Драга

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДРА
ДРВ
ДРЕ
ДРЁ
ДРЖ
ДРИ
ДРО
ДРУ
ДРЮ

Драга (от англ. drag), плавучее горно-обогатительное сооружение с комплексом оборудования, предназначенного для разработки обводнённых месторождений полезных ископаемых и извлечения ценных компонентов с плотностью свыше 3 (золото, платина, олово, алмазы и др.). Драга применяют для разработки преимущественно аллювиальных и элювиально-делювиальных, а также прибрежно-морских россыпей, за исключением валунистых, крепко сцементированных горными породами и вязкими глинами. Драга подразделяются на 2 класса: континентальные (для разработки материковых россыпей), которые, как правило, монтируются на плоскодонном понтоне (судне), обеспечивающем нормальную их плавучесть и эксплуатацию в замкнутом водоёме в соответствии с требованиями Речного регистра РСФСР, морские, предназначенные для разработки россыпных и осадочных месторождений, залегающих в прибрежной зоне и в глубоководной части акватории крупных озёр, морей и океанов. Эти Драга обычно монтируются на килевых, реже плоскодонных, самоходных либо буксирных судах, обеспечивающих их нормальную плавучесть и эксплуатацию в открытом море при штормовом волнении в соответствии с требованиями Морского регистра (см. Регистр Союза ССР). Драга оснащается стационарным промывочно-обогатительным оборудованием, установленным на судне, либо работает по раздельной схеме «добыча—обогащение» в цикле с обособленными береговой или плавающей обогатительными установками.

  Морские и континентальные Драга различают: по роду энергии — электрические, дизель-электрические, дизельные, паровые; по способу передвижения (маневрирования) — канатно-свайные, канатно-якорные; по возможной глубине разработки (выемки) пород ниже ватерлинии — малой глубины выемки (до 6 м), средней (до 18 м), глубокой (до 50 м), сверхглубокой (свыше 50 м); по принципу действия добычного аппарата: черпающие — одночерпаковые (с ковшом типа механической лопаты, с грейферным ковшом, с ковшом драглайна) и многочерпаковые (с прерывистой черпаковой цепью, со сплошной черпаковой цепью), подразделяющиеся также по ёмкости черпаков — малолитражные (до 100 л), среднего литража (до 250 л) и крупнолитражные (более 250 л); гидрои пневмовсасывающие — землесосные с механическими или гидравлическими разрыхлителями и без них, эжекторные, эрлифтные и землесосные с погружными насосами.

  Область применения Драга ограничивается глубиной разработки продуктивных пород (рис. 1). Широкое распространение при разработке континентальных россыпей получили электрические, реже дизельные и паровые, многочерпаковые драги со сплошной и прерывистой цепью черпаков ёмкостью от 50 до 600 л и законченным циклом обогащения, а на морских — одночерпаковые гидрои пневмовсасывающие. Морские Драга конструктивно отличаются от континентальных особенностями маневрового и транспортно-отвального оборудования (отсутствие свай и отвального конвейера). При работе в открытом море передвижение и маневрирование Драга по забою осуществляется посредством канатно-якорного устройства.

Рис. 1. Конструктивные типы драг, применяемых для разработки континентальных и морских россыпей различной глубины залегания: 1 — многочерпаковая (с прерывистой или сплошной цепью черпаков); 2 — землесосная с механическим разрыхлителем; 3 — землесосная с гидравлическим разрыхлителем; 4 — эрлифтная; 5 — грейферная; 6 — драглайновая; 7 — эжекторная и землесосная с погружными насосами и перекачными станциями. Драга.

Рис. 1. Конструктивные типы драг, применяемых для разработки континентальных и морских россыпей различной глубины залегания: 1 — многочерпаковая (с прерывистой или сплошной цепью черпаков); 2 — землесосная с механическим разрыхлителем; 3 — землесосная с гидравлическим разрыхлителем; 4 — эрлифтная; 5 — грейферная; 6 — драглайновая; 7 — эжекторная и землесосная с погружными насосами и перекачными станциями.

  Многочерпаковая Драга (рис. 2) состоит из плавающего судна, обычно в виде плоскодонного цельнометаллического понтона сварной конструкции, на котором размещены жёстко связанные с ним массивные фермы остова (так называемая суперструктура) и надпалубная надстройка, а также передняя и задняя мачты, черпающее и маневровое устройства, обогатительное и др. оборудование.

Рис. 2. Общий вид 380-литровой драги ОМ-431: 1 — понтон; 2 — черпаковая рама; 3 — черпаковая цепь; 4 — нижний черпаковый барабан; 5 — поддерживающий барабан; 6 — подвес черпаковой рамы; 7 — передняя мачта; 8 — главная ферма (суперструктура); 9 — задняя мачта; 10 — сваи; 11 — отвалообразователь (стакер); 12 — хвостовые колоды; 13 — береговой мостик; 14 — надстройка. Драга.

Рис. 2. Общий вид 380-литровой драги ОМ-431: 1 — понтон; 2 — черпаковая рама; 3 — черпаковая цепь; 4 — нижний черпаковый барабан; 5 — поддерживающий барабан; 6 — подвес черпаковой рамы; 7 — передняя мачта; 8 — главная ферма (суперструктура); 9 — задняя мачта; 10 — сваи; 11 — отвалообразователь (стакер); 12 — хвостовые колоды; 13 — береговой мостик; 14 — надстройка.

  В России малолитражные одночерпаковые Драга, известные под названием «пахарь», применялись старателями при добыче золота из небольших русловых россыпей. Первая многочерпаковая Драга с механизированным приводом от паровой машины построена в 1870 в Новой Зеландии. В России первая многочерпаковая Драга, переоборудованная из купленной в Голландии землечерпалки, была установлена в 1893 в долине р. Кудача на Амурском прииске «Рождественский». В 1900 Невьянский завод на Урале приступил к производству первых отечественных Драга Наибольший подъём драгостроения относится к 30—40-м гг. 20 в., когда действующий дражный флот зарубежных стран насчитывал около 400 крупнолитражных Драга Пионером советского драгостроения стал завод «Красный Путиловец» (ныне Кировский завод в Ленинграде), который с 1926 по 1930 изготовлял электрические Драга с черпаками ёмкостью 210 и 380 л, что позволило прекратить импорт Драга В 1931 Иркутский завод тяжёлого машиностроения изготовил первые Драга с черпаками ёмкостью 150 л. В 1969 этим заводом изготовлена крупнейшая в мире электрическая Драга с черпаками ёмкостью 600 л и предельной глубиной черпания 50 м ниже уровня воды (рис. 3). Отечественные драгостроительные предприятия серийно выпускают электрические Драга нескольких типоразмеров (см. таблицу).

Рис. 3. Общий вид уникального по своим размерам и глубине черпания драги с черпаками ёмкостью 600 л. Драга.

Рис. 3. Общий вид уникального по своим размерам и глубине черпания драги с черпаками ёмкостью 600 л.

  В зарубежной практике в связи с истощением в большинстве стран запасов континентальных россыпей действующие Драга переносят, как правило, с одного месторождения на другое (Южная Америка), а новые Драга, предназначенные преимущественно для разработки оловоносных (Малайзия, Индонезия) и прибрежно-морских алмазоносных россыпей (Западная Африка), изготавливаются в незначительном количестве.

  Обладая самым мощным и многочисленным дражным флотом в мире, СССР имеет высокие достижения в драгостроении и определяет в этой области мировой уровень науки и техники.

  Новым направлением в драгостроении является оснащение маневрового устройства независимыми друг от друга лебёдками и приводами, выполняющими одну технологическую операцию. Как правило, эти лебёдки имеют электрическую блокировку и централизованное управление, что обеспечивает ритмичную работу Драга Типовая схема обогатительного оборудования, применяемая на Драга отечественного производства, показана на рис. 4. При оптимальных режимах обогащения на Драга достигаются высокие показатели извлечения (на песках тяжёлых металлов 93,8—98,6%, а лёгких минералов 89,5—95,6%). Развитие драгостроения идёт по пути максимальной унификации агрегатов и узлов Драга, оснащения их новейшим высокопроизводительным оборудованием, эффективными системами регулируемого электропривода и средствами автоматизированного управления, контроля и дистанционного надзора за технологическими процессами с использованием электронных управляющих и счётно-решающих устройств, промышленного телевидения, звуколокационных и радиогеодезических установок и др.

Рис. 4. Типовая схема обогащения золотосодержащих песков, применяемая на современных драгах отечественного производства: 1 — завалочный люк; 2 — колосниковый грохот; 3 — барабанный грохот подчерпакового уловителя; 4 — шлюз уловителя; 5 — промывочная бочка; 6 — распределитель; 7 — галечный лоток; 8 — галечный конвейер стакера; 9 — шлюз с подвижным цельноформованным резиновым покрытием и автоматизированным сполоском; 10 — хвостовая колода; 11 — самородкоулавливающие шлюзы; 12 — шлюз для улавливания крупного золота; 13 — спиральный классификатор; 14 — вибрационный грохот; 15 — контрольный шлюз; 16 — зумпф пескового насоса; 17 — песковый насос; 18 — бункер концентрационного стола; 19 — концентрационный стол; 20 — ленточный элеватор; 21 — шаровая мельница; 22 — амальгаматор непрерывного действия; 23 — шлюз амальгамационный. Драга.

Рис. 4. Типовая схема обогащения золотосодержащих песков, применяемая на современных драгах отечественного производства: 1 — завалочный люк; 2 — колосниковый грохот; 3 — барабанный грохот подчерпакового уловителя; 4 — шлюз уловителя; 5 — промывочная бочка; 6 — распределитель; 7 — галечный лоток; 8 — галечный конвейер стакера; 9 — шлюз с подвижным цельноформованным резиновым покрытием и автоматизированным сполоском; 10 — хвостовая колода; 11 — самородкоулавливающие шлюзы; 12 — шлюз для улавливания крупного золота; 13 — спиральный классификатор; 14 — вибрационный грохот; 15 — контрольный шлюз; 16 — зумпф пескового насоса; 17 — песковый насос; 18 — бункер концентрационного стола; 19 — концентрационный стол; 20 — ленточный элеватор; 21 — шаровая мельница; 22 — амальгаматор непрерывного действия; 23 — шлюз амальгамационный.

  Краткая техническая характеристика многочерпаковых драг отечественного производства (1970)

Показатели

Иркутский завод тяжёлого машиностроения

Пермский машиностроительный завод

 

80Д

150Д

250Д

600Д

ОМ-431

ОМ-417

Ёмкость черпака, л

80

150

250

600

380

400

Подводная глубина черпания, м

6

9

12

50

30

17

Средняя производительность, м3

100

180

320

500

400

450

Установленная мощность электродвигателей, квт

392

800

1082

7300

2110

2494

Габариты, м:

  длина

50,2

74,6

92,0

236,0

156,2

122,8

  ширина

16,7

24,5

26,0

50,0

35,9

38,6

  высота

17,0

21,6

25,7

53,7

39,0

35,0

Конструктивная масса, т

386

912

1373

10331

3252

2594

Водоизмещение в рабочем состоянии, т

410

990

1460

10854

3480

2865

 

  Лит.: Свиридов А. П., Драги и драгирование, М., 1952; Шорохов С. М., Разработка россыпных месторождений и основы проектирования, М., 1963; Лешков В. Г., Справочник дражника, М., 1968; его же, Современная техника и технология дражных работ, М., 1971; Меро Дж., Минеральные богатства океана, пер. с англ., М., 1969.

  В. Г. Лешков.

Так же Вы можете узнать о...


Гудбрансдаль, Гудбрансдален (Gudbrandsdalen), широкая долина р.
Кадастр (франц. cadastre), список, реестр, составленный официальным органом или учреждением.
Лапик Луи Лапик (Lapicque) Луи (1.8.1866, Эпиналь, — 7.
Напор в гидравлике, линейная величина, выражающая удельную (отнесённую к единице веса) энергию потока жидкости в данной точке.
Поляризационные приборы, предназначаются для обнаружения, анализа, получения и преобразования поляризованного оптического излучения (света), а также для различных исследований и измерений, основанных на явлении поляризации света.
Сироп (франц. sirop, от позднелатинского sirupus, от араб.
Ульвешпинель, минерал подкласса сложных окислов, Fe2TiO4.
Эдуардс (Edwards) Джонатан (5.10.1703, Ист-Уиндзор, шт.
Баута (Bauta), город на З. Кубы, входит в провинцию Гавана.
Гветадзе Ражден Матвеевич [28.7(9.8).1897, с.
Запас вооружённых сил, состоящие на воинском учёте военнообязанные, отбывшие действительную военную службу или освобожденные от неё по различным причинам, но годные к службе в военное время.
Конъектура (от лат. conjectura — догадка, предположение), восстановление не поддающейся прочтению или вовсе отсутствующей в оригинале (рукописи) части текста, которая вносится в текст исследователем при научном описании.