Гюго Виктор Мари

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГЮБ
ГЮГ
ГЮИ
ГЮЙ
ГЮЛ
ГЮН
ГЮР
ГЮС

В. Гюго. Гюго Виктор Мари.

В. Гюго.

Гюго (Hugo) Виктор Мари (26.2.1802, Безансон, — 22.5.1885, Париж), французский писатель, глава и теоретик французского демократического романтизма. Родился в семье наполеоновского генерала. Мать-роялистка стремилась привить сыну свои политические взгляды, что сказалось на его раннем творчестве: в первом сборнике Гюго Виктор Мари «Оды и различные стихотворения» (1822), отмеченном влиянием Ф. Р. Шатобриана, воспевалась династия Бурбонов. Его юношеские романы тоже были проникнуты монархической тенденцией, противоречиво уживавшейся с демократическими симпатиями автора. Новый период начался для Гюго Виктор Мари со 2-й половины 20-х гг. в обстановке приближавшейся Июльской революции 1830. Он сблизился с либерально-демократической оппозицией; объявил войну эпигонскому классицизму, пользовавшемуся официальным покровительством реставрации. В стихах 1825—28 (вошли в сборнике «Восточные мотивы», 1829) Гюго Виктор Мари обратился к теме Востока; его влекла не только живописная экзотика, излюбленная романтиками, но и сочувствие национально-освободительной борьбе греков против турецкого ига. Новое, прогрессивное содержание требовало новой, свободной формы. Отбросив классический александрийский стих, Гюго Виктор Мари создаёт гибкие ритмы, сложные рифмы, вводит в поэзию бытовое просторечие.

  Предисловие Гюго Виктор Мари к его драме «Кромвель» (1827), героем которой был выдающийся деятель Английской буржуазной революции 17 в., сыграло роль эстетического манифеста демократически настроенных романтиков. Догматам классицизма, тирании «правил» Гюго Виктор Мари противопоставил полную свободу драматического творчества. Он отвергал традиционные «единства», омертвевшие правила строгого разделения жанров, призывал вводить в сферу искусства комическое наравне с трагическим, уродливое — с прекрасным, низменное — с возвышенным. Теория гротеска, которую развивал Гюго Виктор Мари, при всем её метафизическом характере выражала стремление воплотить жизнь в искусстве полнее, чем это допускала классическая школа 17—18 вв. Постановка драмы «Эрнани» (1829) в феврале 1830, в канун революции, послужила сигналом для «битвы романтиков с классиками», завершившейся победой новой школы. Образ вступившего в единоборство с королём Эрнани, благородного разбойника, объявленного вне закона, воспринимался как живое воплощение бунтарских идей. Драмы Гюго Виктор Мари «Марион Делорм» (1829), «Король забавляется» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Рюи Блаз» (1838) тоже были проникнуты духом свободолюбия.

  Первый значит. роман Гюго Виктор Мари «Собор Парижской богоматери» (1831) воскрешал жизнь Парижа 15 в. Созданный под впечатлением Июльской революции, он был пронизан новой для Гюго Виктор Мари антиклерикальной тенденцией. Сумрачный образ собора выступает в романе как символ католицизма, веками подавлявшего человека. Демократические симпатии Гюго Виктор Мари снова проявились в том, что высокие нравственные качества он находит только в низах средневекового общества — в уличной танцовщице Эсмеральде и звонаре Квазимодо.

  В 30-е гг. появились лирические сборники Гюго Виктор Мари: «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840). В рассказе «Клод Ге» (1834) Гюго Виктор Мари выступил против смертной казни. Но Гюго Виктор Мари был непоследователен. Временный спад революционного движения привёл в 40-е гг. к примирению с Июльской монархией. Противоречивая общественная позиция Гюго Виктор Мари сопровождалась творческим кризисом. Опубликованная в 1843 драма «Бургграфы» оказалась неудачной.

  Буржуазно-демократическая революция 1848 вывела Гюго Виктор Мари из идейного тупика. Он стал в ряды защитников республики. В печати и с трибуны Национального собрания Гюго Виктор Мари разоблачал Луи Бонапарта, который после контрреволюционного переворота 1851 был провозглашен (1852) императором Наполеоном III. Вынужденный покинуть Францию, Гюго Виктор Мари переехал в Брюссель; позднее поселился на островах в проливе Ла-Манш, во владениях Англии (Джерси — с 1852, Гернси — с 1855). В 1852 Гюго Виктор Мари написал книгу «История одного преступления» (т. 1—2, изд. 1877—78) и политический памфлет «Наполеон Малый». Сборник политических стихов «Возмездие» (1853), заклеймивших Наполеона III и его клику, стал образцом гражданской лирики и позднее оказал влияние на парижских коммунаров.

  В романе «Отверженные» (1862) Гюго Виктор Мари изобразил жизнь разных слоев французского общества. Повествуя о судьбе безработного, попавшего на каторгу за кражу булки, и швеи, вынужденной продавать себя, чтобы спасти своего ребёнка, Гюго Виктор Мари доказывал, что преступления и нищета — неизбежное порождение капитализма. По мере нарастания антибуржуазного пафоса у Гюго Виктор Мари складывался сентиментально-филантропический идеал, наметившийся ещё в 30-е гг. под влиянием утопического социализма. Однако утопической проповеди примирения классов противоречили лучшие страницы романа, овеянные духом революции. Правдивые картины жизни и страданий народа свидетельствовали о реалистической струе в творчестве Гюго Виктор Мари В центре романа «Труженики моря» (1866) — борьба человека со стихиями природы. В романе «Человек, который смеется» (1869) Гюго Виктор Мари описывал жизнь Англии на рубеже 17—18 вв., изобличая произвол монархии и жестокость аристократии. Основные композиционные приёмы — романтическая антитеза и гротеск — служили Гюго Виктор Мари для противопоставления эгоизму аристократии нравственной чистоты людей из народа.

  Гюго Виктор Мари вернулся на родину в 1870 после низложения Наполеона III. На события франко-прусской войны 1870—71 и Парижской Коммуны 1871 он отозвался сборником стихов «Грозный год» (1872). В романе «Девяносто третий год» (1874) Гюго Виктор Мари воссоздал картину борьбы якобинской республики против вандейского мятежа и с симпатией нарисовал образы деятелей революции. Из поздних произведений интересен поэтический сборник «Искусство быть дедом» (1877). В 1883 появилась 3-я серия «Легенды веков» (1-я — 1859, 2-я — 1877) — лиро-эпические собрания исторических преданий и легенд, воскрешающих библейские, античные и средневековые образы.

  В России 19 в. передовые писатели (в т. ч. А. И. Герцен, Н. Гюго Виктор Мари Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин) высоко ценили общественное содержание сочинений Гюго Виктор Мари и его любовь к народу, хотя и осуждали присущие ему утопические иллюзии. Гюго Виктор Мари был одним из любимых писателей Л. Н. Толстого.

 

  Соч.: Œuvres complètes, v. 1—48, P., 1904—38; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—15, М., 1953—56; Избр. произв., т. 1—2, М. — Л., 1952.

 

  Лит.: Алексеев М. П., В. Гюго и его русские знакомства..., «Литературное наследство», М., 1937, № 31—32; Арагон Л., Гюго — поэт-реалист, Собр. соч., т. 10, М., 1961; Брахман С., «Отверженные» В. Гюго, М., 1968; Данилин Ю. И., В. Гюго и французское революционное движение XIX в., М., 1952; История французской литературы, т. 2, М., 1956; Лафарг П., Легенда о В. Гюго, в его сб.: Литературно-критические статьи, М., 1936; Луначарский А. В., В. Гюго. Творческий путь писателя, М., 1931; Николаев В. Н., В. Гюго. Критико-биографический очерк, 2 изд., М., 1955; Реизов Б. Гюго Виктор Мари, Гюго, в его кн.: Французский исторический роман в эпоху романтизма, Л., 1958; Роллан Р., Старый Орфей, Собр. соч., т. 14, М., 1958; Сержент Ж., Рисунки В. Гюго, сокращ. пер. с франц., [М., 1970]; Трескунов М. С., В. Гюго, Очерк творчества, 2 доп. изд., М., 1961; его же, В. Гюго, Л., 1969; Audiat P., Ainsi vécu V. Hugo, P., 1947; Cachin М., V. Hugo de 1848 à 1851, «La Pensée», 1952, № 41; Escholier R., V. Hugo, cet inconnu, P., 1951; Foucher P., Souvenirs, P., 1959; Maurois A., Olimpio ou la vie de V. Hugo, P., 1954: Perche L., V. Hugo, P., 1952; V. Hugo. [Par J. de Lacretelle, A. Maurois, Н. Guillemin e. a.], [P., 1967].

  Библиографич. изд.: Брук Е.Ф. и Паевская А. В., В. Гюго, 1802—1885. Памятка читателю, М., 1952; Морщинер М. С. и Пожарский Н. И., Библиография русских переводов произведений В. Гюго, М., 1953: Dubois Biobibliographie de V. Hugo de 1802 à 1825, P., 1913; Rudwin М., Bibliographie de V. Hugo, P., 1926; Maturité de V. Hugo (1828—1848). Maijuillet 1953, P., 1953; Van Tieghem Ph., Dictionnaire de V. Hugo, P., [1970].

  М. Н. Черневич.

Так же Вы можете узнать о...


Телеология (от греч. telos, родительный падеж teleos — результат, завершение, цель и.
Украинская центральная рада, объединённый орган буржуазных и мелкобуржуазных националистических партий и организаций на Украине в 1917—18.
Хайлуфынская революционная база, первый в Китае советский район, существовавший с конца октября 1927 до апреля 1928 в восточной части провинции Гуандун (в основном уезды Хайфын и Луфын).
Чилийская котловина, океаническая котловина в юго-восточная части Тихого океана.
Энрике Бургундский, Генрих Бургундский (Henrique) (около 1057, Дижон, — 1.
Алёнка, жук семейства пластинчатоусых, вредитель многих с.
Багратуни Арсен (1790 — 1866), армянский поэт и переводчик, представитель классицизма.
Бомба (нем. Bombe, франц. bombe, итал. bomba, от лат.
Вигнер Юджин Пол Вигнер (Wigner) Юджин Пол (р. 17. 11.1902, Будапешт), американский физик-теоретик.
Гекатей Милетский (греч. Hekataios Milesios) (около 546—480 до н.
Гудрон (франц. goudron), чёрная смолистая масса, получающаяся после отгона из нефти топливных и масляных фракций.
Дрейер Йохан Людвиг Дрейер (Dreyer) Йохан Людвиг (Джон Луис) Эмиль (13.
Игнимбрит (от лат. ignis — огонь и imber, родительный падеж imbris — дождь), туфолавы, вулканические обломочные горные породы с туфовой массой, состоящей из лавы и пепла, и сравнительно крупными включениями тёмного стекла внедрёнными в эту массу.
Каракульча, шкурки преждевременно родившихся ягнят (выкидышей в последний период суягности) или плодов (извлечённых из утробы забитых на мясо суягных маток) овец каракульской породы.