Винкельман Иоганн ИоахимБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
И. И. Винкельман. Винкельман (Winckelmann) Иоганн Иоахим (9.12.1717, Стендаль, Магдебург, — 8.6.1768, Триест), немецкий историк античного искусства. По образованию богослов; учился в Берлине (1735—36) и Галле (1738—40). В 1748—54 служил библиотекарем у графа Бюнау (близ Дрездена); в этот период познакомился с сочинениями английских и французских просветителей (Э. К. Шефтсбери, Ш. Л. Монтескьё, Вольтера и др.). С 1755 служил в Риме (с 1763 главный антикварий и «президент древностей» Ватикана); был очевидцем раскопок Геркуланума, Помпей и Пестума. Выступая с позиций просветительской философии против манерного аристократического искусства 18 в., Винкельман Иоганн Иоахим в поисках образцов героического и патриотического искусства обращался к Древней Греции. Главное произведение Винкельман Иоганн Иоахим — «История искусства древности» («Geschichte der Kunst des Altertums», 1763; русское издание — 1888, 1890) — первый образец научной истории искусства, где рассматриваются не отдельные мастера, а искусство в целом в его расцвете и упадке. Не ограничиваясь описанием сюжета и оценкой достоверности передачи натуры, Винкельман Иоганн Иоахим пытался охарактеризовать образный язык, художественные особенности того или иного произведения искусства, став одним из создателей методики искусствоведческого анализа. Хотя Винкельман Иоганн Иоахим были известны лишь произведения эпохи эллинизма или римской копии, он сумел подойти к правильному пониманию общественных и конкретно-чувственных жизненных основ древнегреческого искусства, причиной расцвета которого считал климат, государственное устройство и, главное, политическую свободу. Идеал Винкельман Иоганн Иоахим — греческая скульптура эпохи классики, в его трактовке идеальная и возвышенная, облагораживающая действительность, чуждая всего обыденного и личного. Идеализируя античность, Винкельман Иоганн Иоахим считал древнегреческое искусство образцом для всех времён и народов. Призывая художников вернуться к изучению природы, Винкельман Иоганн Иоахим под этим, однако, подразумевал подражание античным образцам. Выдвинутое Винкельман Иоганн Иоахим истолкование античного искусства, ставшее известным в 60-е гг. 18 в., послужило эстетической основой для становления классицизма в Германии (А. Р. Менгс, А. Тишбейн и др.) и других европейских странах (Ж. Л. Давид, Б. Торвальдсен, А. Канова и др.) и оказало большое влияние на творчество мастеров 1-й половины 19 в.
Соч.: Werke, Bd 1—11, [Dresden — Винкельман Иоганн Иоахим], 1808—25; Briefe, Bd 1—4, Винкельман Иоганн Иоахим, 1952-57; в рус. пер. — История искусства древности, [Л.], 1933; Избранные произведения и письма, [М. — Л.], 1935.
Лит.: Гриб Винкельман Иоганн Иоахим Р., Учение Винкельмана о красоте, «Литературный критик», 1934, № 12; Лифшиц М., И. И. Винкельман..., в его кн.: Вопросы искусства и философии, М., 1935, с. 5—79; Justi К., Winckelmann. Sein Leben, seine Werke und seine Zeitgenossen, Bd 1—3, 5 Aufl., Köln, 1956; Koch H., Johann Joachim Winckelmann. Sprache und Kunstwerke, B., 1957; Ruppert H., Winckelmann-Bibliographie, B., 1968. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|