», — отметил Пушкин (там же, с. 122). Наряду с Крыловым и Пушкиным Грибоедов Александр Сергеевич создавал русский литературный язык.

  Поставленная впервые в Москве в 1831 комедия Грибоедов Александр Сергеевич вплоть до нашего времени была реалистической школой для многих поколений русских актёров.

  Возвратившись в 1825 на Кавказ, Грибоедов Александр Сергеевич получил известие о разгроме восстания 14 декабря. В январе 1826 в крепости Грозный Грибоедов Александр Сергеевич был арестован и находился в Петербурге под следствием по делу декабристов до 2 июня 1826. Доказать его участие в заговоре не удалось, но за Грибоедов Александр Сергеевич был установлен секретный полицейский надзор. Возвратившись в сентябре 1826 в Тбилиси, Грибоедов Александр Сергеевич продолжал дипломатическую деятельность; с 1827 ему поручено ведать сношениями с Турцией и Ираном. По окончании русско-иранской войны 1826—28 участвовал в выработке выгодного для России Туркманчайского мирного договора, текст которого доставил в марте 1828 в Петербург. Грибоедов Александр Сергеевич привёз план и отрывки начатой им романтической трагедии «Грузинская ночь» (опубликована 1859), в которой в духе декабристских идей обличал феодально-крепостнический строй.

<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Горе от ума<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. Сцена из спектакля. (П. А. Каратыгин в роли Загорецкого и И. И. Сосницкий в роли Репетилова). Петербург. 1831. Грибоедов Александр Сергеевич.

«Горе от ума». Сцена из спектакля. (П. А. Каратыгин в роли Загорецкого и И. И. Сосницкий в роли Репетилова). Петербург. 1831.

  Направленный в апреле 1828 полномочным министром-резидентом (послом) в Иран, Грибоедов Александр Сергеевич отнёсся к этому назначению как к политической ссылке. По пути в Иран Грибоедов Александр Сергеевич снова провёл несколько месяцев в Грузии; в Тбилиси женился на Нине Чавчавадзе, дочери своего друга, грузинского поэта А. Чавчавадзе. В качестве посла Грибоедов Александр Сергеевич проводил твёрдую политику. «...Уважение к России и к ее требованиям, вот мне что нужно», — говорил он (Соч., 1945, с. 550). Опасаясь усиления русского влияния в Иране, агенты английской дипломатии и реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию. Во время разгрома миссии Грибоедов Александр Сергеевич был убит. Похоронен в Тбилиси на горе Давида.

 

  Соч.: Полн. собр. соч.. т. 1—3, П., 1911—17: Соч., М., 1956; Горе от ума. Изд. подгот. Н. К. Пиксанов, М., 1969.

 

  Лит.: Белинский В. Грибоедов Александр Сергеевич, «Горе от ума», Полн. собр. соч., т. 3, М., 1953; Гончаров И. А., «Мильон терзаний». Собр. соч., т. 8, М., 1952; А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников, М., 1929; Пиксанов Н. К., Творческая история «Горя от ума», М. — Л., 1928; Литературное наследство, т. 47—48 [Грибоедов], М., 1946; Нечкина М. В., А. С. Грибоедов и декабристы, 2 изд., М., 1951: Орлов В. Н., Грибоедов, 2 изд., М., 1954; Петров С., А. С. Грибоедов, 2 изд., М., 1954; А. С. Грибоедов в русской критике, М., 1958; Попова О. И., Грибоедов — дипломат, М., 1964; История русской литературы XIX в. Библиографич. указатель, М. — Л., 1962.

Памятник А. С. Грибоедову в Москве. Скульптор А. А. Мануйлов. 1959. Грибоедов Александр Сергеевич.

Памятник А. С. Грибоедову в Москве. Скульптор А. А. Мануйлов. 1959.

А. С. Грибоедов. Грибоедов Александр Сергеевич.

А. С. Грибоедов.

  С. М. Петров.

 

Так же Вы можете узнать о...


Келлер Готфрид Келлер (Keller) Готфрид (19.7.1819, Цюрих, — 15.
Теллер Эдвард Теллер (Teller) Эдвард (р. 15.1.1908, Будапешт), американский физик.
Завалье, посёлок городского типа в Гайворонском районе Кировоградской области УССР, в 14 км от ж.
Серкл (Circle), посёлок в США, на В. штата Аляска, на р.
Горелины, Гарелины, владельцы текстильных мануфактур, позднее купцы, фабриканты.
Протограф (от прото... и греч. grapho — пишу) в источниковедении, первоначальная рукопись, легшая в основу более поздних списков (копий, редакций).
Велде Хенри Клеменс ван де Велде (van de Velde) Хенри (Анри) Клеменс ван де (3.
Отвод земли, в СССР совокупность землеустроительных действий по установлению границ земельного участка в натуре (на местности).
Ахмаров Чингиз Габдурахманович [р. 5(18).8.1912, Троицк Оренбургской губернии], советский живописец-монументалист, народный художник Узбекской ССР (1964).
«Молочное и мясное скотоводство», ежемесячный научно-производственный журнал министерства сельского хозяйства СССР.
Эпиналь (Epinal), город на В. Франции. Административный центр департамента Вогезы.
Лептонный заряд, лептонное число, особое квантовое число, характеризующее лептоны.
Хердаль Харальд Хердаль (Herdal) Харальд (р. 1.7.1900, Копенгаген), датский писатель.
Классы семян, группы семян разной посевной ценности, характеризуемые предельными нормами (в %) чистоты, всхожести и некоторых др.
Тканевая несовместимость, гистонесовместимость, невозможность совместного существования клеток и тканей, принадлежащих генетически различным особям и различающихся антигенами.