Йога

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЙЕ ЙИ ЙЛ ЙО ЙЫ
ЙОА
ЙОВ
ЙОГ
ЙОД
ЙОЖ
ЙОЗ
ЙОК
ЙОМ
ЙОН
ЙОР
ЙОС
ЙОТ
ЙОУ
ЙОХ
ЙОШ
ЙОЭ

Йога (санскр., буквально — связь, единение, сосредоточение, усилие; термин встречается в текстах, восходящих к устным традициям 9—8 вв. до н. э.), 1) в самом общем смысле — учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний. В этом смысле Йога составляет необходимую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этических и религиозных идеалов, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального существования. Основные идеи Йога: параллелизм микрокосма — человеческой психофизиологии — и космического тела Вселенной, означающий, что любые осознанные стремления человека к переустройству самого себя находят соответствие в игре космических сил; постепенность овладения человеком практикой самоизменения; возможность управления через психику биологическими телами и неживыми предметами; потенциальное наличие и возможность развития в любом живом существе особой йогической силы, способной кардинально изменять естественный миропорядок. Основные понятия и действия Йога: подчинение функций и отправлений тела — яма (управление дыханием, температурой, пищеварением, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела — асана; созерцание фиксированного (реального или мыслимого) объекта — охавана; состояние транса, характеризующееся резким изменением ментального и эмоционального состояния, — дхьяна; равновесно-сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает свойства гомеостатической системы (необратимости психических процессов), — самадхи. На основе идей и понятий Йога развилась особая система анатомо-физиологических представлений о циркуляции жизненной энергии в организме (кундалини-шакти) и о концентрации её в функционально важных центрах тела (чакра). Особое развитие Йога получила в тантристских сектах и школах индуизма, а также в буддизме махаяны.

2) Одна из шести ортодоксальных систем инд. идеалистической философии, суммарно изложенная в «Йога-сутре» Патанджали (2 в. до н. э. — 2 в. н. э.?). Основная идея — достижение духовного освобождения субъекта (пуруша) за счёт остановки потока психической деятельности и приведения в равновесие основных тенденций индивидуального существования (саттва — уравновешенность, раджас — активность, тамас — инертность). В Йога Патанджали различаются 8 стадий сосредоточения психики, начиная ямой и кончая самадхи. В результате йогические усилия достигается состояние махасамадхи, т. е. неразличения познающего, познаваемого и процесса познания, трактуемое как состояние абсолютной свободы.

  3) Йога как форма последовательного умозренияведанте), противопоставленного психофизиологическим упражнениям (т. н. хатха-Йога). Эта разновидность Йога, получившая наименование раджа-Йога, даёт интеллектуальное осмысление всем йогическим действиям, представляя их как особые рефлексивные процедуры по установлению тождества познающего субъекта с абсолютной реальностью.

  В новое и новейшее время в Йога получили развитие некоторые тенденции классической индуистской Йога, наиболее видными представителями которой явились Вивекананда (идея интегральной Йога — конец 19 в.) и Йогананда (40—50-е гг. 20 в.). Специфически буддийская Йога получила особенное развитие в Тибете и Японии. Опыт психофизиологической практики Йога, позволявшей поддерживать жизнеспособность человеческого организма в состоянии крайнего дефицита жизненных средств и в аномальных режимах функционирования нервной, эндокринной и дыхательной систем, изучается современной клинической медициной, экспериментальной психологией и физиологией.

 

  Лит.: Рамачарака, Хатха-Йога, СПБ, 1912; Вивекананда С., Философия Йога, Сосница, 1911; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 296—330; Aurobindo, The synthesis of yoga, N. J., 1950; Coster G., Yoga and western psychology, Oxf., 1949; Dasgupta S., Yoga as philosophy and religion, L., 1924; Eliade М., Patanjali et le Yoga, P., 1962.

  Д. Б. Зильберман, А. М. Пятигорский.

Так же Вы можете узнать о...


Хлористый циан, CICN, при обычных условиях бесцветный газ; tпл —6°С, tkип 13°C.
Центральный военно-морской музей (ЦВММ) в Ленинграде (Васильевский о.
Черкасский Яков Куденетович Черкасский Яков (Урускан) Куденетович [год и место рождения неизвестны, — умер 8(18).
Шаровая мельница, см. Мельница.
Штакеншнейдер Андрей Иванович [22.2(6.3).1802, близ Гатчины, — 8(20).
Эксцентрическая аномалия в астрономии, см. Аномалии.
Эс-Сальт, город на северо-западе Иордании, административный центр ливы Эль-Белька.
Янус (мифологич.) Янус (лат. Janus, от janus — крытый проход и janua — дверь), в древнеримской религии и мифологии бог входов и выходов, дверей и всех начал.
Адамауа-восточные языки, центральносуданские, подсемья языков нигер-конголезских (по классификации американского лингвиста Дж.
Алкио Сантери Алкио (Alkio) (псевдоним; настоящая фамилия Филандер; Filander) Сантери (17.
Анероид (от греч. а — отрицательная частица, nērys — вода, т.
Ароматические соединения (от греч. arômа — благовоние), класс органических циклических соединений, все атомы которых участвуют в образовании единой сопряжённой системы; p-электроны такой системы образуют устойчивую, т.
«Ашхатанк», добровольное спортивное общество (ДСО) профсоюзов Армянской ССР, проводящее физкультурную и спортивную работу среди трудящихся промышленных предприятий, строительства и учащихся высших и средних специальных учебных заведений.
Барранкилья (Barranquilla), город на северо-западе Колумбии, административный центр департамента Атлантико.