Земское движение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЗА ЗБ ЗВ ЗГ ЗД ЗЕ ЗЁ ЗИ ЗЛ ЗМ ЗН ЗО ЗР ЗУ ЗЫ ЗЮ ЗЯ
ЗЕА
ЗЕБ
ЗЕВ
ЗЕГ
ЗЕД
ЗЕЕ
ЗЕИ
ЗЕЙ
ЗЕК
ЗЕЛ
ЗЕМ
ЗЕН
ЗЕР
ЗЕС
ЗЕТ
ЗЕФ
ЗЕЯ

Земское движение, буржуазно-оппозиционное движение русских либеральных помещиков, требовавших от правительства некоторых политических уступок и расширения прав земства. Истоки Земское движение восходят к дворянскому оппозиционному движению эпохи падения крепостного права. Земское движение, с одной стороны, было реакцией земцев на ограничение прав и деятельности земств царским правительством, с другой — отражением общественно-политического и революционного подъёма и нараставшей оппозиции к царизму со стороны буржуазной интеллигенции, в особенности в конце 19 — начале 20 вв. Земское движение Отличалось крайней умеренностью по отношению к самодержавию. Земские либералы стремились к соглашению с царизмом на основе небольших реформ. В. И. Ленин в 1901 так определял «политическое значение» земства: «Во-первых, эта организация представителей наших имущих классов (и в особенности земельного дворянства) постоянно противопоставляет выборные учреждения бюрократии, вызывает постоянные конфликты между ними, показывает на каждом шагу реакционный характер безответственного царского чиновничества, поддерживает недовольство и питает оппозицию самодержавному правительству. Во-вторых, земства, втиснутые как пятое колесо в бюрократической повозке, стремятся упрочить свое положение, расширить свое значение, стремятся — и даже, по выражению Витте, „бессознательно идут“ — к конституции, предъявляя ходатайства о ней. Они оказываются поэтому негодным союзником правительства в борьбе его с революционерами, они хранят дружественный нейтралитет по отношению к революционерам и оказывают им хотя и косвенную, но несомненную услугу, внося в критические моменты колебания в репрессивные меры правительства. Разумеется, ни „крупного“, ни вообще сколько-нибудь самостоятельного фактора политической борьбы нельзя видеть в учреждении, которое в лучшем случае способно было до сих пор лишь на либеральные ходатайства и на дружественный нейтралитет, но роль одного из вспомогательных факторов за земством отрицать нельзя» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5, с. 64—65).

  Революционный подъём в конце 1870-х гг. вызвал оживление среди земских либералов. В 1878—79 пять губернских земских собраний (Харьковское, Полтавское, Черниговское, Тверское и Самарское) в адресах к царю просили созвать земский собор, «даровать истинное самоуправление, неприкосновенность прав личности, независимость суда и свободу печати». В апреля 1879 тайный съезд земских деятелей в Москве принял решение (неосуществленное) организовать выступления земских собраний с требованиями политических реформ. В том же году земцы пытались наладить в Галиции издание нелегальных брошюр, однако полиция конфисковала рукописи и напечатанную программную брошюру «Ближайшие задачи земства». В 1880 министром внутренних дел был назначен М. Т. Лорис-Меликов. Правительство под усилением революционного натиска обещало либералам некоторые уступки. Земские собрания выразили правительству признательность и готовность оказать любую поддержку в борьбе с революционерами. В условиях революционной ситуации 1879—80 земские либералы показали себя политически отсталыми.

  В 80—90-х гг., в обстановке политической реакции и аграрного кризиса, Земское движение почти сошло на нет, хотя в 1894—95 в адресах губернских земских собраний по случаю воцарения Николая II и высказывались пожелания о расширении прав земств. Царь назвал эти пожелания «бессмысленными мечтаниями». Земское движение оживилось в начале 20 в., когда в стране назревал революционный кризис. Видную роль в становлении буржуазной оппозиции Земское движение сыграл полуконспиративный кружок «Беседа», организованный в Москве в 1899 князь Павлом и Петром Долгоруковыми, князь Д. И. Шаховским и др. политические взгляды «собеседников» отличались значительной пестротой — от буржуазных конституционалистов до сторонников «истинного» самодержавия. Членов кружка объединяла надежда на мирное обновление политического строя в России сверху. В июне 1902 группа земских либералов во главе с И. И. Петрункевичем и П. Д. Долгоруковым основала в Штутгарте журнал «Освобождение» (под редакцией П. Б. Струве). В июле 1903 земские либералы совместно с представителями буржуазной, интеллигенции, группировавшейся вокруг журнала, на совещании в Швейцарии договорились создать «Союз освобождения», оформившийся на учредительном съезде в Петербурге 3—5 января 1904. Члены этой организации требовали конституции и всеобщего избирательного права. В 1903 либералы основали ещё одну организацию, тесно связанную с первой, — «Союз земцев-конституционалистов», в которую вошли главным образом либеральные помещики, 1-й её съезд состоялся 8 ноября 1903 в Москве. Руководящую роль в обоих союзах играли земские либералы. Значительное влияние в Земское движение приобрела группа умеренных либералов во главе с Д. Н. Шиповым — председателем Московской губернской земской управы. Она стояла за сохранение неограниченной монархии, выступала против конституционных преобразований, за расширение прав местного самоуправления и создание совещательного представительного органа. Одним из проявлений либеральной оппозиции в 1902—03 были выступления земцев в уездных и губернских комитетах «Особого совещания о нуждах с.-х. промышленности», где они высказывались за уравнение крестьян в правах с др. сословиями и распространение школьного образования в деревне; главного вопроса — о земле — не касались. Русско-японскую войну 1904—05 земские собрания встретили шовинистическими манифестациями, верноподданническими адресами к царю и ассигнованиями средств на военные нужды. В февраля 1904 2-й съезд «Союза земцев-конституционалистов» принял решение отказаться от оппозиционных выступлений и действовать на общей почве с правительством. Лишь после поражений царизма в войне и обострения революционного кризиса в земских либеральных кругах началось оппозиционное брожение. Осенью 1904 правительство, стараясь привлечь либеральную буржуазию на свою сторону, разрешило ей и земству устраивать совещания и банкеты (см. Банкетная кампания). Воспользовавшись этим, «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов» организовали либеральную кампанию. Центральным звеном её был Петербургский общеземский съезд 6—9 ноября 1904 (участвовало 104 делегата от 33 губерний), выработавший программу политических реформ: создание народных представительств с законодательными правами, введение гражданских свобод, равноправия сословий и расширение круга деятельности местного самоуправления. Осуществление реформ съезд считал возможным только по почину монарха. Эта программа послужила основой для многочисленных адресов и петиций земских собраний и банкетов буржуазной интеллигенции, состоявшихся в конце 1904. Большинство земских собраний высказалось за совещательный характер представительского органа. В. И. Ленин, характеризуя земскую кампанию, писал: «... Перед нами совершенно ясно обрисовывается возможный и вероятный союз умеренных земцев с правительством для борьбы против революционного пролетариата...» (там же, т. 9, с. 86).

  В условиях Революции 1905—07 земские либералы вынуждены были присоединить к политическим требованиям требования по рабочему вопросу: 8-часовой рабочий день, свобода стачек и союзов и по аграрному — отчуждение государством части помещичьих земель с вознаграждением владельцев, упорядочение условий аренды и др. В то же время в мае 1905 земский съезд направил к царю депутацию с верноподданнической петицией. Ленин называл переговоры либералов с царём торгашеством, первыми шагами буржуазного предательства. Стремясь направить революционное движение в мирное русло, либералы летом 1905 пытались вместе с Г. А. Гапоном организовать «новую рабочую партию», издали «устав союза рабочих», распространяли среди рабочих и крестьян либеральную литературу, устраивали собрания крестьян, приглашали их в состав экономических советов при земских управах, участвовали в организации крестьянских союзов. Июльский земско-городской съезд принял «Обращение к народу». По мере развития революции Земское движение утрачивало свою оппозиционность. В сентября 1905 съезд земских и городских деятелей признал необходимым участие в Булыгинской думе. После Манифеста 17 октября 1905 земские либералы открыто поддерживали царизм. Ноябрьский съезд земцев высказался за содействие правительству при условии проведения начал манифеста, а земские собрания безоговорочно выразили готовность оказать правительству всякую поддержку в борьбе с революцией. Т. о., земство из очага либеральной оппозиции превратилось в оплот контрреволюции. Земское движение прекратилось. В России оформились буржуазные партии кадетов и октябристов, в которые, соответственно, вошли представители «левого» и «правого» крыла Земское движение

 

  Лит.: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5; его же, Земский съезд, там же; его же, Письмо к земцам, там же, т. 6; его же, Земская кампания и план «Искры», там же, т. 9; его же, Самодержавие и пролетариат, там же; его же. Рабочая и буржуазная демократия, там же; его же, Революционная борьба и либеральное маклерство, там же, т. 10; его же, Первые шаги буржуазного предательства, там же; его же. Пролетариат борется, буржуазия крадется к власти, там же, т. 11; Веселовский Б., История земства за 40 лет, т. 1—4, СПБ. 1909—11; Захарова Л. Г., Земская контрреформа 1890, [М.], 1968; Черменский Е. Д., Буржуазия и царизм в первой русской революции. 2 изд., М.. 1970.

  И. П. Розин.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Кадеш, Кинза, в древности город в Сирии на р.
Каолин (от названия местности в Китае, в провинции Цзянси, где впервые был найден К.
Катиониты ,иониты, способные обменивать свои положительные ионы (катионы).
Кинди Абу Юсуф Якуб бей Исхак Кинди, аль- (около 800, Басра, — около 870, Багдад), арабский философ и ученый, основоположник восточного перипатетизма (аристотелизма); был назван «философом арабов».
Кодовой коммутации станция, комплекс аппаратуры и коммутационного оборудования, предназначенный для переприёма телеграмм по системе кодовой коммутации.
Конвенционные запрещения, распоряжения управлений железных дорог о временном прекращении перевозки грузов в определенном направлении или приема грузов на какую-либо станцию назначения по техническим причинам.
Коррекс, эластичная лента из прозрачной пластмассы с небольшими выдавленными полушариями вдоль краев.
Крестовский Всеволод Владимирович [11(23).2.
Куначество (от тюрк. конак, кунак — гость), распространённый в прошлом на Северном Кавказе обычай, по которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в тесные дружеские отношения и оказывали друг другу помощь и защиту.
Ланская коммуна (La commune de Laonnais), городская коммуна, установленная в 12 в.
Летучая мышь, см. Летучие мыши.