Танец

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТАА
ТАБ
ТАВ
ТАГ
ТАД
ТАЁ
ТАЖ
ТАЗ
ТАИ
ТАЙ
ТАК
ТАЛ
ТАМ
ТАН
ТАО
ТАП
ТАР
ТАС
ТАТ
ТАУ
ТАФ
ТАХ
ТАЦ
ТАЧ
ТАШ
ТАЯ

Танец (польский taniec, от нем. Tanz), вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство Танец, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, Танец постепенно приобрёл самостоятельное значение. У каждого народа сложились танцевальные традиции. На основе народного Танец начал создаваться сценический танец. В профессиональном театральном искусстве Танец достиг высокого развития и был научно систематизирован. Образовались различные танцевальные системы: европейский классический танец —  основная система современного балета, танцевальные системы стран Азии (например, индийская катхак, катхакали, манипури, тамаша и др.) и Африки. Народные танцы явились также прообразом бального танца. Танец как один из видов искусства служит средством идейно-эмоционального воздействия. Совершенство танцевальных образов определяется их содержанием и формой. Основные средства выразительности в Танец: гармонические движения и позы, пластика и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространств, рисунок, композиция. Танец обогащается и конкретизируется костюмом, театр, реквизитом. В балете Танец обогащается драматургией, что придаёт ему особую силу воздействия. Простейшая форма танцевального движения — темп; па образуют различные танцевальные сочетания. Организация Танец во времени подчинена законам определённой музыкальной системы. Измеряется Танец теми же длительностями, что и музыка.

  Большое влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности: религиозного празднества в Ассирии и Египте, Танец в честь Аполлона, Вакха и др. богов, «пиррические» — военные, атлетические были обязательной частью представлений греческого античного театра. В эпоху эллинизма (4—2 вв. до н. э.) появились танцовщики-пантомимисты. В Древнем Риме (2—1 вв. до н. э.) происходило освоение эллинистического Танец, который позднее, во 2—5 вв. н. э., получил развитие в пантомиме. В годы средневековья Танец подвергался гонениям со стороны духовенства. В дальнейшем происходила постепенная театрализация танца (жонглёры, шпильманы, скоморохи). В 15—16 вв. исполнялись сюжетные танцевальные сцены — морески, создавались трактаты и учебники Танец В начале 17 в. с появлением балетных спектаклей искусство Танец обогащалось новой техникой. Французская королевская Академия танца (основана 1661) выработала танцевальную систему, получившую впоследствии название классического танца. В результате реформы музыкального театра (оперная реформа К. Глюка) появилась новая структурная форма балетного спектакля, которая помогла балету выделиться в самостоятельный вид искусства. В эпоху Просвещения углубляется эмоционально-драматическое содержание Танец Возникает форма действенного Танец — па д'аксьон, получившая развитие в романтическом балете. На протяжении 2-й половины 19 в. разрабатывался новый, виртуозный стиль Танец, этому способствовало появление специальной обуви (пуанты), дававшей возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах. В конце 19 в. сценический Танец обогатили композиторы-симфонисты П. И. Чайковский, А. К. Глазунов и балетмейстеры М. И. Петипа и Л. И. Иванов (возникли танцевальные лейтмотив, согласованность Танец солистов и кордебалета и др.).

  В балетных спектаклях выработалась особая танцевальная форма — характерный танец, который вобрал в себя сценические обработки народных танцев. В дальнейшем интерес к народному Танец усиливается, его используют многие русские балетмейстерыМ. М. Фокин, К. Я. Голейзовский, Ф. В. Лопухов н др. В то же время идёт процесс создания новых форм и разрушения традиционных структурных канонов сценического Танец (па-де-де, па-де-труа, гран па и др.). В конце 19 в. возникло новое направление, условно именуемое Танец «модерн» (свободный, пластический или ритмопластический Танец), истоками связанный с методом Ф. Дельсарта и системой          Э. Жак-Далькроза. На формирование Танец «модерн» оказало также влияние искусство А. Дункан. В 40—60-е гг. в странах Европы и в США наблюдался процесс взаимодействия и взаимообогащения Танец «модерн» и классического. Получает развитие и эстрадный танец, отличающийся стремлением исполнителей и постановщиков к виртуозности, лаконизму выразительных средств, остроте исполнения. Особенное распространение танцевальное искусство получило в СССР, где развита сеть самодеятельных художественных коллективов, а также профессиональных ансамблей танца (см. Ансамбли песни и пляски). У народов, не имевших в прошлом развитой танцевальной культуры или утерявших её (туркмены, казахи, киргизы), созданы свои национальные Танец Советские балетмейстеры используют классический Танец как наиболее совершенную танцевальную систему. На основе русской балетной школы развивается самобытный балет в национальных республиках. В хореографических училищах СССР принята единая система преподавания. Созданы учебники и пособия по народному, классическому, характерному, бальному Танец

 

  Лит.: Худеков С. Н., История танцев, ч. 1—4, СПБ, 1913—18; Лукиан, О пляске, Собр. соч., т. 2, М.— Л., 1935; Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца, Л.— М., 1939; Ваганова А. Я., Основы классического танца, 3 изд., Л.— М., 1948; Ивановский Н. П., Бальный танец XVI — XIX вв., Л.— М., 1948; Васильева-Рождественская М. В., Историко-бытовой танец, М., 1963; см. также лит. при ст. Балет.

  Е. Я. Суриц.

Так же Вы можете узнать о...


Кирилло-Белозерский монастырь, мужской монастырь на С.
Литография (от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом; предприятие, специализирующееся на печатании таким способом.
Насос-форсунка, устройство системы питания дизеля, объединяющее топливный насос высокого давления и сопловую часть форсунки; служит для впрыскивания топлива непосредственно в камеру сгорания двигателя.
Платформа (геол.) Платформа (геологическое), один из главных типов структурных элементов земной коры (литосферы); крупные (несколько тыс.
Самовоспламеняющееся топливо, двухкомпонентное жидкое ракетное топливо, воспламеняющееся при контакте обоих компонентов — окислителя и горючего (например, окислитель — четырёхокись азота, азотнокислотные ракетные окислители; горючее — керосин, гидразин, диметилгидразин несимметричный).
Тальян Шара Мкртычевич [16(28).7.1893, Тбилиси, — 7.
Халатность, по советскому уголовному праву вид преступления должностного.
Южно-Уральская железная дорога, объединяет сеть дорог в пределах Челябинской, Оренбургской области РСФСР и отдельные участки в пределах Куйбышевской области РСФСР, Башкирской АССР и Северо-Казахстанской области Казахской ССР.
Белковый обмен, совокупность превращений белков и продуктов их распада — аминокислот в организмах.
Вытяжка (фармацевт.) Вытяжка, форма фармацевтических препаратов: то же, что экстракт.
Доктуровский Владимир Семенович Доктуровский Владимир Семёнович [6(18).11.1884, Николаев, — 20.
Карликовые соколы (Microhierax), род птиц семейства соколиных.
Лапуж Жорж Ваше Лапуж (Lapouge) Жорж Ваше (Vacher) де (12.12.
Морозовск, город (до 1941 — станица ая), центр ого района Ростовской обл.
Пекле число, безразмерное число, являющееся критерием подобия для процессов конвективного теплообмена.
Риу-Гранди (город в Бразилии) Риу-Гранди (Rio Grande), город на юго-востоке Бразилии, в штате Риу-Гранди-ду-Сул.