Подтекст

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОО
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЯ

Подтекст, подспудный, неявный смысл высказывания, художественного повествования, драматической реплики, второй план сценической роли, дающие о себе знать косвенным образом. Основан на свойстве разговорной речи, где в зависимости от речевой ситуации, намерений и экспрессии говорящего прямые лексические значения слов и предложений перестают определять внутреннее содержание речи и даже вступают с ним в противоречие. Подтекст — тот комплекс мыслей и чувств, который скрыт под словами текста. Средствами обнажения Подтекст могут быть намекающие реплики (нередко повторяющиеся как лейтмотив), различные качества звучания речи (интонация, пауза и т.д.), свидетельствующие о «подводном» течении действия [например, в «Трёх сестрах» А. Подтекст Чехова за вопросом Маши, любил ли доктор её мать, следует: «Чебутыкин (после паузы): Этого я уже не помню»]; подчёркнутые сопоставления разных по содержанию и звучанию речевых, сюжетных, сценических ситуаций (например, совмещение внешне незначащей беседы персонажей с их внутренним напряжённым спором, время от времени прорывающимся наружу в пьесе М. Метерлинка «Пелеас и Мелисанда», в рассказе Э. Хемингуэя «Белые слоны»). Понятие «Подтекст» было осмыслено на Западе Метерлинком (под названием «второй диалог» в книге «Сокровище смиренных», 1896), в России — Чеховым и основателями МХАТа К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (см., например, предисловие Немировича-Данченко к книге Н. Эфроса «“Три сестры”. Пьеса А. Подтекст Чехова в постановке МХТ», Подтекст, 1919). В системе Станиславского Подтекст приобрёл значение психологического, эмоционально-волевого начала сценической речи.

  В. А. Калашников.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Мурза (тюрк., от перс. мирза), титул феодальной знати в Астраханском, Казанском, Касимовском, Крымском и Сибирском ханствах и в Ногайской Орде.
Обезроживание, искусственное предупреждение роста рогов или их удаление.
Парии (от тамильского парайян), одна из неприкасаемых каст в Южной Индии, в Тамилнаде, довольно многочисленная.
Поллак Михай Поллак (Pollack) Михай (30.8.1773, Вена, — 5.
Радиолюбительская станция, приёмо-передающая или приёмная радиостанция, служащая для радиолюбительской связи или для наблюдения за нею.
Сайтама

, префектура в Японии, на острове Хонсю.
Скин-эффект (от англ. skin — кожа, оболочка), поверхностный эффект, затухание электромагнитных волн по мере их проникновения в глубь проводящей среды, в результате которого, например, переменный ток по сечению проводника или переменный магнитный поток по сечению магнитопровода распределяются не равномерно, а преимущественно в поверхностном слое.
Стрельба, ведение огня, применение огнестрельного оружия для выполнения поставленной задачи.
Тихоокеанский флот (ТОФ), высшее оперативное объединение, составная часть ВМФ СССР; обеспечивает охрану морских рубежей на Дальнем Востоке и защиту государственных интересов СССР на Тихом океане.
Утренняя звезда, устаревшее название планеты Венера.
Хелмоньский Юзеф Хелмоньский (Chełmoński) Юзеф (7.