Египет (государство на Бл. Востоке) XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЕА ЕВ ЕГ ЕД ЕЖ ЕЗ ЕЙ ЕК ЕЛ ЕМ ЕН ЕО ЕП ЕР ЕС ЕТ ЕФ ЕХ ЕШ ЕЭ ЕЯ
ЕГВ
ЕГЕ
ЕГИ
ЕГО

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура. Древнейшие памятники культуры на территории Египет (государство на Бл. Востоке) относятся к неолиту и энеолиту; высокий уровень позднеэнеолитической культуры в долине Нила подготовил блестящее развитие искусства Египта Древнего. После завоевания Египет (государство на Бл. Востоке) Александром Македонским и близкого соприкосновения древнеегипетской и древнегреческой культур на территории Египет (государство на Бл. Востоке) расцветает эллинистическая культура, представляющая сложный конгломерат античных и местных черт. В 4—7 вв. н. э. в Египет (государство на Бл. Востоке) развивается искусство коптов, традиции которого, особенно в ткачестве, сохраняются здесь вплоть до 13 в. С приходом арабов (639) и распространением ислама Египет (государство на Бл. Востоке) активно участвовал в формировании арабской культуры. Первые араб. города в Египет (государство на Бл. Востоке) носят характер военного лагеря (Фустат, 640). Главными элементами архитектурного ансамбля города становятся мечеть, дворец правителя, общественные бани и помещения для гарнизона. Прямоугольная композиция городской застройки окружается мощной городской стеной. Для культовой архитектуры 7—9 вв. характерен «колонный» тип мечети с обширным многостолпным залом, плоским балочным перекрытием и внутренним двором (мечеть Амра ибн аль-Аса в Фустате, 641—642, перестроена в 9 в.). Гражданскую архитектуру этого времени представляет ниломер на о. Рода (каменный колодец с мраморной колонной в центре для измерения уровня воды в Ниле). Для архитектуры конца 9 в. (Тулуниды), а также 10—12 вв. (Фатимиды) характерны смелость пространственных решений, суровое величие монументальных объёмов, ясная композиция архитектурных масс и подчёркивающий их формы скульптурный и резной декор. Мечеть Ибн Тулуна в Каире (см. илл.) имеет 5-нефный молитв, зал, открытый во внутренний квадратный в плане двор, который обстроен с 3 сторон арочными галереями. В период Фатимидов в молитвенных залах «колонных мечетей» появляется Т-образный трансепт (мечети аль-Азхар, 970—972, и аль-Хаким, 990—1013, — в Каире). Раннефатимидские мавзолеи — квадратные в плане, с аркой в центре каждого фасада и куполом на 8-гранном барабане (группа мавзолеев Сабъа Банат. т. е. «Семь дочерей», в Фустате). В конце фатимидского периода некоторые мавзолеи имеют купольную камеру, окруженную с 3 сторон галереей, и 3 михраба; в конструкции тромпов и парусов появляются сталактиты (мавзолей Умм Куль сум в Каире, 1122). Фатимидские минареты состоят из высокого квадратного в плане постамента и круглого ствола с 8-гранным павильоном вверху (минарет в Эспе, 1081—82). Из памятников гражданской архитектуры сохранились городские ворота Каира: Баб аль-Футух, Баб ан-Наср и Баб аз-Зувайла (11 в.). Жилые дома 10—11 вв. (находки в Фустате) разделены на парадную и жилую части, каждая из которых имела внутренний двор с выходящими на него глубокими айванами. При Айюбидах (12—13 вв.) и Мамлюках (13—15 вв.) культовые здания (мечети, медресе, мавзолеи и пр.) составляют сложные архитектурные комплексы (например, комплекс султана Калауна в Каире. 1284—85). Строгость монументальных форм сочетается с обилием декора (резьба по стуку и дереву, ряды сталактитов, узорная кладка из цветного камня), пышным убранством интерьеров. Основными становятся типы: 4-айванной мечети-медресе (мечеть-медресе султана Хасана в Каире, 1356—63), квадратного в плане мавзолея с куполом, покрытым резным орнаментом (мавзолеи Мамлюков, 15 — начало 16 вв., в Каире; см. илл.), и высокого минарета с балкончиками и куполком. Из гражданской архитектуры Мамлюков частично сохранились: госпитали-«маристаны» (например, в комплексе султана Калауна), водопровод Насир Мухаммеда и др.; традиционную мамлюкскую планировку (3—4-этажные помещения сгруппированы вокруг дворика с фонтаном) и декор (окна и навесные балконы закрыты деревянными резными решётками «мушарабия») сохраняют жилые дома 17—18 вв. (Каир). В период Османской империи мечети Египет (государство на Бл. Востоке) возводятся по типу турецких (центрические крупномасштабные здания с большим полусферическим куполом и островерхими минаретами; мечети Синан-паши, 1571, и Мухаммеда Али, 1830—48, архитектор Юсуф Бохна, — в Каире). В египетском строительстве конца 19 — 1-й половины 20 вв. принимают участие французские, итальянские, английские и бельгийские архитекторы (здание Египетского музея в Каире, 1902, французский архитектор М. Дурньон). Строятся банки, гостиницы, доходные дома, виллы, правительственные здания, дворцы. Архитектура этого времени носит эклектический характер.

Мавзолеи Сабъа Банат («Семь дочерей») в Фустате. 11 в. Египет (государство на Бл. Востоке).

Мавзолеи Сабъа Банат («Семь дочерей») в Фустате. 11 в.

  После революции 1952 ведётся большая работа по реконструкции и благоустройству городов (генеральные планы Каира, 1955, Александрии, 1958), возводятся рабочие посёлки (Омм-Сабер, Омар-Макрам и др.). Строятся общественные сооружения (аэропорт в Каире, 1962, архитектор С. Зайтун, М. Шафки, инженер А. Усман), многоэтажные отели («Палестина» в Александрии, архитектор Абд аль-Магид, Ш. Хосна), экстравагантные по архитектуре пансионаты («Ан-Насер» в Александрии, начала 60-х гг., архитектор А. Лабиб Габр). К северу от Каира вырос город-спутник Насер (60-е гг., главный архитектор С. Карим) со стадионом на 100 тыс. мест, туристическим центром и пр. Для архитектуры общественных зданий характерно сочетание башенных, вертикальных, и распластанных, горизонтальных, объёмов (здание телецентра в Каире, 1967, архитектор Дж. Момин). Современные конструкции и материалы (солнцезащитные и вентиляционные устройства, металлический каркас, стекло, железобетон) иногда сочетаются с элементами арабской средневековой архитектуры (узорные решётки на балконах и окнах, орнаментальный декор).

Городские ворота Бабаль-Футух в Каире. 11 в. Египет (государство на Бл. Востоке).

Городские ворота Бабаль-Футух в Каире. 11 в.

Изобразительное искусство. Самые ранние из дошедших до нас произведений изобразительного искусства мусульманского Египет (государство на Бл. Востоке) относятся к фатимидской эпохе: фрагменты фрески из бани в Фустате (10—11 вв., Музей исламского искусства, Каир), образцы резьбы по камню, дереву и слоновой кости с изображениями музыкантов, танцовщиков, всадников, сцен охоты, пиров и пр. (например, фризы из Фатимидского дворца в Каире, конец 10 — начало 11 вв.; см. илл.), миниатюры (рисунок тушью с фигурами двух воинов, 11 в., Музей исламского искусства, Каир; илл. к рукописи «Макамат» аль-Харири, 1337, библиотека Бодли, Оксфорд). В стиле изображений сказываются традиции эллинистического и коптского искусства, чувствуется внимание художника к натуре. В декоративно-прикладном искусстве средневековой Египет (государство на Бл. Востоке) особое развитие получили: ткани с вышитым тканым или набивным узором (государственные мануфактуры — «тиразы» в Александрии, Тиннисе, Думьяте и др.); керамика с росписью люстром (9—12 вв., Фустат) и цветными глазурями; гранёные и гравированые сосуды из горного хрусталя (10—12 вв.); изделия из стекла с росписью цветными эмалями (лампы для мечетей, 13-15 вв.); изделия из металла — бронзовые фигуры («грифон», 11—12 вв., Кампосанто, Пиза), утварь с изящной гравировкой, инкрустацией и резьбой (13—15 вв.); резьба по дереву (переносные михрабы, минбары, подставки для Корана). Во всех видах египетско-арабского искусства важнейшая роль принадлежит орнаменту и каллиграфии. В узоры на изделиях 10—12 вв. часто включены изображения людей и животных, в то время как в последующие периоды преобладают арабески.

Миниатюра из рукописи «Макамат» аль-Харири. 1337. Библиотека Бодли. Оксфорд. Египет (государство на Бл. Востоке).

Миниатюра из рукописи «Макамат» аль-Харири. 1337. Библиотека Бодли. Оксфорд.

  В конце 19 — начале 20 вв., с развитием национально-освободительного движения, в Египет (государство на Бл. Востоке) возникает новое изобразительное искусство. Его становление связано, с одной стороны, с освоением опыта европейского искусства нового времени, а с другой — с попытками возродить традиции древних мастеров. Крупнейший египетский скульптор Махмуд Мухтар учился у французских скульпторов и одновременно изучал древнеегипетскую скульптуру. Его произведения, пронизанные патетикой патриотических идей, показали возможности творческого переосмысления древних традиций в современных формах (монумент «Пробуждение Египта» в Каире, 1919—28). В области живописи, испытавшей влияние импрессионизма и фовизма, а также итальянского и французского академизма, основателями современной египетской школы стали Мухаммед Наги (реалистические, сочные по колориту станковые жанровые картины и пейзажи, а также настенные панно), Махмуд Сайд (красочные полотна на темы жизни простых египтян) и Ахмед Сабри (реалистические портреты). Революция 1952, социальные преобразования 50—60-х гг. дали новый импульс развитию искусства политического плаката, карикатуры. Расширяется роль станковой графики, книжной иллюстрации. Возникает самостоятельная живописная школа в Александрии (Сейф Уанли, Эдхем Уанли и др.). Расцветает творчество самобытного египетского скульптора Гамаля ас-Сагини, автора аллегорических рельефов «Мир и война между небом и землёй» (1954), «Свобода» (1956) и др. На первый план выступает тема борьбы за свободу и независимость (плакат Абд аль-Вафи «Воин, защищающий свободу»). Мухаммед Овейс посвящает свои картины эпизодам из жизни рабочих. Жизнеутверждающие полотна Инжи Эфлатун воспевают красоту родной земли и труд феллаха. Живописец и керамист Сайд Абдель Рассул жанровый сюжет трактует как декоративную композицию. Исмаил Таха, стремясь провести прямую связь современного искусства Египет (государство на Бл. Востоке) с древним, использует для создания модернистичесих картин композиционные приёмы древнеегипетской фрески. Скульпторы Ахмед Осман, Диа ас-Сакаф и др. обращаются к реалистическому методу воплощения национальной темы. Часть молодых художников направляет свои поиски по пути абстракционизма и др. модернистических течений. Продолжают развиваться традиционные виды прикладного искусства: резьба по металлу, дереву и кости, ювелирное дело, ткачество, керамика.

Гамаль ас-Сагини. «Свобода». Кованая медь. 1956. Музей современного искусства. Каир. Египет (государство на Бл. Востоке).

Гамаль ас-Сагини. «Свобода». Кованая медь. 1956. Музей современного искусства. Каир.

Махмуд Мухтар. «Пробуждение Египта». Гранит. 1919—28. Каир. Египет (государство на Бл. Востоке).

Махмуд Мухтар. «Пробуждение Египта». Гранит. 1919—28. Каир.

  См. илл.

 

  Лит.: Веймарн Б., Искусство арабских стран, в кн.: Всеобщая история искусств, т.6, кн. 1, М., 1965; его же, Прогрессивное искусство стран Арабского Востока, «Художник», 1971, № 1; Воронина В. Л., Архитектура арабских стран. в кн.: Всеобщая история архитектуры, т.8, М., 1969. См. также литература при статье Арабская культура.

Народные украшения. Постоянная выставка традиционных искусств в Синнари. Каир. Египет (государство на Бл. Востоке).

Народные украшения. Постоянная выставка традиционных искусств в Синнари. Каир.

 

Египет, Арабская республика Египет, АРЕ (Гумхурия Миср аль-Арабия).

Флаг государственный. Египет. Египет (государство на Бл. Востоке).

Флаг государственный. Египет.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические организации, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Драматический театр
XVII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Разрешающая способность (в фотографии) Разрешающая способность фотографирующей системы, характеризует её способность раздельно воспроизводить мелкие детали объекта; определяется наибольшим значением частоты штрихов регулярной одномерной решётки — миры, при котором в фотоизображении эти штрихи ещё могут быть различены (не сливаются).
Сивушное масло, примесь к этиловому спирту, получаемому брожением.
Талмуд (в иудаизме) Талмуд (древнееврейское, буквально — изучение), собрание догматических, религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в 4 в.
Фаррохи Систани Абу-ль-Хасан Али ибн Джулуг Фаррохи Систани, Абу-ль-Хасан Али ибн Джулуг (г.
Чесноков Юрий Борисович (р. 22.1.1933, Москва), советский спортсмен, заслуженный мастер спорта (1960), заслуженный тренер СССР (1976).
Абашидзе Ираклий Виссарионович [р. 10(23).11.
Байосский ярус [по названию города Байё (Bayeux) во Франции (Нормандия)], второй снизу ярус среднего отдела юрской системы.
Вандемьерский мятеж, вооружённое выступление роялистов в Париже 3—5 октября (11—13 вандемьера) 1795.
Гермуполис, город и порт в Греции; см. Эрмуполис.
Дисперсионно-твердеющие сплавы, материалы, упрочнённые дисперсными частицами избыточной фазы, выделяющимися в процессе старения.
Интерколумний (лат. intercolumnium, от inter — между и columna — колонна, столб), пролёт между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре (подробнее см.