Гончаров Иван Александрович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГОА
ГОБ
ГОВ
ГОГ
ГОД
ГОЖ
ГОЗ
ГОЙ
ГОК
ГОЛ
ГОМ
ГОН
ГОО
ГОП
ГОР
ГОС
ГОТ
ГОУ
ГОФ
ГОХ
ГОЦ
ГОЧ
ГОШ
ГОЩ
ГОЭ
ГОЯ

Гончаров Иван Александрович [6(18).6.1812, Симбирск, — 15(27).9.1891, Петербург], русский писатель. Родился в купеческой семье. Учился в Московском коммерческом училище (1822—30). Окончил словесное отделение Московского университета (1831—34). В 30-е гг. сблизился с семьей академика живописи Н. А. Майкова. В рукописных альманахах, составлявшихся в этой семье («Подснежник» и «Лунные ночи»), Гончаров Иван Александрович поместил анонимно первые сочинения («Лихая болесть», 1838, «Счастливая ошибка», 1839). Первые стихотворные опыты Гончаров Иван Александрович были подражанием романтическим поэтам. Из ранних произведений значителен очерк «Иван Саввич Поджабрин» (1842, опубликован 1848). В 1846 Гончаров Иван Александрович познакомился с В. Гончаров Иван Александрович Белинским, сыгравшим большую роль в творческой судьбе писателя. В 1847 опубликован первый роман Гончаров Иван Александрович «Обыкновенная история». Белинский отметил в нём «...страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!» (Полн. собр. соч., т. 12, 1956, с. 352). В 1852—54 Гончаров Иван Александрович участвовал в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина в экспедиции на военном фрегате «Паллада». Путевые впечатления составили цикл очерков «Фрегат “Паллада”» (отдельное издание 1858). В них с большим художественным мастерством изображены природа, психология, быт и нравы народов Европы и Азии. С 1856 Гончаров Иван Александрович стал цензором, затем главным редактором официозной газеты «Северная почта» (1862— 1863), членом совета по делам печати.

<a target=И. А. Гончаров. Гончаров Иван Александрович." alt="И. А. Гончаров. «Обыкновенная история». Сцена из спектакля московского театра «Современник». 1966."

И. А. Гончаров. Гончаров Иван Александрович.

И. А. Гончаров.

И. А. Гончаров. «Обыкновенная история». Сцена из спектакля московского театра «Современник». 1966.

  Второй роман Гончаров Иван Александрович «Обломов» (1859) выразил антикрепостнические стремления русского общества, застой русской жизни и сознание необходимости обновления. В этом романе Н. А. Добролюбов увидел приговор крепостничеству, а в образе Обломова — типичный характер, порожденный отсталостью русской жизни, психологией косности и паразитического существования. В последнем романе «Обрыв» (1869), с одной стороны, сочувственно изображена ищущая молодая Россия (в образе Веры), критикуются дворянский либерализм и дилетантизм, показано крушение «старой правды», с другой — сказалось предвзятое отношение к «нигилизму» (образ Марка Волохова) и стремление найти положительное начало в помещичьей среде (образ бабушки). В последние годы жизни Гончаров Иван Александрович написал очерки «Слуги старого века», «Превратность судьбы», рассказ «Литературный вечер», критические статьи. В лучшей своей статье «Мильон терзаний» Гончаров Иван Александрович дал тонкую оценку «Горя от ума» А. С. Грибоедова и его сценического воплощения. Особое место занимают критические заметки Гончаров Иван Александрович о собственных сочинениях: «Предисловие к роману “Обрыв”» (1869, опубл. 1938), «Намерения, задачи и идеи романа “Обрыв”» (1876, опубл. 1895), «Лучше поздно, чем никогда» (опубл. 1879).

И. А. Гончаров. «Обломов» (Москва, 1936). Илл. С. Шор. Гончаров Иван Александрович.

И. А. Гончаров. «Обломов» (Москва, 1936). Илл. С. Шор.

  Гончаров Иван Александрович вошёл в историю русской и мировой литературы как мастер реалистической прозы. Его романы представляют своеобразную трилогию, в которой отражены существенные стороны жизни русского общества 40—60-х гг. 19 в. Три романа Гончаров Иван Александрович объединены между собой единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются в каждом романе, но соответственно эволюционируют в связи с изменениями в русской общественной жизни. Александр Адуев из «Обыкновенной истории» соответствует Обломову и Райскому («Обрыв») так же, как Петр Адуев — Штольцу и затем Тушину. Ценя предпринимателей как трезвых деловых людей, идущих на смену феодально-усадебному укладу, Гончаров Иван Александрович в то же время не принимает их делячества и откровенного эгоизма, которые он распознал ещё в первом романе (в образе Петра Адуева). Художественно совершенны женские образы, созданные Гончаров Иван Александрович; героини отличаются энергией, умом, нравственной силой, верой в высокое назначение человека. Образы Лизаветы Александровны («Обыкновенная история»), Ольги («Обломов») и Веры («Обрыв»), отражающие прогрессивные стремления русского общества, принадлежат к числу лучших женских образов в рус. литературе. Изображение того, как застой и апатия сменялись пробуждением, своеобразно проявилось в каждой части трилогии. В «Обыкновенной истории», по словам самого Гончаров Иван Александрович, показана «ломка старых понятий и нравов — сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности», необходимость дела «в борьбе со всероссийским застоем». В «Обломове» центр тяжести перенесён на обличение крепостнической усадьбы как источника помещичьего паразитизма. В основе романа «Обрыв» — пробуждение «потенциального обломовца» (Райский) и молодых сил из дворянской интеллигенции (Вера), противопоставленных дореформенному нигилисту (Марк Волохов).

  В статье «Что такое обломовщина?» Добролюбов охарактеризовал своеобразие реализма Гончаров Иван Александрович как «...уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его...» (Собр. соч., т. 4, 1962, с. 310). В. И. Ленин часто пользовался понятием обломовщины, видя в ней воплощение патриархальности, отсталости, паразитизма, лени и инертности.

 

  Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—12, СПБ, 1899; Собр. соч., т. 1—8, М., 1952—55; Собр. соч., т. 1—6, М., 1959—60; Повести и очерки, Л., 1937; Литературно-критические статьи и письма, Л., 1938.

 

  Лит.: Белинский В. Гончаров Иван Александрович, Взгляд на русскую литературу 1847 г., Полн. собр. соч., т. 10, М., 1955; Добролюбов Н. А., Что такое обломовщина?, Собр. соч., т. 2, М., 1952; Цейтлин А. Гончаров Иван Александрович, И. А. Гончаров, М., 1950; Рыбасов А. П., И. А. Гончаров, [М.], 1957; Пруцков Н. И., Мастерство Гончарова-романиста, М. — Л., 1962; И. А. Гончаров в русской критике, М., 1958; Алексеев А. Д., Летопись жизни и творчества И. А. Гончарова, М. — Л., 1960; Пиксанов Н. К., Мастер критического реализма И. А. Гончаров, Л., 1952; его же, Роман Гончарова «Обрыв» в свете социальной истории, Л., 1968; И. А. Гончаров в воспоминаниях современников, Л., 1969; История русской литературы XIX в., Библиографический указатель, М. — Л., 1962; Алексеев А, Д., Библиография И. А. Гончарова (1832—1964), Л., 1968.

  Гончаров Иван Александрович П. Пирогов.

 

Так же Вы можете узнать о...


Тулос, озеро в Карельской АССР. Площадь 95,7 км2.
Головатый Ферапонт Петрович [24.5(5.6). 1890, с.
Никитинский (пос. гор. типа в Кемеровской обл.) Никитинский, посёлок городского типа в Кемеровской области РСФСР, подчинён Ленинск-Кузнецкому горсовету.
Ходжент, прежнее (до 1936) название г. Ленинабада, центра Ленинабадской область Таджикской ССР.
Дунс Скот (Duns Scotus) (около 1266—1308), средневековый философ-схоласт; см.
Пероноспоровые грибы (Peronosporales), порядок грибов класса фикомицетов.
Электрометаллургия, область металлургии, охватывающая промышленные способы получения металлов и сплавов с помощью электрического тока.
Кадриль (франц. quadrille, от исп. cuadrilla, буквально — группа из четырёх человек), 1) танец, распространённый у многих народов.
Радиус сходимости, радиус круга сходимости степенного ряда (см.
Антисана (Antisana), действующий вулкан в Восточной (Реаль) Кордильере Экуадора.
Контр-апроши (франц. contre-approches, от contre — против и approche — приближение), в 17 — начале 20 вв.
Серушка (Lactarius flexuosus), шляпочный гриб из группы пластинчатых.
Больцмана распределение, см. Больцмана статистика.
Литературный фонд, основан в 1859 в Петербурге (полное название — Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным) по инициативе А.