Йогачары

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЙЕ ЙИ ЙЛ ЙО ЙЫ
ЙОА
ЙОВ
ЙОГ
ЙОД
ЙОЖ
ЙОЗ
ЙОК
ЙОМ
ЙОН
ЙОР
ЙОС
ЙОТ
ЙОУ
ЙОХ
ЙОШ
ЙОЭ

Йогачары, виджнянавадины, последователи одной из двух крупнейших (наряду с мадхьямикой) религиозно-философских школ буддизма махаяны. Основные идеи учения Йогачары появляются в 3 в. н. э. Виднейшими представителями Йогачары считаются: Асанга (4 в. н. э.) — основные соч. «Йога-чарьябхуми», «Махаяна сампариграха» и «Абхидхармасамуччая» — и Васубандху (5 в. н. э.) — основные соч. «Вьякхьяюкти», «Вимшика», «Трамшика». Расцвет школы относится к 6—8 вв. н. э., когда создаются комментарии на соч. Асанги и Васубандху (труды Стхирамати и Дхармапалы) и когда протекает деятельность крупнейших буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти, соч. которых сохранились главным образом в тибетских, монг. и отчасти кит. переводах.

  Конкретизируя общее положение буддизма о единственности реальности и ценности психического бытия личности, Йогачары развивают идею исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлечённого от всякого содержания. Пребывание в этом сознании, составляющее цель человеческих стремлений, есть бодхи (буквально «просветление»), или нирвана; как средство её достижения у Йогачары особенно культивировалась йога. Одновременно в школе Йогачары была распространена концепция алая виджняны («сокровищницы сознания», буквально «накопленного сознания»), своеобразного всесознания, абсолютного сознания, имеющего природу Будды и выступающего как бы в качестве общей основы для всякого эмпирического, индивидуального сознания.

  Йогачары внесли большой вклад в развитие неаристотелевской логики, создав самостоятельную её отрасль — так называемую буддийскую логику с совершенно оригинальной разработкой проблем дихотомической классификации категорий, построения фигур силлогизма и др.

 

  Лит.: Щербатской Ф. И., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1—2, СПБ, 1903—09; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 534—51; Stcherbatsky Th., Buddhist logic, v. 1—2, Leningrad, 1930—32; Wolff E., Zur Lehre vom Bewußtsein (Vijnanavada) bei den späteren Buddhisten, Hdlb., 1930 (Diss.); Takukasu J., The Essentials of Buddhist philosophy, Honolulu, 1947.

  В. П. Лугина.

Так же Вы можете узнать о...


Бердь, река, главным образом в Новосибирской области РСФСР, правый приток Оби.
Бобрецкий Николай Васильевич (1843, с. Троянка Балтского уезда Подольской губернии, — 1907), русский зоолог.
Бревно (гимнастическое) Бревно гимнастическое, снаряд женской спортивной гимнастики, применяемый для упражнений в равновесии.
Бэлэчану Эманоил Бэлэчану (Bălăceanu) Эманоил (Манолаке) (г.
Великая Отечественная война Советского Союза 1941-45 Великая Отечественная война Советского Союза 1941—45, справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость социалистической Родины против фашистской Германии и её союзников (Италии, Венгрии, Румынии, Финляндии, а в 1945 и Японии).
Винкельман Иоганн Иоахим Винкельман (Winckelmann) Иоганн Иоахим (9.12.
Волчьи ягоды, волчье лыко, волчеягодник обыкновенный (Daphne mezereum), листопадный, маловетвистый кустарник семейства волчниковых.
Габеас корпус акт (Habeas Corpus Act), см. Хабеас корпус акт, а также ст.
Гейсман Платон Александрович Гейсман (с 1916 —Гейсманс) Платон Александрович [20.
Гидроударное бурение, способ проходки скважин, при котором разрушение породы на забое осуществляется погружными (работающими непосредственно в скважине) гидравлическими забойными машинами ударного действия.
Гончаров Андрей Александрович (р. 2.1.1918, село Синицы Московской области), советский режиссёр, народный артист СССР (1977).
Громыко Андрей Андреевич [р.5(18).7. 1909, д.
Двенадцатый съезд РКП(б), состоялся в Москве 17—25 апреля 1923.
Джамшедпур, город в северо-восточной Индии, в штате Бихар, на плоскогорье Чхота-Нагпур.