Египет (государство на Бл. Востоке) XIV. Архитектура и изобразительное искусствоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIV. Архитектура и изобразительное искусство Архитектура. Древнейшие памятники культуры на территории Египет (государство на Бл. Востоке) относятся к неолиту и энеолиту; высокий уровень позднеэнеолитической культуры в долине Нила подготовил блестящее развитие искусства Египта Древнего. После завоевания Египет (государство на Бл. Востоке) Александром Македонским и близкого соприкосновения древнеегипетской и древнегреческой культур на территории Египет (государство на Бл. Востоке) расцветает эллинистическая культура, представляющая сложный конгломерат античных и местных черт. В 4—7 вв. н. э. в Египет (государство на Бл. Востоке) развивается искусство коптов, традиции которого, особенно в ткачестве, сохраняются здесь вплоть до 13 в. С приходом арабов (639) и распространением ислама Египет (государство на Бл. Востоке) активно участвовал в формировании арабской культуры. Первые араб. города в Египет (государство на Бл. Востоке) носят характер военного лагеря (Фустат, 640). Главными элементами архитектурного ансамбля города становятся мечеть, дворец правителя, общественные бани и помещения для гарнизона. Прямоугольная композиция городской застройки окружается мощной городской стеной. Для культовой архитектуры 7—9 вв. характерен «колонный» тип мечети с обширным многостолпным залом, плоским балочным перекрытием и внутренним двором (мечеть Амра ибн аль-Аса в Фустате, 641—642, перестроена в 9 в.). Гражданскую архитектуру этого времени представляет ниломер на о. Рода (каменный колодец с мраморной колонной в центре для измерения уровня воды в Ниле). Для архитектуры конца 9 в. (Тулуниды), а также 10—12 вв. (Фатимиды) характерны смелость пространственных решений, суровое величие монументальных объёмов, ясная композиция архитектурных масс и подчёркивающий их формы скульптурный и резной декор. Мечеть Ибн Тулуна в Каире (см. илл.) имеет 5-нефный молитв, зал, открытый во внутренний квадратный в плане двор, который обстроен с 3 сторон арочными галереями. В период Фатимидов в молитвенных залах «колонных мечетей» появляется Т-образный трансепт (мечети аль-Азхар, 970—972, и аль-Хаким, 990—1013, — в Каире). Раннефатимидские мавзолеи — квадратные в плане, с аркой в центре каждого фасада и куполом на 8-гранном барабане (группа мавзолеев Сабъа Банат. т. е. «Семь дочерей», в Фустате). В конце фатимидского периода некоторые мавзолеи имеют купольную камеру, окруженную с 3 сторон галереей, и 3 михраба; в конструкции тромпов и парусов появляются сталактиты (мавзолей Умм Куль сум в Каире, 1122). Фатимидские минареты состоят из высокого квадратного в плане постамента и круглого ствола с 8-гранным павильоном вверху (минарет в Эспе, 1081—82). Из памятников гражданской архитектуры сохранились городские ворота Каира: Баб аль-Футух, Баб ан-Наср и Баб аз-Зувайла (11 в.). Жилые дома 10—11 вв. (находки в Фустате) разделены на парадную и жилую части, каждая из которых имела внутренний двор с выходящими на него глубокими айванами. При Айюбидах (12—13 вв.) и Мамлюках (13—15 вв.) культовые здания (мечети, медресе, мавзолеи и пр.) составляют сложные архитектурные комплексы (например, комплекс султана Калауна в Каире. 1284—85). Строгость монументальных форм сочетается с обилием декора (резьба по стуку и дереву, ряды сталактитов, узорная кладка из цветного камня), пышным убранством интерьеров. Основными становятся типы: 4-айванной мечети-медресе (мечеть-медресе султана Хасана в Каире, 1356—63), квадратного в плане мавзолея с куполом, покрытым резным орнаментом (мавзолеи Мамлюков, 15 — начало 16 вв., в Каире; см. илл.), и высокого минарета с балкончиками и куполком. Из гражданской архитектуры Мамлюков частично сохранились: госпитали-«маристаны» (например, в комплексе султана Калауна), водопровод Насир Мухаммеда и др.; традиционную мамлюкскую планировку (3—4-этажные помещения сгруппированы вокруг дворика с фонтаном) и декор (окна и навесные балконы закрыты деревянными резными решётками «мушарабия») сохраняют жилые дома 17—18 вв. (Каир). В период Османской империи мечети Египет (государство на Бл. Востоке) возводятся по типу турецких (центрические крупномасштабные здания с большим полусферическим куполом и островерхими минаретами; мечети Синан-паши, 1571, и Мухаммеда Али, 1830—48, архитектор Юсуф Бохна, — в Каире). В египетском строительстве конца 19 — 1-й половины 20 вв. принимают участие французские, итальянские, английские и бельгийские архитекторы (здание Египетского музея в Каире, 1902, французский архитектор М. Дурньон). Строятся банки, гостиницы, доходные дома, виллы, правительственные здания, дворцы. Архитектура этого времени носит эклектический характер. Мавзолеи Сабъа Банат («Семь дочерей») в Фустате. 11 в. После революции 1952 ведётся большая работа по реконструкции и благоустройству городов (генеральные планы Каира, 1955, Александрии, 1958), возводятся рабочие посёлки (Омм-Сабер, Омар-Макрам и др.). Строятся общественные сооружения (аэропорт в Каире, 1962, архитектор С. Зайтун, М. Шафки, инженер А. Усман), многоэтажные отели («Палестина» в Александрии, архитектор Абд аль-Магид, Ш. Хосна), экстравагантные по архитектуре пансионаты («Ан-Насер» в Александрии, начала 60-х гг., архитектор А. Лабиб Габр). К северу от Каира вырос город-спутник Насер (60-е гг., главный архитектор С. Карим) со стадионом на 100 тыс. мест, туристическим центром и пр. Для архитектуры общественных зданий характерно сочетание башенных, вертикальных, и распластанных, горизонтальных, объёмов (здание телецентра в Каире, 1967, архитектор Дж. Момин). Современные конструкции и материалы (солнцезащитные и вентиляционные устройства, металлический каркас, стекло, железобетон) иногда сочетаются с элементами арабской средневековой архитектуры (узорные решётки на балконах и окнах, орнаментальный декор). Городские ворота Бабаль-Футух в Каире. 11 в. Изобразительное искусство. Самые ранние из дошедших до нас произведений изобразительного искусства мусульманского Египет (государство на Бл. Востоке) относятся к фатимидской эпохе: фрагменты фрески из бани в Фустате (10—11 вв., Музей исламского искусства, Каир), образцы резьбы по камню, дереву и слоновой кости с изображениями музыкантов, танцовщиков, всадников, сцен охоты, пиров и пр. (например, фризы из Фатимидского дворца в Каире, конец 10 — начало 11 вв.; см. илл.), миниатюры (рисунок тушью с фигурами двух воинов, 11 в., Музей исламского искусства, Каир; илл. к рукописи «Макамат» аль-Харири, 1337, библиотека Бодли, Оксфорд). В стиле изображений сказываются традиции эллинистического и коптского искусства, чувствуется внимание художника к натуре. В декоративно-прикладном искусстве средневековой Египет (государство на Бл. Востоке) особое развитие получили: ткани с вышитым тканым или набивным узором (государственные мануфактуры — «тиразы» в Александрии, Тиннисе, Думьяте и др.); керамика с росписью люстром (9—12 вв., Фустат) и цветными глазурями; гранёные и гравированые сосуды из горного хрусталя (10—12 вв.); изделия из стекла с росписью цветными эмалями (лампы для мечетей, 13-15 вв.); изделия из металла — бронзовые фигуры («грифон», 11—12 вв., Кампосанто, Пиза), утварь с изящной гравировкой, инкрустацией и резьбой (13—15 вв.); резьба по дереву (переносные михрабы, минбары, подставки для Корана). Во всех видах египетско-арабского искусства важнейшая роль принадлежит орнаменту и каллиграфии. В узоры на изделиях 10—12 вв. часто включены изображения людей и животных, в то время как в последующие периоды преобладают арабески. Миниатюра из рукописи «Макамат» аль-Харири. 1337. Библиотека Бодли. Оксфорд. В конце 19 — начале 20 вв., с развитием национально-освободительного движения, в Египет (государство на Бл. Востоке) возникает новое изобразительное искусство. Его становление связано, с одной стороны, с освоением опыта европейского искусства нового времени, а с другой — с попытками возродить традиции древних мастеров. Крупнейший египетский скульптор Махмуд Мухтар учился у французских скульпторов и одновременно изучал древнеегипетскую скульптуру. Его произведения, пронизанные патетикой патриотических идей, показали возможности творческого переосмысления древних традиций в современных формах (монумент «Пробуждение Египта» в Каире, 1919—28). В области живописи, испытавшей влияние импрессионизма и фовизма, а также итальянского и французского академизма, основателями современной египетской школы стали Мухаммед Наги (реалистические, сочные по колориту станковые жанровые картины и пейзажи, а также настенные панно), Махмуд Сайд (красочные полотна на темы жизни простых египтян) и Ахмед Сабри (реалистические портреты). Революция 1952, социальные преобразования 50—60-х гг. дали новый импульс развитию искусства политического плаката, карикатуры. Расширяется роль станковой графики, книжной иллюстрации. Возникает самостоятельная живописная школа в Александрии (Сейф Уанли, Эдхем Уанли и др.). Расцветает творчество самобытного египетского скульптора Гамаля ас-Сагини, автора аллегорических рельефов «Мир и война между небом и землёй» (1954), «Свобода» (1956) и др. На первый план выступает тема борьбы за свободу и независимость (плакат Абд аль-Вафи «Воин, защищающий свободу»). Мухаммед Овейс посвящает свои картины эпизодам из жизни рабочих. Жизнеутверждающие полотна Инжи Эфлатун воспевают красоту родной земли и труд феллаха. Живописец и керамист Сайд Абдель Рассул жанровый сюжет трактует как декоративную композицию. Исмаил Таха, стремясь провести прямую связь современного искусства Египет (государство на Бл. Востоке) с древним, использует для создания модернистичесих картин композиционные приёмы древнеегипетской фрески. Скульпторы Ахмед Осман, Диа ас-Сакаф и др. обращаются к реалистическому методу воплощения национальной темы. Часть молодых художников направляет свои поиски по пути абстракционизма и др. модернистических течений. Продолжают развиваться традиционные виды прикладного искусства: резьба по металлу, дереву и кости, ювелирное дело, ткачество, керамика. Гамаль ас-Сагини. «Свобода». Кованая медь. 1956. Музей современного искусства. Каир. Махмуд Мухтар. «Пробуждение Египта». Гранит. 1919—28. Каир. См. илл.
Лит.: Веймарн Б., Искусство арабских стран, в кн.: Всеобщая история искусств, т.6, кн. 1, М., 1965; его же, Прогрессивное искусство стран Арабского Востока, «Художник», 1971, № 1; Воронина В. Л., Архитектура арабских стран. в кн.: Всеобщая история архитектуры, т.8, М., 1969. См. также литература при статье Арабская культура. Народные украшения. Постоянная выставка традиционных искусств в Синнари. Каир.
Египет, Арабская республика Египет, АРЕ (Гумхурия Миср аль-Арабия). Флаг государственный. Египет. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические организации, профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Драматический театр XVII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|