Дункан АйседораБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дункан, Данкан (Duncan) Айседора (27.5.1878, Сан-Франциско, — 14.9.1927, Ницца), американская танцовщица. Одна из первых современных танцовщиц, противопоставившая классической школе балета свободный пластический танец. В 1903 впервые выступила с концертной программой в Будапеште. Отрицая школу классического танца, Дункан Айседора выдвигала принципы общедоступности танцевального искусства, отстаивала идею всеобщего художественного воспитания детей. В своих творческих поисках опиралась на образцы древнегреческого пластического искусства, стремилась органически связать танец и музыку. Дункан Айседора отказалась от условных жестов и поз, пользовалась естественными выразительными движениями. Балетный костюм (пачку, трико) заменила свободной туникой, танцевала без обуви («танец босоножек»). Дункан Айседора считала, что движения в танце обусловливаются «внутренним импульсом». В концертных выступлениях использовала классическую симфоническую и фортепианную музыку, иллюстрируя танцем произведения Л. Бетховена, П. И. Чайковского и др. Танец Дункан Айседора близок пантомиме, он состоял из элементов ходьбы, бега на «полупальцах», выразительных жестов. Танцовщица достигала большого эмоционального воздействия на зрителя. «Свободные движения», не подкреплённые техникой танца, значительно обедняли её искусство. Дункан Айседора не оставила системы, которая могла бы удовлетворить требованиям профессионального хореографического искусства. Основанные Дункан Айседора школы в Германии (1904), Франции (1912), США (1915) существовали недолго. Дункан Айседора гастролировала по Европе, неоднократно приезжала в Россию (1905, 1907—13), одна из первых зарубежных артистов, оценивших значение социалистического государства для развития искусства (создала ряд танцев на революционные темы). В 1921—24 жила в СССР. В 1921 организовала в Москве студию (существовала до 1949), которой после отъезда Дункан Айседора руководила её приёмная дочь Ирма Дункан Айседора Айседора Дункан. Карандаш. 1908. Художник Л. С. Бакст.
А. Дункан в тунике. Соч.: Моя жизнь. [Автобиография], пер. [с англ.], М., 1930; Танец будущего, пер., М., 1907.
Лит.: Левинсон А., Старый и новый балет, П., 1917; Шнейдер И., Встречи с Есениным. Воспоминания, М., 1965; Seroff V., The real Isadora. A biography, N. Y., 1971. Н. П. Рославлева.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|