«Искусство для искусства»

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИСА
ИСБ
ИСЕ
ИСИ
ИСК
ИСЛ
ИСМ
ИСО
ИСП
ИСР
ИСС
ИСТ
ИСФ
ИСХ
ИСЧ

«Искусство для искусства», «чистое искусство», название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Как показал Г. В. Плеханов, «склонность художников и людей, живо интересующихся художественным творчеством, к искусству для искусства возникает на почве безнадежного разлада их с окружающей общественной средой» (Избранные философские произведения, т. 5, 1958, с. 698). В разных условиях концепции «Искусство для искусства» различны как по своим социальным и идеологическим истокам, так и по своему объективному смыслу. Н. Г. Чернышевский писал, что «устарелая» в его время мысль об «Искусство для искусства», однако, «...имела смысл тогда, когда надобно было доказывать, что поэт не должен писать великолепных од, не должен искажать действительности в угоду различным произвольным и притворным сентенциям» (Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 271).

  Идеи «Искусство для искусства» оформляются в теорию к середине 19 в. во многом как реакция на утилитаризм философии Просвещения и меркантилизм буржуазных общественных отношений. Воспринимая весь строй буржуазной жизни как последовательное отрицание эстетического идеала, художники и поддерживающие их теоретики искусства стремятся воссоздать мир красоты помимо и вопреки действительности, что и приводит их подчас к взгляду на искусство как на некую сферу самодовлеющего эстетизма. Во Франции доктрина «Искусство для искусства» получает распространение ещё в 30-е гг. 19 в. и наиболее отчётливо выявляется в 50-е гг. у представителей школы «парнасцев» во главе с Т. Готье; в Великобритании — в 60-е гг. 19 в. (А. Суинберн; в 70-е гг. — У. Патер, в 80-е гг. О. Уайльд). С конца 19 в. концепции «Искусство для искусства» резче обнаруживают склонность к эстетству и подчёркнутое пренебрежение к нравственным вопросам. Идеи «Искусство для искусства» в современную эпоху чаще всего входят составной частью в иные, подчас эклектичные эстетические теории.

  В России лозунг «Искусство для искусства» в середине 19 в. был полемически противопоставлен натуральной школе, или «гоголевскому направлению», т. е. реализму в искусстве (А. В. Дружинин, С. С. Дудышкин, П. В. Анненков, отчасти «молодые» славянофилы). Идеи «Искусство для искусства» были подвергнуты критике русскими революционными демократами, выдвинувшими принцип гражданского служения искусства, в дальнейшем — Г. В. Плехановым и марксистской литературно-художественной критикой. Указывая на социальные истоки различных вариантов «Искусство для искусства», марксизм каждый раз раскрывает конкретно-исторический смысл их противостояния общественной активности и классовой борьбе.

  Искусство социалистического реализма и близких ему направлений в зарубежном искусстве органически, в силу своей природы несовместимо с какими-либо проявлениями «чистого искусства», безразличного к борьбе за социальный прогресс, за коммунизм. Марксистско-ленинская эстетика с категорической непримиримостью относится к антиобщественным тенденциям в искусстве, будь то продукция так называемого массового искусства или же формализма и «Искусство для искусства».

  В. Д. Сквозников.

Так же Вы можете узнать о...


Бездымный порох, метательное взрывчатое вещество, основным компонентом которого является пластифицированная тем или иным органическим растворителем нитроцеллюлоза (см.
«Библиографические известия», журнал, издававшийся Русским библиографическим обществом при Московском университете под редакцией Б.
Большого бизнеса теория (Big Business), американская буржуазная теория, возникшая в 40-х гг.
Буддлея (Buddleja), род растений семейства буддлеевых (прежде относили к семейству логаниевых).
Валютное регулирование, одна из форм государственного регулирования международных экономических отношений, выражающаяся в регламентировании международных расчётов и порядка совершения операций с валютой и другими валютными ценностями.
Верхняя мантия, одна из оболочек земного шара, непосредственно подстилающая земную кору.
Внешнее торможение, безусловное торможение (физиологическое), подавление, ослабление условных рефлексов и безусловных рефлексов, вызванное внешним, посторонним раздражителем, например болью или неожиданным звуком.
Вредители зерна и зернопродуктов, амбарные вредители, животные, повреждающие и уничтожающие зерно и зернопродукты при хранении и перевозках.
Галофильные микроорганизмы (от греч. hals — соль и phileo — люблю), бактерии, дрожжи или плесневые грибы, способные расти в присутствии высоких концентраций хлористого натрия (NaCI).
Геометрическая оптика, раздел оптики, в котором изучаются законы распространения света на основе представлений о световых лучах.
Гласис (франц. glacis), пологая земляная насыпь впереди наружного рва крепости, долговременного сооружения или полевого укрепления.
Готеривский ярус [по названию г. Отрив (Hauterive) в Швейцарии], третий снизу ярус меловой системы [см.
Гургани Фахр ад-дин Асад Гургани, Горгани Фахр ад-дин Асад (гг. рождения и смерти неизвестны), персидский поэт 11 в.
Декортикация (биол.) (лат. decorticatio, от de — приставка, означающая удаление, и cortex, родительный падеж corticis — кора), удаление коры больших полушарий головного мозга.
Дивизионизм (от франц. division — разделение), живописная система, характерная для неоимпрессионизма и разработанная Ж.