Отчуждение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЯ
ОТА
ОТБ
ОТВ
ОТГ
ОТД
ОТЕ
ОТЁ
ОТЖ
ОТЗ
ОТИ
ОТК
ОТЛ
ОТМ
ОТН
ОТО
ОТП
ОТР
ОТС
ОТТ
ОТХ
ОТЦ
ОТЧ
ОТШ
ОТЩ
ОТЪ
ОТЫ
ОТЯ

Отчуждение, объективный социальный процесс, присущий классово антагонистическому обществу и характеризующийся превращением деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Истоки Отчуждение— в антагонистическом разделении труда и частной собственности. Отчуждение выражается в господстве овеществленного труда над трудом живым, в превращении личности в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих социальных групп и классов, в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда. Отчуждение является исторически-преходящей формой опредмечивания человеком своих способностей и связано с овеществлением и фетишизацией социальных отношений. Отчуждение получает и определённое психологическое выражение в сознании индивида (разрыв между ожиданиями, желаниями человека и нормами, предписываемыми антагонистическим социальным порядком, восприятие этих норм как чуждых и враждебных личности, чувство изоляции, одиночества, разрушение норм поведения и т. п.). При Отчуждение общее для всех классово антагонистических обществ противоречие между личностью и социальными институтами дополняется специфическим восприятием социального и культурного мира как чуждого и враждебного личности. Это особенно обостряется с возникновением буржуазных отношений, которые привели к распаду традиционно-патриархальных общественных связей, где личность растворена в социальном целом, и к формированию индивидуализма с характерным для него противопоставлением личности социальным институтам.

  Процессы Отчуждение осмыслялись в истории общественной мысли прежде всего в русле романтической критики капитализма. Теоретики общественного договора (Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо и др.), истолковывая возникновение общества как акт передачи Отчуждение человеком своих прав политическому организму, видели в этом источник порабощения человека, утраты им своей первоначальной свободы. Ф. Шиллер, констатируя внутреннюю расколотость человека нового времени, рассматривает её как последствие разделения труда и видит в эстетической сфере путь к восстановлению утраченной цельности. Эта линия эстетической критики буржуазного общества и связанного с ним Отчуждение была развита немецким и французским романтизмом, противопоставившим миру Отчуждение идеал целостной патриархальной общинной жизни. Категория Отчуждение— одна из центральных в философии Гегеля. Она является способом конструирования его философской системы: природа и история суть объективация, Отчуждение абсолютного духа. Помимо этого, категория Отчуждение характеризует у Гегеля специфическое отношение человека к созданной им реальности в условиях буржуазного правового общества. В «Феноменологии духа», анализируя буржуазное общество — мир «отчужденного от себя духа», Гегель отмечает, что действительность предстаёт здесь для индивида как «... нечто непосредственное отчужденное...»; самосознание «... создаёт свой мир и относится к нему как к некоторому чуждому миру, так что отныне оно должно завладевать им» (Соч., т. 4, М., 1959, с. 264, 263). Реальное Отчуждение истолковывается Гегелем как Отчуждение духа, а преодоление Отчуждение— как теоретическое осознание неистинности Отчуждение В этом и состоит тот «некритический позитивизм» Гегеля, который был отмечен К. Марксом; Гегель не проводит различия между объективацией и Отчуждение, отождествляет Отчуждение с опредмечиванием человеческих способностей. Л. Фейербах в своей критике Гегеля даёт антропологическую интерпретацию Отчуждение Рассматривая религию в качестве Отчуждение предметно-чувственной сущности человека, причины этого Отчуждение он видит в психологических состояниях — чувстве зависимости, страхе и т. п. Чувственная природа человека трактуется им как «неотчуждаемый» фундамент человеческой жизни и противопоставляется неистинному миру Отчуждение— идеализму, теологии и пр. Эта линия противопоставления «истинного» и «неподлинного» состояния, мира Отчуждение и любви в ещё большей мере усиливается у младогегельянцев (Б. Бауэр, М. Гесс), у различных мелкобуржуазных идеологов 40-х—50-х гг. 19 в. (П. Ж. Прудон, М. Штирнер и др.).

  Марксистское понимание Отчуждение формировалось в полемике как с объективно-идеалистической концепцией Отчуждение, так и с антрополого-психологистическим его истолкованием. Критикуя романтико-утопические, моралистические представления об Отчуждение, основоположники марксизма противопоставили этому взгляд на Отчуждение как на объективный социальный процесс. По мере становления материалистического понимания истории углублялось и понимание Отчуждение От анализа Отчуждение в сфере духовной жизни (религия, идеалистическая философия) К. Маркс и Ф. Энгельс перешли к изучению Отчуждение в политической жизни (бюрократии, роли государства), а затем и к осмыслению процессов Отчуждение в экономической сфере. В работах начала 1840-х гг. анализируется проблема отчуждённого труда: Отчуждение от процесса и результатов труда, Отчуждение рабочего от его родовой, социальной сущности и, наконец, Отчуждение рабочего от самого себя. Если в этих работах Маркс и Энгельс ещё выводят Отчуждение из отношения рабочего к своему труду, то уже в «Немецкой идеологии» (1845—46) и особенно в экономических работах Маркса 1860—70-х гг. в качестве источников Отчуждение выступают глубокие социально-экономические изменения — капиталистическое разделение труда, стихийный характер совокупной социальной деятельности в условиях антагонистических формаций, господство частной собственности и товарно-денежных отношений, превращение труда в средство существования, частичных социальных функций в пожизненное призвание определённых лиц, слоев, классов. Под анализ Отчуждение был подведён научный фундамент — экономическая теория марксизма, учение о товарном фетишизме.

  В работах Маркса и Энгельса раскрыты следующие основные моменты Отчуждение в капиталистическом обществе: 1) Отчуждение самой деятельности человека, который выходит из процесса труда обеднённым и опустошённым, «... отчужденность содержания труда по отношению к самому рабочему...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 440). 2) Отчуждение условий труда от самого труда. «... Объективные условия труда приобретают все более колоссальную самостоятельность по отношению к живому труду, самостоятельность, выражающуюся уже в самом их размере,... общественное богатство во все более мощных скоплениях противостоит труду как чужая и господствующая сила» (там же, ч. 2, с. 346—47). Рабочему противостоят в отчуждённой форме в качестве капитала не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда. Это особенно очевидно в Отчуждение управления производством и в Отчуждение науки от рабочего. «Наука выступает как чуждая, враждебная по отношению к труду и господствующая над ним сила...» (там же, т. 47, с. 555). 3) Отчуждение результатов труда от наёмного рабочего, приводящее к тому, что «... созданное им богатство противостоит как чуждое богатство, его собственная производительная сила — как производительная сила его продукта, его обогащение — как самообеднение, его общественная сила — как сила общества, властвующего над ним» (там же, т. 26, ч. 3, с. 268). 4) Отчуждённость социальных институтов и норм, предписываемых ими, от трудящихся. Так, в государстве общий интерес «... принимает самостоятельную форму, оторванную от действительных — как отдельных, так и совместных — интересов, и вместе с тем форму иллюзорной общности» (там же, т. 3, с. 32). В процессе исторического развития углубляется Отчуждение эксплуататорского государства от действительных индивидов, социальные институты превращаются в бюрократические системы, построенные по иерархическому принципу. 5) Разрыв между ценностями, проповедуемыми официальной идеологией, и реальными возможностями, предоставляемыми обществом. Отчуждение идеологии от жизни приводит к тому, что она формирует такой уровень притязаний, желаний и ожиданий у членов общества, который не соответствует действительным возможностям общества. Так, идеологические ценности, провозглашаемые буржуазным обществом: свобода, равенство, предприимчивость,— всё больше вступали в противоречие с реальной жизнью буржуазного общества, с его экономическим неравенством и эксплуатацией. Отчуждение характеризует и духовную жизнь классового общества, формируются специфические формы идеологического Отчуждение (от религии до авторитарных идеологий), внутри самой культуры углубляется разрыв между «массовой культурой» и культурой элиты. Понимание Отчуждение как социального явления получило дальнейшую конкретизацию в учении об абсолютном и относительном обнищании рабочего класса, об эксплуатации как «действительном проявлении» Отчуждение (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 520), в марксистской трактовке социальных институтов и личности. Вокруг марксистской концепции Отчуждение развернулась острая идеологическая борьба, наиболее характерными чертами которой являются: противопоставление молодого, «гуманистического» Маркса, анализировавшего проблематику Отчуждение, зрелому Марксу, якобы вставшему на негуманистические, сциентистские (см. Сциентизм) позиции; истолкование марксизма как разновидности иррационалистической антропологии и сближение его с экзистенциализмом; теологическая интерпретация Отчуждение, отождествляющая Отчуждение с грехопадением. Выступая с нападками на практику социалистического строительства, правые и «левые» ревизионисты (Р. Гароди, Э. Фишер и др.) утверждают, что социализм усиливает Отчуждение личности, создаёт новые формы Отчуждение, связанные с общественной собственностью и ролью государства при социализме.

  Критикуя буржуазные и ревизионистские концепции Отчуждение, марксисты различных стран подчёркивают, что социализм уничтожает коренные источники Отчуждение, что ведущей тенденцией социализма является преодоление Отчуждение, осуществляющееся в полной и окончательной мере вместе с построением коммунизма. Общие пути преодоления Отчуждение, выявленные в теории научного коммунизма, заключаются в уничтожении эксплуатации, всемерном развитии общественного богатства, социалистических общественных отношений, в преодолении противоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней, в развитии коммунистического сознания, демократизации управления и всей общественной жизни социалистического и коммунистического общества. Конкретные пути и методы преодоления Отчуждение, темпы осуществления этого процесса зависят от специфических особенностей стран, строящих новое общество, от уровня их развития, сознательности рабочего класса этих стран.

  Позиция марксизма, подчёркивающая социально-исторический, преходящий характер Отчуждение, противостоит позициям современных буржуазных идеологов, которые видят в Отчуждение вечную характеристику человеческой жизни. Общими особенностями понимания Отчуждение в современной буржуазной философии и социологии являются антиисторизм, психологизм в трактовке причин Отчуждение, превращение Отчуждение в сущностную характеристику человеческого бытия. Рассматривая многие феномены Отчуждение с позиций самого Отчуждение как неустранимые моменты социальной жизни вообще, буржуазные философы неизбежно приходят к трагическому восприятию истории общества и культуры. Уже Г. Зиммель видел «трагедию культуры» в противоречии между творческим процессом и объективированными формами культуры. В трагические тона окрашено описание Отчуждение в философии и художественной литературе экзистенциализма. В буржуазной социологии 20 в. был проанализирован ряд аспектов проблемы Отчуждение (без употребления самого термина «О.») в связи с проблемой бюрократии (К. Манхейм, М. ВеберГермания), социальной аномии (Э. ДюркгеймФранция, Р. МертонСША). В 1960-х гг. в связи с усилением романтической критики капитализма оживился интерес к категории Отчуждение как способу анализа буржуазного общества. Это нашло своё выражение в идеологии так называемых «новых левых» (Г. Маркузе — США, и др.). Многие представители буржуазной социологии трактуют Отчуждение как единственно возможный способ организации человеческих отношений, противопоставляя ему «малые» и «неформальные» группы, лишённые Отчуждение В современной американской социологии делаются попытки эмпирического исследования Отчуждение М. Симен предложил 5 критериев для эмпирической интерпретации Отчуждение (отсутствие обладания властью, утрата смысла своей работы, отсутствие норм, изоляция, самоотчуждение), ставших программой социологических исследований (Р. Блаунер и др.). Однако в целом анализ реальных; социальных условий и причин Отчуждение заменяется в буржуазной философии и социологии описанием сознания и психологии индивида, живущего в мире Отчуждение

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; их же, Капитал, Соч., 2 изд., т. 23—25; Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; Давыдов Ю. Н., Труд и свобода, М., 1962; Огурцов А. П., Отчуждение и человек. Историко-философский очерк, в сборнике: Человек, творчество, наука, М., 1967; «Капитал» Маркса, философия и современность, М., 1968; Ойзерман Т. И., Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме, М., 1965; Alienation: the cultural climate of our time, ed. G. Sykes, N. Y., 1964; Alienation: a casebook, ed. D. J. Burrows, F. R. Lapides, N. Y., 1969; Geyer R. F., Bibliography alienation, 2 ed., Amst., 1972.

  А. П. Огурцов.

Так же Вы можете узнать о...


Блейман Михаил Юрьевич [р.6(19).5.1904, Ростов-на-Дону], советский кинодраматург, критик и теоретик киноискусства.
Винники, город в Львовской области УССР, в 4 км к В.
Гиперкомплексные числа, обобщение понятия о числе, более широкое, чем обычные комплексные числа.
Диагностика болезней растений, учение о методах исследования растений для распознавания их болезней.
Зоогеографическая область, основное подразделение зоогеографического районирования моря и суши.
Карусель (франц. caroussel, от итал. carosello), 1) специальное сооружение, предназначено для катания по кругу на народных гуляниях, ярмарках и т.
Корчеватель-бульдозер-погрузчик, навесная машина для корчевания и погрузки пней, камней, удаления кустарника, погрузки сыпучих материалов и др.
Линейное письмо А и Б, древнейшие письменности о.
Метан, болотный, или рудничный, газ, CH4, первый член гомологического ряда насыщенных углеводородов; бесцветный газ без запаха; tkип — 164,5 °С; tпл — 182,5 °С; плотность по отношению к воздуху 0,554 (20 °С); горит почти бесцветным пламенем, теплота сгорания 50,08 Мдж/кг (11954 ккал/кг).
Нереиды (сем-во многощетинковых червей) Нереиды (Nereidae), семейство многощетинковых червей.
Панцирные клещи, орибатиды (Oribatei), подотряд паукообразных отряда Acariformes.
Почвоуглубление, углубление пахотного слоя, увеличение мощности обрабатываемого слоя почвы (до 30—40 см) и улучшение его агротехнических свойств.
Рокитанский Карл Рокитанский (Rokitansky) Карл (19.2.1804, Кёниггрец, Богемия, ныне Градец-Кралове, ЧССР, — 23.
Скотома (от греч. skotos — темнота), слепой участок в поле зрения, не связанный с его периферическими границами.
Тактические условные знаки, графические изображения, применяемые для обозначения на военных картах, планах, схемах положения и действий своих войск и противника, расположения боевой техники, оборонительных сооружений, заграждений, линий связи, штабов, тыловых учреждений, аэродромов и др.
Унанганы, самоназвание алеутов.
Хопа (Hopa), город на северо-востоке Турции, в иле Чорух, на автодороге Трабзон — Артвин.