Египет (государство на Бл. Востоке) XIII. ЛитератураБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIII. Литература Становление литературы Египет (государство на Бл. Востоке) происходит в тесной связи с литературами Ливана, Сирии и др. арабских стран на базе их общего культурного наследия (см. Арабская культура,раздел Литература). Эта литература формируется во 2-й половине 19 — начале 20 вв. в условиях зарождавшихся капиталистических отношений, сопровождавшихся усилением борьбы египетского народа против турецкого господства и колониальной экспансии европейских держав. Процесс обновления литературы и культурной жизни Египет (государство на Бл. Востоке) был подготовлен реформами правителя Египет (государство на Бл. Востоке) Мухаммеда Али и деятельностью ранних буржуазных просветителей — поэтов и публицистов Шихаб-ад-дина (1786—1857), редактора первой газеты «Аль-Вакаи аль-мисрия», основателя Школы перевода (1836) Рифаа ат-Тахтави (1801—73), основателя Национальной библиотеки Египта Али Мубарака (1824—93), Абдаллаха Факри (1834—90) и др. В 1870—1917 определяющее влияние на общественная мысль и становление новой литературы Египет (государство на Бл. Востоке) оказали идеологи мусульманской реформации Джемаль-ад-дин аль-Афгани (1838 или 1839—97), Мухаммед Абдо (1849—1905), поборник эмансипации женщины Касим Амин (1865—1908), основатель национальной партии «Ватан» Мустафа Камиль (1874—1908) и др. Наряду с публицистикой развивалась идейно с ней связанная, но традиционная по форме поэзия: поэты и публицисты Сами аль-Баруди (1839—1904), Якуб Санну (1839—1912), Адиб Исхак (1856—85), Ахмед Шауки (1870—1932), Вали-ад-дин Йекун (1873—1921) и др. В поисках действенного средства для пропаганды своих воззрений египетские просветители обращаются к театру. Его репертуар первое время состоял из переводов и обработок (обычно с перенесением действия в Египет (государство на Бл. Востоке)) драм У. Шекспира, П. Корнеля, Мольера, В. Гюго. Вскоре создаются оригинальные историко-патриотической драмы: «Отечество» и «Арабы» (1880) Абдаллаха Надима (1845—96), «Завоевание Андалусии» (1893) Мустафы Камиля и др. Основоположниками жанра исторического романа стали ливанские эмигранты Джирджи Зейдан (1861—1914; — «Беглый мамлюк», 1891; «Гассанидка», 1896—97, и др.) и Фарах Антун (1874—1922; «Новый Иерусалим, или Взятие Иерусалима арабами», 1904). В начале 20 в. появляются просветительские повести на современные сюжеты, стилистически близкие ещё традиционное макаме: «Рассказ Исы ибн Хишама» (1898—1900) Мухаммеда аль-Мувайлихи (1858—1930), «Ночи Сатыха» (1906) Мухаммеда Хафиза Ибрахима (1872—1932), «Девушка из Деншавая» (1906) Махмуда Тахера Хакки и др. Важной вехой на пути к современной реалистической прозе являются повесть «Зейнаб» (1914) Мухаммеда Хусейна Хайкаля (1888—1956) и особенно сборник рассказов «Что глаза видят» (1918) основоположника школы египетских новеллистов Мухаммеда Теймура (1892—1921). Тема раскрепощения женщины находит отражение в сентиментальных повестях Мустафы Лутфи аль-Манфалути (1876—1924). Цитадель Салах-ад-дина в Каире (12 в.), с мечетями Насир Мухаммеда (мамлюкский период; на переднем плане) и Мухаммеда Али (1830—48, архитектор Юсуф Бохна). В начале 20 в. некоторые публицисты и писатели в своём творчестве стали пропагандировать идеи социализма: Шибли Шмайиль (1860—1917), Салама Муса (1888—1958), Мустафа Хасанейн аль-Мансури (р. 1890) и др. С подъёмом национально-освободительного движения в 1919—21 открывается новейший период в истории литературы Египет (государство на Бл. Востоке) Он ознаменовался обновлением поэтических форм, намеченным ранее в творчестве Халиля Мутрана (1871—1949), и утверждением романтизма в поэзии: литературной группы «Поэты Дивана» (Аббас Махмуд аль-Аккад, 1889—1970; Абдаррахман Шукри, 1886—1958, и др.) и особенно «Поэты Водопада» (Осман Хильми, 1894—1962, и др.) и «Апполон» (Ахмед Заки Абу Шади, 1892—1955; Ибрахим Наги, 1898—1953; Али Махмуд Таха, 1902—49, и др.). Утверждается критический реализм в прозе: сборники рассказов «Шейх Джума» и «Дядя Миталли» (оба 1925) Махмуда Теймура (р. 1894), повесть «Дни» (ч. 1, 1926—27; ч. 2, 1939) и социальный роман «Зов горлицы» (1934) Тахи Хусейна (р. 1889), социально-бытовой роман «Возвращение духа» (1927, опубл. 1933) и повесть «Записки провинциального следователя» (1937) Тауфика аль-Хакима (р. 1898), роман «Ибрахим-журналист» (1931) Ибрахима Абд аль-Кадира аль-Мазини (1890—1947). Значительная роль в развитии реалистической прозы сыграли литературная группа Ахмеда Лутфи ас-Сайида (1872—1963) и «Современная школа» Ахмеда Хейри Сайида (1894—1962), участники которой познакомили арабского читателя с произведениями Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, М. Горького. В драматургии наряду с исторической появляется современная тематика: «Незваный гость» (1918) Тауфика аль-Хакима, «Пропасть» (1921) Мухаммеда Теймура, «Буря в доме» (1924) и «Жертвы» (1925) Антуна Язбека и др. В период реакции и спада национально-освободительные движения (30-е гг.) в творчестве ряда писателей появляются пессимистические настроения, намечается отход от принципов реализма: символические драмы «Шехерезада» (1934) и «Пигмалион» (1942) Тауфика аль-Хакима, сборник новелл «Зов неведомого» (1939) Махмуда Теймура, повесть «Сара» (1938) Аббаса Махмуда аль-Аккада, рассказы Яхьи Хакки. Махмуд Саид. «Город». После 2-й мировой войны 1939—45 в литературу пришли писатели — представители демократических слоев населения, стремящиеся поставить искусство на службу интересам народа. Они обратились к темам жизни, труда и борьбы простых людей: Ибрахим Абд аль-Халим (сборник рассказов «Запах нашей жизни», 1946), Абдаррахман аш-Шаркауи (р. 1921; романы «Земля», 1954; «За главными улицами», 1958), Абдаррахман аль-Хамиси (р. 1920; сборники рассказов «Окровавленные рубашки», 1953; «Эта кровь не высохнет», 1956), Ноаман Ашур (р. 1922; сборник «Рассказы дядюшки Фарага», 1947). Юсуф Идрис (р. 1927) в сборниках рассказов «Самые дешёвые ночи» (1954), «А разве не так?» (1957) и др. мастерски показал судьбу маленького человека. Жизни египетского рабочего посвящены новеллы Мухаммеда Сидки (р. 1927). Творчество Ихсана Абд аль-Куддуса (р. 1918), Саада Макави, Амина Юсуфа Гураба (р. 1911) и др. зачастую ограничено узким миром личных переживаний. В развитии жанра социального романа видное место занимает Нагиб Махфуз (р. 1911), в послевоенном произведении которого (роман «Новый Каир», 1945; «Начало и конец», 1949; трилогия «Бейна-ль-Касрейн», 1956—57, и др.) дана широкая панорама жизни египетского общества 40—50-х гг. 20 в. Романтические черты характерны для романов Юсуфа ас-Сибаи (р. 1917) «Земля лицемерия» (1949), «Водонос умер» (1954), «Верни мне сердце» (1955) о революции 1952 и пробуждении патриотических настроений в королевской армии. Провозглашение республики (1953) оказало влияние и на творчество таких литераторов старшего поколения как Таха Хусейн, Махмуд Теймур, Тауфик аль-Хаким и др. Поэзия послевоенного периода представлена творчеством Азиза Абазы (1899—1969), Абдо Бадави, Салеха Гавдата, Махмуда Хасана Исмаила (р. 1910), писателей революционно-демократического направления Абдаррахмана аш-Шаркауи, Абдаррахмана аль-Хамиси, Фуада Хаддада, Салаха Джахина и др. С социальными и политическими драмами выступили Тауфик аль-Хаким («Нежные руки», 1953; «Сделка», 1956, рус. пер. 1960), Юсуф Идрис («Грех», 1959, рус. пер. 1962, и др.), Али Ахмед Баксир (1910—69; «Империя на аукционе», 1949; «Гвоздь Гохи», 1953), Ноаман Ашур («Люди, которые внизу», 1954; «Люди, которые наверху», 1956), Альфред Фараг (р. 1929; «Падение фараона», 1964; «Алжирка Джамиля Бухиред», 1968), Махмуд ас-Саадани (р. 1924; «Имение Банаюти», 1962) и др. В творчестве молодых литераторов 60-х гг. ведущее место занимают темы борьбы против «тройственной» агрессии 1956, израильской агрессии 1967, борьбы за освобождение оккупированных земель, проблемы национального строительства: Ахмед Хашим аш-Шариф, Гамаль аль-Гитани, Мухаммед Хафиз Рагеб, Сулейман Файяд, Фарук Муниб и др. Характерные для их произведений поиски новых форм и некоторое влияние литературы французские экзистенциализма особенно ощутимы в прозе Эдварда аль-Харрата (р. 1926) и новых романах Нагиба Махфуза («Пансион Мирамар», 1966; «Под навесом», 1967). На арабский язык широко переводятся произведения советских и прогрессивных европейских писателей. В АРЕ издаются художественный и общественно-политический журнал «Аль-Хиляль» (с 1892), «Аш-Шиар»(с 1964) и др. С 1955 наряду с Лигой египетских писателей, занимающейся решением в основном технических вопросов (публикации, финансирование), существует Союз писателей, являющийся творческой организацией. Писатели АРЕ активно участвуют в работе Ассоциации писателей Азии и Африки.
Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1—3, М. — Л., 1955—56; Современная арабская литература. Сб. статей, перевод с арабского, М., 1960; Борисов В. М., Современная египетская проза, М., 1961; аль-Фахури Х., История арабской литературы, пер. с араб., т. 2, М., 1961; Соловьев В., Фильштинский Ф., Юсупов Д., Арабская литература, М., 1964; Долинина А. А., Очерки истории арабской литературы нового времени. [Египет и Сирия], М., 1968; Крымский А. Египет (государство на Бл. Востоке), История современной арабской литературы, XIX — нач. XX в., М., 1971; Шауки Дайф, аль-Адаб аль-араби аль-муасыр фи Миср (Современная арабская литература в Египте), Каир, 1960; Али ар-Раи, Дирасат фи-р-ривайя аль-мисрийя (Лекции по египетскому роману), Каир, 1964. Мечеть Ибн Тулуна в Каире. 876—879. Вид сверху. Объединённая Арабская Республика. Н. К. Коцарев.
Египет, Арабская республика Египет, АРЕ (Гумхурия Миср аль-Арабия). Флаг государственный. Египет. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические организации, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Драматический театр XVII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|