Ибсен Генрик

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИБА
ИБЕ
ИБИ
ИБЛ
ИБН
ИБО
ИБР
ИБС

Г. Ибсен. Ибсен Генрик.

Г. Ибсен.

Ибсен (Ibsen) Генрик (20.3.1828, Шиен, — 23.5.1906, Кристиания), норвежский драматург. Родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836. Работая с 1844 учеником аптекаря, Ибсен Генрик написал первые стихи и драму «Катилина» (1850), тираноборческие мотивы которой навеяны революционными событиями 1848 в Европе. В 1850 в Кристиании поставлена пьеса Ибсен Генрик «Богатырский курган». В 1852—57 руководил в Бергене первым национальным норвежским театром; в 1857—62 возглавлял Норвежский театр в Кристиании. В 1864—91 жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. В конце 40 — начале 50-х гг. Ибсен Генрик обратился к сатире и гротеску; буржуазной современности Ибсен Генрик противопоставлял героическое национальное прошлое, мир патриархальной крестьянской жизни и возвышенность человеческих чувств. В «Комедии любви» (1862), в которой наметилась реалистическая линия, нарисована резко сатирическая картина мещанско-чиновничьей Норвегии. В народно-исторической драме «Борьба за престол» (1864) Ибсен Генрик показал победу героя, выполняющего прогрессивную историческую миссию. Герой драматической поэмы «Бранд» (1866) — цельный человек, не останавливающийся ни перед какими жертвами для осуществления своего идеала. Несмотря на абстрактность цели (достижение внутреннего совершенства, полной умственной свободы), Бранд героичен и противостоит ничтожности окружающей действительности. Масштабность философско-символической драмы сохраняется в «Пер Гюнте» (1867), однако герой этой пьесы в противоположность Бранду способен на компромисс, приспособленчество.

  В конце 60 — начале 70-х гг. в условиях обострения социально-политических противоречий Ибсен Генрик ожидает крушения старого мира, «революции человеческого духа». В драме о Юлиане-отступнике «Кесарь и галилеянин» (1873) он утверждает грядущий синтез духовного и плотского начал в человеке. Основная тема пьес «Столпы общества» (1877), «Кукольный дом» (1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882) — несоответствие между показным блеском буржуазного общества и его фальшивой внутренней сутью. Пьесы построены аналитически, драматическое напряжение создаётся не внешними событиями, а постепенным раскрытием сюжетных тайн и подтекстом. Основное в развязке пьес — не развитие сюжета, а решение героя, диктуемое не только его эмоциями, но и его интеллектом.

  С середины 80-х гг. социальная критика у Ибсен Генрик ослабевает («Дикая утка», 1884). В его поздних пьесах усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка, одновременно усиливаются элементы символики. Тема «сильного человека» выдвигается на первый план, однако Ибсен Генрик беспощаден к своим героям, когда они осуществляют свое призвание за счёт жизни и счастья других людей: «Росмерсхольм» (1886), «Гедда Габлер» (1890), «Строитель Сольнес»(1892), «Йун Габриель Боркман» (1896).

  Начиная с 80-х гг. имя Ибсен Генрик служило во всём мире знаменем борьбы за реалистическое искусство, за цельность и внутреннюю свободу человека, за обновление духовной жизни. В России Ибсен Генрик в начале 20 в. стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. На советской сцене чаще всего ставятся «Кукольный дом», «Привидения» и в концертном исполнении «Пер Гюнт» с музыкой Э. Грига.

 

  Соч.: Samlede vaerker, bd 1—21, Oslo, 1928—57; в рус. пер. — Полн. собр. соч.,[с критико-биографич. очерком А. и П. Ганзен], т. 1—4, СПБ, 1909; Избр. драмы, предисл. А. В. Луначарского, Л., 1935; Собр. соч. Ред. и вступ. ст. В. Г. Адмони, т. 1—4, М., 1956—58.

 

  Лит.: Энгельс ф., [Письмо] П. Эрнсту от 5 июня 1890 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 350—53; Плеханов Г. В., Генрик Ибсен, в его кн.: Литература и эстетика, т. 2, М., 1958; Брандес Г., Генрик Ибсен. Собр. соч. 2 изд., т. 1, СПБ. [1906]; Адмони В. Г., Генрик Ибсен, М., 1956; Gran G., Henrik Ibsen. Liv og vaerker, bd 1—2. Christiania, 1918; Koht H., Henrik Ibsen. Eit diktarliv, bd 1—2, Oslo, 1954; Heiberg H., «... født til kunstner». Et Ibsen-portrett, Oslo, 1967; Dániel A., Ibsen, Bdpst, 1966 (имеется библ.); Meyen F., Ibsen-Bibliographie, Braunschweig — B. — Hamb., 1928; Tedford I., Ibsen bibliography 1928—1957 Oslo — Bergen, 1961.

  В. Г. Адмони.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Постимпрессионизм (от лат. post — после и импрессионизм), условное собирательное обозначение основных направлений французкой живописи конца 19 — первых лет 20 вв.
Прозрачность среды, отношение потока излучения (или, для видимого света, — светового потока), прошедшего в среде без изменения направления путь, равный 1, к потоку, вошедшему в эту среду в виде параллельного пучка.
Пшемша (Przemsza), река на Ю. Польши, левый приток Вислы.
Рахе (Raahe), город на С. Финляндии, в ляни Оулу, порт на берегу Ботнического залива.
Ринг (монополистич. объединение) Ринг (англ. ring, нем. Ring, буквально — кольцо, круг), один из простейших видов монополистических объединений; временное соглашение спекулятивного характера между нескольким капиталистами о скупке на рынке или задержке на складах какого-либо товара до момента, наиболее выгодного для его продажи по повышенным ценам.
Русско-румынское соглашение 1914 о дружественном нейтралитете Румынии в отношении России в первую мировую войну 1914—18 и о расширении территории Румынии, оформлено путём обмена нотами 18 сентября (1 октября) между министром иностранных дел России С.
Сантароза Санторре Аннибале де Росси ди Помароло Сантароза (Santarosa) Санторре Аннибале де Росси ди Помароло (18.
Секанс [лат. secans, здесь — секущая (прямая); от seco — режу, рассекаю], одна из тригонометрических функций; обозначение sec.
Силлитоу Алан Силлитоу, Силито (Sillitoe) Алан (р. 4.3.1928, Ноттингем), английский писатель.
Случайных процессов прогнозирование (экстраполирование), предсказание значения случайного процесса в некоторый будущий момент времени по наблюдённым значениям этого процесса (или, более общо, какого-либо статистически с ним связанного процесса — например суммы прогнозируемого процесса с искажающими наблюдения случайными помехами, т.
Соры (тюрк.), замкнутые бессточные пониженные участки пустынь, обычно с глинистым грунтом, обогащенным хлоридами и сульфатами.
Старобешевская ГРЭС им. В. И. Ленина, конденсационная электростанция близ поселка Новый Свет Старобешевского района Донецкой области УССР.
Сувон, город в Южной Корее, в провинции Кёнгидо, к Ю.
Тактическая подготовка, предмет обучения войск (сил флота).
Тепловой баланс Земли, соотношение прихода и расхода энергии (лучистой и тепловой) на земной поверхности, в атмосфере и в системе Земля — атмосфера.