Киреевский Иван Васильевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КИА
КИБ
КИВ
КИГ
КИД
КИЕ
КИЖ
КИЗ
КИИ
КИЙ
КИК
КИЛ
КИМ
КИН
КИО
КИП
КИР
КИС
КИТ
КИУ
КИФ
КИЦ
КИЧ
КИШ
КИЯ

Киреевский Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва, — 11(23).6.1856, Петербург], русский философ-идеалист, литературный критик и публицист; наряду с А. С. Хомяковым основоположник славянофильства. Происходил из старинного дворянского рода; брат П. В. Киреевского. С 1822 слушал лекции в Московском университете. Входил в кружок «любомудров», испытал влияние немецкой идеалистической философии. В литературе обратил на себя внимание статьей «Нечто о характере поэзии Пушкина» (1828). В «Обозрении русской словесности за 1829 год» охарактеризовал этапы развития русской литературы начала 19 в. и выделил реалистические тенденции последнего, «пушкинского» периода. В 1830 Киреевский Иван Васильевич был в Германии, слушал лекции философов Ф. Шлейермахера, Г. Гегеля, Ф. В. Шеллинга, Киреевский Иван Васильевич Риттера. В 1832 Киреевский Иван Васильевич предпринял издание журнала «Европеец», привлек к нему лучшие литературные силы (в т. ч. А. С. Пушкина). Журнал был запрещен на втором номере, в частности за статью Киреевский Иван Васильевич «Девятнадцатый век», в которой Николай I усмотрел пропаганду конституции. В дальнейшем Киреевский Иван Васильевич посвятил себя почти исключительно теоретическим занятиям; участвовал с начала 1840-х гг. в разработке учения славянофилов. В 1845 некоторое время редактировал журнал «Москвитянин» (№ 1—3). Основные опубликованные сочинения — «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России» (1852), «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856). Рассматривая философию Гегеля как завершение западноевропейского рационализма, восходящего к католической схоластике и Аристотелю, Киреевский Иван Васильевич противопоставляет ей традиции Платона и восточно-христианские «умозрения» (восточные патристики), из которых, по Киреевский Иван Васильевич, и должна исходить самобытная русская философия. Предпосылка её — духовно-нравственная цельность личности, находящая своё выражение в религиозной вере, а основная задача — «мысленное развитие»... «отношения веры к современной образованности» (см. Полн. собр. соч., т. 1, М., 1911, с. 271, 253). В отходе от религиозных начал, утрате духовной цельности и, в частности, разъединении познавательных и моральных сил Киреевский Иван Васильевич видит источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлеченного мышления в идеалистической философии. Усвоение Россией достижений «европейской образованности», этого «зрелого плода всечеловеческого развития», должно сопровождаться по Киреевский Иван Васильевич, переосмыслением их на основе православного учения, сохранившего в чистоте изначальную истину христианства. В этом, утверждает Киреевский Иван Васильевич, и состоит то «новое начало», которое Россия призвана внести во всемирную историю; источники его он пытается усмотреть в характере древнерусской общественной жизни и быта. Консервативно-утопический идеал универсальной православно-христианской культуры, овладевающей «…всем умственным развитием современного мира...» (там же, с. 271), выдвигался Киреевский Иван Васильевич без учёта конкретных общественно-политических условий России середины 19 в. Киреевский Иван Васильевич оказал влияние на развитие русской идеалистической философии конца 19—начала 20 вв.

 

  Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—2, М., 1911.

 

  Лит.: Лясковский В., Братья Киреевские, СПБ, 1899; Душников А. Г., И. В. Киреевский, Казань, 1918; Манн Ю., Путь Ивана Киреевского, в его кн.: Русская философская эстетика, М., 1969; Галактионов А. А., Никандров П. Ф., Русская философия 11—19 веков, Л., 1970 с. 237—43; MüIler E., Russischer Intellekt in europäischer Krise. Ivan V. Kireevsky (1806—1856), Köln — Graz, 1966 (библ.); Goerdt W., Vergöttlichung und Gesellschaft. Studien zur Philosophic von I. V. Kireevskij, Wiesbaden, 1968; Gleason A., European and Muscovite. Ivan Kireevsky and the origins of Slavophilism, Camb. (Mass) 1972.

Так же Вы можете узнать о...


Таганай, Большой, горный хребет в Южном Урале, в Челябинской области РСФСР.
Теплолечение, термотерапия, совокупность физиотерапевтических методов, использующих тепло естественных и искусственных источников.
«Торговля за рубежом», ежемесячный бюллетень министерства торговли СССР, издаётся с 1956 в Москве.
Туркестано-Сибирская железная дорога, Турксиб, часть Казахской железной дороги.
Уржумская порода свиней, порода мясной продуктивности.
Фиалковые (Violaceae), семейство двудольных растений.
Фребелевские общества в России, общества деятелей дошкольного воспитания, ставившие целью распространение системы Ф.
Хильдебрандт Иоганн Лукас фон Хильдебрандт, Гильдебрандт (Hildebrandt) Иоганн Лукас фон (14.
«Центра» партия, буржуазная партия в Германии в 1870—1933.
Черского хребет (в Забайкалье) Черского хребет, горный хребет в Забайкалье, в Читинской области РСФСР.
Шейнкман Яков Семёнович (22.12. 1890, Тобольск, — 8.
Ыныкчанский, посёлок городского типа в Усть-Майском районе Якутской АССР.
Эндогенные процессы, геологические процессы, связанные с энергией, возникающей в недрах твёрдой Земли.