Конструктивизм

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЮ
КОЯ

Конструктивизм, направление в советском искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусствах, в плакате и искусстве книги, художественном конструировании, а также в литературе). Первая организация конструктивистов (А. М. Ган, А. М. Родченко, братья В. А. и Г. А. Стенберги, В. Ф. Степанова и др.) возникла в Инхуке в 1921. Сторонники Конструктивизм, выдвинув задачу «конструирования» окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические качества таких материалов, как металл, дерево, стекло. В практике Конструктивизм частично воплотились в жизнь лозунги производственного искусства. Показной роскоши буржуазного быта конструктивисты противопоставляли простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём видели олицетворение демократичности и новых отношений между людьми.

В. А. и Г. А. Стенберги. Экспериментальная конструкция. Металл, стекло. 1919. Конструктивизм.

В. А. и Г. А. Стенберги. Экспериментальная конструкция. Металл, стекло. 1919.

А. М. Ган. Киоск Всероссийского комитета помощи инвалидам войны… (слева — в подготовленном для работы виде; справа — в сложенном виде). 1-я пол. 1920-х гг. Конструктивизм.

А. М. Ган. Киоск Всероссийского комитета помощи инвалидам войны… (слева — в подготовленном для работы виде; справа — в сложенном виде). 1-я пол. 1920-х гг.

<a target=<a target=Эскизы рисунков для тканей: 1 — В. Ф. Степановой (гуашь, 1924, собрание В. А. Родченко, Москва); 2 — Л. С. Поповой (гуашь, 1924, собрание Д. В. Сарабьянова и Е. Б. Муриной, Москва). Конструктивизм." alt="Эскизы рисунков для тканей: 1 — В. Ф. Степановой (гуашь, 1924, собрание В. А. Родченко, Москва); 2 — Л. С. Поповой (гуашь, 1924, собрание Д. В. Сарабьянова и Е. Б. Муриной, Москва)." Конструктивизм." alt="В. Ф. Степанова. Проекты спортивной одежды. Гуашь. 1920-е гг. Собственность В. А. Родченко. Москва."

Эскизы рисунков для тканей: 1 — В. Ф. Степановой (гуашь, 1924, собрание В. А. Родченко, Москва); 2 — Л. С. Поповой (гуашь, 1924, собрание Д. В. Сарабьянова и Е. Б. Муриной, Москва). Конструктивизм.

Эскизы рисунков для тканей: 1 — В. Ф. Степановой (гуашь, 1924, собрание В. А. Родченко, Москва); 2 — Л. С. Поповой (гуашь, 1924, собрание Д. В. Сарабьянова и Е. Б. Муриной, Москва).

В. Ф. Степанова. Проекты спортивной одежды. Гуашь. 1920-е гг. Собственность В. А. Родченко. Москва.

А. М. Родченко. Оформление и мебель рабочего клуба, экспонировавшиеся на Международной выставке декоративного искусства в Париже. 1925. Конструктивизм.

А. М. Родченко. Оформление и мебель рабочего клуба, экспонировавшиеся на Международной выставке декоративного искусства в Париже. 1925.

  В архитектуре принципы Конструктивизм были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга и впервые четко проявились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923; новый внешний облик, в котором выявлена конструктивная основа здания — железобетонный каркас; чёткий и рациональный план). В 1925 была основана творческая организация конструктивистов — ОСА (Объединение современных архитекторов), печатным органом которой стал журнал «Современная архитектура» (1926—30). На его страницах было изложено кредо архитектурного Конструктивизм — т. н. функциональный метод, который требовал от архитектора учёта особенностей функционирования зданий, сооружений и комплексов путём создания их рационального плана и оборудования. Наряду с др. группами советских архитекторов конструктивисты (братья Веснины, М. Я. Гинзбург, И. И. Леонидов, А. С. Никольский, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров и др.) вели поиски новых приёмов планировки населенных мест и принципов расселения, выдвигали проекты перестройки быта (см. Жилище), разрабатывали новые типы общественных зданий (Дворцы труда, Дома Советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д.). Однако в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок (объявление квартиры «материальной формой мелкобуржуазной идеологии», схематизм в организации быта в некоторых проектах домов-коммун, недоучёт природно-климатических условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма).

М. О. Барщ, В. Н. Владимиров, М. Я. Гинзбург, А. Л. Пастернак, Г. А. Сум-Шик. Типовой проект шкафа-кухни. 1928—29. Конструктивизм.

М. О. Барщ, В. Н. Владимиров, М. Я. Гинзбург, А. Л. Пастернак, Г. А. Сум-Шик. Типовой проект шкафа-кухни. 1928—29.

А. А., В. А. и Л. А. Веснины. Проект Дворца Труда в Москве. 1922—23. Конструктивизм.

А. А., В. А. и Л. А. Веснины. Проект Дворца Труда в Москве. 1922—23.

М. Я. Гинзбург. Проект дома акционерного общества «Оргметалл» в Москве. 1926—27. Конструктивизм.

М. Я. Гинзбург. Проект дома акционерного общества «Оргметалл» в Москве. 1926—27.

И. И. Леонидов. Проект «Института Ленина» (Института библиотековедения им. В. И. Ленина). 1927. Фрагмент. Конструктивизм.

И. И. Леонидов. Проект «Института Ленина» (Института библиотековедения им. В. И. Ленина). 1927. Фрагмент.

<a target=<a target=М. О. Барщ, М. Я. Гинзбург, М. А. Охитович и др. Проект однокомнатной ячейки для «семейного коллектива». 1929. Конструктивизм." alt="М. О. Барщ, М. Я. Гинзбург, М. А. Охитович и др. Проект однокомнатной ячейки для «семейного коллектива». 1929." Конструктивизм." alt="М. О. Барщ, М. Я. Гинзбург, М. А. Охитович и др. Проект жилого здания («товарищеская коммуна»). 1929."

М. О. Барщ, М. Я. Гинзбург, М. А. Охитович и др. Проект однокомнатной ячейки для «семейного коллектива». 1929. Конструктивизм.

М. О. Барщ, М. Я. Гинзбург, М. А. Охитович и др. Проект однокомнатной ячейки для «семейного коллектива». 1929.

М. О. Барщ, М. Я. Гинзбург, М. А. Охитович и др. Проект жилого здания («товарищеская коммуна»). 1929.

Н. Д. Колли. Проект трансформаторной станции. 1-я пол. 1920-х гг. Конструктивизм.

Н. Д. Колли. Проект трансформаторной станции. 1-я пол. 1920-х гг.

Эстетика Конструктивизм в определённой степени способствовала становлению советского художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов (А. М. Родченко, А. М. Гана и др.) создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое заводское изготовление новые типы посуды, арматуры, мебели. Художники создавали рисунки для тканей (В. Ф. Степанова, Л. С. Попова), разрабатывали практичные модели рабочей одежды (В. Ф. Степанова, В. Е. Татлин), создавали оформление выставок (Л. М. Лисицкий). Конструктивизм сыграл заметную роль в развитии графики — плаката (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г. Г. Клуциса, А. М. Родченко), конструирования книги (новые приёмы использования выразительных возможностей шрифта и наборных материалов в работах А. М. Гана, Л. М. Лисицкого). В театре вместо традиционных декораций конструктивисты создавали подчинённые задачам сценические действия «станки» для работы актёров, одетых в прозодежду (работы Л. С. Поповой, А. А. Веснина и др. над постановками В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова).

Л. С. Попова. Макет установки для трагического фарса Кроммелинка «Великодушный рогоносец» в Театре им. В. Э. Мейерхольда в Москве. 1922. Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. Москва. Конструктивизм.

Л. С. Попова. Макет установки для трагического фарса Кроммелинка «Великодушный рогоносец» в Театре им. В. Э. Мейерхольда в Москве. 1922. Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. Москва.

Г. Г. Клуцис. «Спорт». Фотомонтаж. 1923. Конструктивизм.

Г. Г. Клуцис. «Спорт». Фотомонтаж. 1923.

Л. М. Лисицкий. «Ленинская трибуна». Проект. Цветная тушь. 1920—24. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва. Конструктивизм.

Л. М. Лисицкий. «Ленинская трибуна». Проект. Цветная тушь. 1920—24. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва.

  Применительно к зарубежным пластическим искусствам термин «Конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремящееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре — одно из авангардистских течений, использовавшее некоторые формальные поиски раннего советского Конструктивизм (скульпторы Н. Габо, А. Певзнер).

И. А. Глосов. Проект клуба им. Зуева в Москве. 1927. Конструктивизм.

И. А. Глосов. Проект клуба им. Зуева в Москве. 1927.

  В литературе конструктивистские тенденции, отвечавшие «левым» требованиям «революции формы» (преобразования языка, стиха, жанров), стимулировались лозунгами ЛЕФа. (ориентация на «конструкцию материалов» вместо интуитивно найденного стиля, монтаж или «кинематографичность» в прозе, «агит-поэзию», газетный язык). Как самостоятельное, преимущественно поэтическое течение Конструктивизм провозглашен Конструктивизм Л. Зелинским, И. Л. Сельвинским и А. Н. Чичериным в 1923 (манифест — в их сборнике «Мена всех», 1924). В 1924 оформился Литературный центр конструктивистов (ЛЦК), в котором участвовали наряду с И. Л. Сельвинским и Конструктивизм Л. Зелинским (теоретик группы) В. А. Луговской, В. М. Инбер, Б. Н. Агапов, Е. И. Габрилович, Туманный (Н. Н. Панов), А. П. Квятковский и др.; организационно примыкал Э. Г. Багрицкий. В теоретических установках Конструктивизм (в противовес ЛЕФу) признавал суверенные права поэзии, однако закономерности её развития как явления духовной культуры во многом подменялись ориентацией на прогресс «технической оснастки культуры» [например, принцип «грузофикации слова», или «конструкторского» распределения материала: «максимальная нагрузка потребности на единицу его, т. е. коротко, сжато, в малом — многое, в точке — всё» («Мена всех», [сб.], 1924, с. 8), что в крайнем выражении приводило к стилю лозунга и рекламы (опыты А. Н. Чичерина)]. С другой стороны, выражением конструктивной «организованности» явился «локальный принцип» — «конструирование» темы из наиболее сопричастных ей слов и ритмов; в поэтической лаборатории И. Л. Сельвинского авторская речь растворялась в языке перспнажа или описываемой среды (стихотворение «Вор», 1922, целиком на воровском жаргоне), применялась фонетическая транскрипция с обозначением тона для передачи «ритмических соответствий» произношению (например, песенного или плясового лада). Конструктивисты осваивали в поэзии приёмы прозы («инфляция прозы»), особые пласты лексики и др. (профессиональная речь, жаргоны); отказываясь от лирических эмоций, предпочитали четко организованную фабульную поэзию, эпические жанры. Но «стиля эпохи», как замышляли, они не создали. В 1930 группа ЛЦК самораспустилась. Роль ЛЦК в советской поэзии определяется не ошибочными теоретическими установками, а самим творчеством входивших в него талантливых поэтов (во главе с И. Л. Сельвинским), оставивших живое поэтическое наследие.

 

  Лит.: Ган А., Конструктивизм, Тверь, 1922; «Кино-фот», 1922—23; «Современная архитектура», 1926—30; Литературные манифесты (от символизма к Октябрю), М., 1929; Из истории советской архитектуры. 1917—1925 гг. Документы и материалы, М., 1963; Советское литературоведение и критика. Библиографический указатель, М., 1966; Из истории советской архитектуры. 1926—1932 гг. Документы и материалы, М., 1970.

А. Конструктивизм Буров. Проект центрального вокзала в Москве. 1925. Конструктивизм.

А. Конструктивизм Буров. Проект центрального вокзала в Москве. 1925.

  С. О. Хан-Магомедов (введение, архитектура),

  В. И. Ракитин (художественное конструирование, графика, театрально-декорационное искусство),

  А. А. Морозов (литература).

Так же Вы можете узнать о...


Глиптотека (от греч. glyptos — вырезанный, изваянный и thГраббе Кристиан Дитрих Граббе (Grabbe) Кристиан Дитрих (11. 12. 1801, Детмольд, — 12.
Гутфрёйнд Ото Гутфрёйнд (Gutfreund) Ото (3.8. 1889, Двур-Кралове, — 2.
Демократический фронт Албании (ДФА), массовая общественно-политическая организация.
Динго (Canis lupus dingo, или Canis familiaris dingo), одичавшая домашняя собака, возможно завезённая в Австралию ещё до появления там европейцев.
Дробовой шум, беспорядочные изменения напряжений и токов относительно их среднего значения (флуктуации) в цепях усилителей, радиоприёмников и др.
Желания мыс, северо-восточная оконечность Северного острова Новой Земли (76°57’ северной широты, 68°35’ восточной долготы).
Затеречный, посёлок городского типа в Нефтекумском районе Ставропольского края РСФСР, в 96 км к северо-востоку от ж.
Иванов Александр Андреевич [16(28).7.1806, Петербург, — 3(15).
«Иностранная литература», литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал СП СССР; выходит в Москве с 1955.