Руссо Жан Жак

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РУА
РУБ
РУВ
РУГ
РУД
РУЖ
РУЗ
РУИ
РУК
РУЛ
РУМ
РУН
РУО
РУП
РУР
РУС
РУТ
РУУ
РУФ
РУХ
РУЦ
РУЧ
РУШ
РУЩ
РУЭ

Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева, — 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа), французский философ-просветитель, писатель, композитор. Сын часовщика. Служил лакеем, писцом, гувернёром, учителем музыки и др. До 1741 жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. В 1743—44 секретарь французского посольства в Венеции. В Париже сблизился с Д. Дидро и другими просветителями, сотрудничал в энциклопедии, куда писал статьи главным образом по вопросам музыки. В 1762, после выхода в свет педагогического романа «Эмиль» и политического трактата «Об общественном договоре», опасаясь ареста, покинул Францию. Его преследовали не только французские католики, но и швейцарские протестанты. В 1770 он возвратился в Париж, занимался перепиской нот. Последние месяцы жизни провёл в Эрменонвиле, имении маркиза Руссо Жан Жак Л. Жирардена. В период якобинской диктатуры останки Руссо Жан Жак были перенесены в Пантеон.

  Руссо Жан Жак — наиболее влиятельный представитель французского сентиментализма, последнего и наиболее революционного этапа Просвещения. Социально-философские взгляды Руссо Жан Жак нашли отражение в его трактатах. В «Рассуждении о науках и искусствах» (1750) он подвергает критике современную цивилизацию, основанную на неравенстве и жестокой эксплуатации народа, и противопоставляет ей «естественное состояние», где люди были равны и свободны, не зная власти общества с его системой принудительных узаконений. Руссо Жан Жак отмечает пагубное воздействие наук и искусств: они «... покрывают гирляндами цветов железные цепи, коими опутаны... люди» («Трактаты», М., 1969, с. 12), заглушают в них естественный голос свободы, являются причиной упадка нравов. Эти идеи получили дальнейшее развитие в «Рассуждении о начале и основании неравенства между людьми» (1755); Ф. Энгельс относил его к «... высоким образцам диалектики» («Анти-Дюринг», 1966, с. 16). Руссо Жан Жак утверждает, что основанием неравенства явилась частная собственность, причём имущественное неравенство породило политическое, закрепленное образованием государства. Трагические противоречия прогрессалейтмотив трактата: по мере развития цивилизации углубляется неравенство; оно достигает наивысшего предела при деспотизме, где все превращены в ничто. Руссо Жан Жак обосновывает право народа на восстание: современное государство держится силой и только сила может его низвергнуть.

  Руссо Жан Жак понимает, что вернуться к утраченному раю «естественного состояния» невозможно и человек обречён жить в обществе. В трактате «Об общественном договоре» (1762) он рисует картину идеального общества, максимально приближенного к природе. В общественном состоянии суверенной свободой обладает не личность, а государство, возникшее на основе добровольного соглашения, договора, а люди пользуются свободой лишь как полноправные члены государства. Теория общественного договора приобретает у Руссо Жан Жак радикально-демократический характер. Условием свободы является равенство, и не только политическое, но и имущественное; его обязано охранять государство, не допуская поляризации богатства и нищеты. Мелкую собственность, основанную на личном труде, Руссо Жан Жак считает незыблемой основой общества, не менее священной, чем свобода. Руссо Жан Жак критикует систему английского парламентаризма, отстаивает идею народного суверенитета, народовластия и, опираясь на опыт античного полиса и швейцарских кантонов, выступает за принцип прямой демократии, где законы непосредственно принимаются собранием всех граждан. Ориентация на создание мельчайших государственных образований, как и идея равенства мелкой крестьянской и ремесленной собственности, была утопична, противоречила объективным тенденциям исторического развития, но эта мечта о равенстве выражала социальные чаяния народных масс (прежде всего крестьянства) и вдохновляла якобинцев в период Великой французской революции.

  Педагогические воззрения Руссо Жан Жак получили выражение в книге «Эмиль, или О воспитании» (1762), занимающей промежуточное место между педагогическим трактатом и художественным произведением. Утверждая в начале книги: «Все прекрасно, когда выходит из рук творца, все портится в руках человека», Руссо Жан Жак стремится изолировать своего воображаемого воспитанника Эмиля от тлетворного влияния общества с тем, чтобы развить заложенные в нём природой задатки и индивидуальные склонности. Руссо Жан Жак не допускает никакого насилия над личностью ребёнка, уделяя внимание не столько образованию, сколько нравственному воспитанию, которое Руссо Жан Жак не мыслит без религиозной основы. В этом он расходится с французским материализмом 18 в. Отвергая культовые формы, церковность, религиозную догматику, что и было причиной осуждения «Эмиля» французскими клерикалами и женевскими кальвинистами, Руссо Жан Жак стоит на позициях деизма. Он сохраняет веру в бога как творца Вселенной и высшего нравственного законодателя, но, в отличие от Вальтера, апеллирует не к просвещённому разуму, а к религиозному чувству, живущему в сердце как внутренний голос совести.

  Руссо Жан Жак выступил с критикой всей сословно-феодальной системы воспитания, подавлявшей личность ребёнка. Он был врагом догматизма и схоластики, поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личным опытом ребёнка. Особое значение Руссо Жан Жак придавал трудовому воспитанию. Педагогические воззрения Руссо Жан Жак, проникнутые гуманизмом и демократизмом, сыграли важную роль в развитии взглядов на цели, задачи и методы воспитания в конце 18 — начале 19 вв. Значительное влияние оказали взгляды Руссо Жан Жак на немецких педагогов-филантропистов (см. Филантропизм), на И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстого, в известной мере на Г. Спенсера, Дж. Дьюи.

  Художественное творчество Руссо Жан Жак разнообразно но жанрам: стихи, поэмы, комедии («Нарцисс», 1733, пост. 1752, опубл. 1753; «Военнопленные», 1743, опубл. 1782, и др.); оперы, для которых он сам сочинял и либретто и музыку (наиболее значительная — «Деревенский колдун», пост. 1752, опубл. 1753; музыка оперы написана по образцу французских народных песен и танцев, но в ней ощутимы и черты итальянского стиля); одноактная лирическая сцена «Пигмалион» (пост. 1770; музыка совместно с О. Куанье), сочетающая текст с инструментальной музыкой и являющаяся ранним образцом музыкально-драматического жанра мелодрамы: роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) и «Исповедь» (1766—69, изд. 1782—89). «Новая Элоиза» повествует о любви аристократки Юлии д'Этанж и разночинца Сен-Пре. Первая половина книги — гимн естественной страсти, сметающей все условности цивилизации; во второй — рисуется семейная жизнь Юлии и Вольмара, изображенная как утопия идеального общества, прославляются нравственный долг и общественные обязанности человека (в духе трактата «Об общественном договоре»). Между первой и второй половинами книги — не только противоречие, но и связь: по мысли Руссо Жан Жак, голос природы, которому повинуются герои, делает их добродетельными. Эпистолярный жанр, используемый Руссо Жан Жак, позволил ему не только показать «жизнь сердца», внутренний мир героев, но и коснуться важнейших социальных и философских проблем века. Это связано с образом Сен-Пре, новым типом «третьесословного» человека; его волнуют не только личные страсти и интересы, но и судьбы мира. Важную конструктивную роль в романе играет пейзаж. Ландшафты Руссо Жан Жак всегда окрашены лирическим настроением, отвечая душевному состоянию персонажей.

<a target=<a target=Ж. Ж. Руссо. Руссо Жан Жак." alt="Ж. Ж. Руссо." Руссо Жан Жак." alt="Ж. Ж. Руссо. «Исповедь». Илл. Н. Кузьмина. Москва. 1949."

Ж. Ж. Руссо. Руссо Жан Жак.

Ж. Ж. Руссо.

Ж. Ж. Руссо. «Различные сочинения». Фронтиспис Ж. Б. Пигаля. Амстердам. 1762. Руссо Жан Жак.

Ж. Ж. Руссо. «Различные сочинения». Фронтиспис Ж. Б. Пигаля. Амстердам. 1762.

Ж. Ж. Руссо. «Исповедь». Илл. Н. Кузьмина. Москва. 1949.

  «Новая Элоиза» пользовалась огромным успехом у современников, но для последующих поколений большее значение имела «Исповедь» — самое выдающееся произведение Руссо Жан Жак Это не только автобиография, но и роман 18 в. Цель книги — «... показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы» (Руссо Ж. Ж., Избр. соч., т. 3, М., 1961, с. 9), во всём его неповторимом индивидуальном своеобразии. С предельной искренностью и беспощадной правдивостью Руссо Жан Жак обнажает своё сердце, «... все свои сокровенные мысли...» (там же, с. 671), не боясь рассказать «... о себе самом самые отвратительные вещи...» (там же, с. 673). «Вся правда» о человеке — это рационально неистолковываемая сложность и противоречивость душевной жизни: высокое соседствует с низменным, добро со злом. Руссо Жан Жак, однако, сохраняет веру в добрую основу человеческой природы, которую только искажает современное общество, заставляя людей носить личины, лгать окружающим и самим себе, смотреть на мир «чужими глазами» и «хотеть чужою волею» (см. «Эмиль», М., 1896, с. 75). Психологический анализ неотделим у Руссо Жан Жак от социального пафоса «Исповеди». К ней примыкают и другие автобиографические произведения Руссо Жан Жак: «Диалоги: Руссо судит Жан Жака» (1775—76) и «Прогулки одинокого мечтателя» (1777—78, опубл. 1782). Руссо Жан Жак оказал огромное влияние на всю последующую литературу, общественную мысль и философию. С его именем связано целое течение — руссоизм, в той или иной мере захватившее все европейские страны. За пределами Франции особенно сильным было влияние идей Руссо Жан Жак в Германии (в философии — И. Кант, И. Г. Фихте; в литературе — поэты «Бури и натиска» Я. М. Руссо Жан Жак Ленц, Ф. М. Клингер, молодые И. В. Гёте и Ф. Шиллер).

  Творчество Руссо Жан Жак постоянно привлекало к себе внимание русских читателей. А. И. Герцен писал: «Мы также пережили Руссо..., как французы» (Собр. соч., т. 18, 1959, с. 322). К Руссо Жан Жак проявляли острый интерес Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, Н. Г. Чернышевский. Л. Н. Толстой, по собственному признанию, «боготворил Руссо». Ф. М. Достоевский резко полемизировал с идеями Руссо Жан Жак

 

  Соч.: Œuvres complétes, v. 1—13, P., 1885—1905; Œuvres complétes, t. 1—3, P., 1959—64; в рус. пер. — Избр. соч., т. 1—3, М., 196:1; Юлия, или Новая Элоиза, М., 1968: Трактаты, М., 1969.

 

  Лит.: Розанов М. Н., Ж. Ж. Руссо и литературное движение конца 18 и начала 19 вв.. т. 1, М., 1910; Верцман И. Е., Жан-Жак Руссо, М., 1958; Лотман Ю. М., Руссо и русская литература XVIII в., в кн.: Эпоха Просвещения, Л., 1967; Fusil С. А., Rousseau juge de Jean-Jacques. 3 éd.. P., [1923]; Burgelin P., La philosophic de l'ex'stence de J.-J. Rousseau, P., 1952; Greene F. C., J.-J. Rousseau. Acritical study of his life and writings, Camb., 1955; May G., Rousseau par luimeme, [P., 1961]; Guéhenno J., Jean Jacques, t. 1—2, [P., 1962]; Mornet D., Rousseau, 5 éd, mise à lour, [P., 1963]; Starobinski J., J.-J. Rousseau, [P., 1971] (лит.); Trousson R., Rousseau etsa fortune litteraire, P., Saint-Medarden Jalalles, 1971; Senelier J., Bibliographie generale des oeuvres de J.-J. Rousseau, P., 1950.

  В. Я. Бахмутский.

Так же Вы можете узнать о...


Качины (самоназвание — цзиньпо или чжингпхо), народ, живущий в лесных горных районах на С.
Кирово (пос. гор. типа в Ферганской обл.) Кирово, посёлок городского типа, центр Кировского района Ферганской области Узбекской ССР.
Коларов Васил Петров [16(28).7.1877, Шумен, — 23.
«Константин», «Великий князь Константин», торговый пароход Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ), вооружённый и включенный в состав русского Черноморского флота перед русско-турецкой войной 1877—78.
Костюк Григорий Силович [р. 23.11(5.12).1899, село Могильно, ныне Гайворонского района Кировоградской области], советский психолог, действительный член АПН СССР (1967).
Крона (часть дерева) Крона (нем. Krone, от лат. corona — венец), надземная (выше штамба) разветвленная часть дерева.
Кутиала (Koutiala), город на юго-востоке Мали, в области Сикасо.
Левзея сафлоровидная, маралий корень, рапонтикум сафлоровидный (Rhaponticum carthamoides), многолетнее корневищное травянистое растение семейства сложноцветных.
Лингвистические институты, научно-исследовательские учреждения, занимающиеся исследовательской работой в области лингвистики; см.
Луна Альваро де Луна (Luna) Альваро де (1388, Каньете, — июнь 1453, Вальядолид), граф, коннетабль (верховный главнокомандующий) Кастилии (с 1423).
Мал (древлян. князь) Мал (по другим источникам, Нискин, Нискиня — человек маленького роста), древлянский князь.
Масуди Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн Масуди, аль- (конец 9 века, Багдад, — 956 или 957, Фустат, Египет), арабский историк и путешественник.
Меншуткин Николай Александрович [12(24).10.1842, Петербург, — 23.
Мир (пос. гор. типа в Гродненской обл.) Мир, посёлок городского типа в Кореличском районе Гродненской обл.
Моргентау Генри Моргентау (Morgenthau) Генри (11.5.1891, Нью-Йорк, — 6.