Гропиус ВальтерБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Гропиус (Gropius) Вальтер (18.5. 1883, Берлин, — 5.7.1969, Бостон, Массачусетс, США), немецкий архитектор и теоретик архитектуры. Один из основоположников функционализма, последовательно разрабатывавший принципы рационализма в архитектуре. Учился в Высших технических школах Берлина и Мюнхена (1903—07), испытал влияние П. Беренса, ассистентом которого был в 1907—10. Гропиус Вальтер стремился к выявлению конструкций и функционального назначения построек в их внешнем облике, что обусловило новизну архитектурных форм; например, ленты остекления, опоясывающие здание обувной фабрики «Фагус» в Альфельде (Н. Саксония, 1911, совместно с А. Мейером), подчёркивают лёгкость навесной стены. В административном здании на выставке «Немецкого Веркбунда» в Кёльне (1914) выразительно противопоставление кирпичных стен лёгким металлическим конструкциям и остеклению. В 1918 Гропиус Вальтер возглавил школы прикладного и изобразительного искусства в Веймаре, объединив их под названием «Государственный Баухауз» в 1919. В период работы в «Баухаузе» одним из первых стал осваивать те возможности для создания новых форм в современной архитектуре и дизайне, которые заложены в индустриальном производстве; Гропиус Вальтер занимался социальными проблемами зодчества, не выходя, однако, за пределы реформистских иллюзий. В серийном производстве вещей, спроектированных художником-дизайнером, в индустриальном домостроении Гропиус Вальтер видел средство демократизации архитектуры и материально-бытовой среды, окружающей человека. После столкновения с консервативными властями Веймара Гропиус Вальтер переводит «Баухауз» в Дессау, где строит для него новое здание (1925—26), которое имело значение манифеста выдвигаемых им принципов рационалистической архитектуры; здесь задача организации функциональных процессов диктует асимметричное размещение масс здания. В конце 20-х гг. Гропиус Вальтер устанавливает тесные связи с мастерами сов. конструктивизма. В 1928 Гропиус Вальтер переехал в Берлин, посвятив себя проблеме т. н. дешёвых жилищ (см. Жилище). Гропиус Вальтер разработал приём «строчной застройки», при которой стандартные корпуса располагаются параллельными рядами (поселок Даммершток близ Карлсруэ, 1927—28), создал также несколько прототипов экономичных квартир, широко использующихся в Западной Европе. В 1934 после прихода к власти нацистов эмигрировал в Великобританию. Вместе с архитектором М. Фраем создал ряд построек (Импингтонский сельский колледж, 1936—39, и др.), способствовавших распространению функционализма в архитектуре страны. В 1937 переехал в США, в 1937—52 профессор (с 1938 руководитель) архитектурного отделения Гарвардского университета в Кембридже. Построил промышленный посёлок Нью-Кенсингтон близ Питсбурга (1941, совместно с М. Л. Брёйером), с лёгкими по конструкции домами, расположение которых подчинялось рельефу местности. В 1946 Гропиус Вальтер организовал творческий коллектив из 8 молодых архитекторов (ТАС), проектировал с ним архитектурные комплексы зданий Гарвардского университета в Кембридже (1949—50) и университета в Багдаде (строительство начато в 1961 ); опираясь на опыт функционализма и используя новые достижения строительной техники, построил неоклассическое здание посольства США в Афинах (1957—1961), небоскрёб авиакомпании «Панамерикан эрлайнс» в Нью-Йорке (1963). Комплекс «Баухауза» в Дессау. 1925—26. В. Гропиус. Дом Леви в Лондоне. 1936 (совм. с М. Фраем). Сельский колледж в Импингтоне (Великобритания). 1936—39 (совм. с М. Фраем). Дом Франка в Питсбурге (США). 1939 (совм. с М. Л. Брёйером). «Баухауз» в Дессау. 1925—26. Кабинет директора. Фабричное и административное здания на выставке «Немецкого Веркбунда» в Кёльне. 1914 (совм. с А. Мейером).
Общежития Гарвардского университета в Кембридже (США). 1948—50 (с соавторами). Соч.: Internationale Architektur, Münch., 1925; Bauhausbauten in Dessau, Münch., 1930; The new architecture and the Bauhaus, L., [1935]; Wege zu einer optischen Kultur. Fr./M., 1956; в рус. пер. — Границы архитектуры, М., 1971. Автомобиль «Адлер». 1930.
Светильник. Лит.: Giedion S., Walter Gropius. Mensch und Werk, Stuttg., 1954; Argan G. C., Walter Gropius e la Bauhaus, 2 ed., [Torino, 1957]; Fitch J. M., Walter Gropius, N. Y., 1960. Муниципальная биржа труда в Дессау. 1927—28. Интерьер. А. В. Иконников.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|