Нирвана

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НИА
НИБ
НИВ
НИГ
НИД
НИЕ
НИЖ
НИЗ
НИИ
НИК
НИЛ
НИМ
НИН
НИО
НИП
НИР
НИС
НИТ
НИУ
НИФ
НИХ
НИЦ
НИЧ
НИШ
НИЩ
НИЯ

Нирвана (санскр., буквально — угасание, затухание), центральное понятие религиозной философии буддизма (а также джайнизма), означающее высшее состояние, конечную цель духовных стремлений человека. В буддийских текстах Нирвана характеризуется как нечто непостижимое, невыразимое, противоположное тому, что может быть в «этом мире и мире ином», представляя в сущности состояние внутренней полноты и абсолютной отрешённости от внешнего бытия. Психологически состояние Нирвана негативно описывается как отсутствие страсти, жажды жизни вообще, а позитивно — как состояние совершенства, удовлетворённости и самодостаточности. Погруженность в себя, исключающая необходимость обращения к внешнему, в состоянии Нирвана характеризуется некоей не поддающейся расчленению «деятельностью» интеллекта, чувства и воли, которую можно определить как состояние созерцательной сосредоточенности. Буддийский идеал — отсутствие мыслей о счастье и несчастье, добра и зла, видимое безразличие к основным человеческим устремлениям — можно обозначить даже как отсутствие какой-либо определённой цели вообще. Единственно вычленимое ощущение в состоянии Нирвана — это ощущение несвязанности, независимости, свободы. Однако это не свобода, «преодолевшая» мир, а свобода, «снявшая» мир, поскольку мир не противостоит в буддизме человеческой личности и, следовательно, не требует преодоления.

  Хотя достижение Нирвана предполагает отказ от идеи счастья вообще, буддийские тексты описывают Нирвана не только как состояние покоя, но и как состояние блаженства. В 20 в. Нирвана перестала отождествляться с состоянием абсолютного ничто (Р. Чайлдерс, Великобритания, Ф. И. Щербатской, СССР и др.). Однако вряд ли оправдано и отождествление Нирвана с состоянием сверхбытия, начавшегося в этой жизни и продолжающегося после смерти (в работах Т. У. Рис-Дейвидса, Великобритания, Х. Глазенаппа, ФРГ, и др.). Состояние полной удовлетворённости в принципе снимает вопрос о продолжительности удовлетворения и, следовательно, о будущей жизни. Учитывая это и одновременно буддийское непризнание смерти как уничтожения, можно полагать, что Нирвана не имеет отношения к категории времени вообще.

  В ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием Нирвана возникают представления о ней как об абсолютной реальности, делаются попытки онтологизации психологического состояния [концепция сарвастивадинов в хинаяне; учение мадхьямики в махаяне, приравнивающее Нирвана шуньяте (пустоте), и др.]. В джайнизме Нирвана означает совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, от бесконечной игры рождений и смертей.

  Концепция Нирвана находится в русле мистических идей о достижении совершенного состояния души или психики, построения «царства не от мира сего внутри нас». Особенностью буддийской и отчасти джайнской идеи Нирвана, отличающей её не только от идей христианской мистики, манихейства, суфизма, но и от индуистских концепций «освобождения», является (несмотря на определённое сходство с этими концепциями в махаяне) упование только на собственные силы и абсолютная несвязанность достижения Нирвана с идеей трансцендентного (бога, добра), утверждение постулата божественности человека. Абсолютная отрешённость от всего внешнего, несомненная эгоцентрическая настроенность приводят многих последователей Нирвана к устранению от участия в жизни общества.

 

  Лит.: Vallée Poussin L. de la, Nirvāna, P., 1925; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist nirvana, Leningrad, 1927; Frauwallner Е., Die Philosophie des Buddhismus, 3 Aufl., B., 1969; Conze Е., Buddhist thought in India, L., [1962]; Welbon G. R., The Buddhist Nirvana and its Western interpreters, Chi.—L., 1968; Johansson R., The psychology of Nirvāna, N. Y., 1970. См. также лит. при ст. Буддизм.

  В. П. Лучина.

 

Так же Вы можете узнать о...


Концентратор акустический, устройство для увеличения интенсивности звука.
Мельников Павел Иванович (писатель) Мельников Павел Иванович (псевдоним — Андрей Печерский) [25.
Пальмбах Александр Адольфович [29.8(10.9).1897, Дрисса, ныне Витебской области,— 22.
Романенко Прокофий Логвинович

[13(25).
Тамаругаль, Пампа-дель- (Раmра del Tamarugal), пустынная равнина в Продольной долине на С.
Хроматическая гамма ,гамма с полутоновым расстоянием между ступенями, насчитывающая 12 звуков в пределах октавы.
Алецитальные яйца (от греч. а — отрицательная частица и lékithos — яичный желток), буквально безжелтковые яйца.
Валютный контроль, см. в ст. Валютные ограничения.
Датисковые (Datiscaceae), семейство двудольных растений.
Кальция сульфид, сернистый кальций, CaS, соль; бесцветные кристаллы, плотность 2,58 г/см3, tпл 2000 °С.
Лега Сильвестро Лега (Lega) Сильвестро (8.12.1826, Модильяна, Эмилия, — 21.
Насосный, посёлок городского типа в Азербайджанской ССР, подчинён Сумгаитскому горсовету.
Помещики, феодальные землевладельцы в России конца 15 — начала 20 вв.
Синусоида, график функции у= sin x', плоская кривая (см.
Уезд, 1) в дореволюционной России — административно-территориальная единица, сложившаяся в процессе образования единого Русского государства (15—16 вв.
Шульце-Бойзена-Харнака организация Шульце-Бойзена — Харнака организация, подпольная антифашисткая организация, действовавшая в Берлине, одна из самых крупных организаций немецкого Сопротивления (известна также под назв.
Барабанно-шаровая мельница, устройство для размола кусков твёрдых материалов.
Гамада, тип каменистых пространств в Сахаре; то же, что хамада.
«Журнал вычислительной математики и математической физики», научный журнал Отделения математики АН СССР.