Курбе Жан Дезире Гюстав

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КУА
КУБ
КУВ
КУГ
КУД
КУЕ
КУЗ
КУИ
КУЙ
КУК
КУЛ
КУМ
КУН
КУО
КУП
КУР
КУС
КУТ
КУУ
КУФ
КУХ
КУЦ
КУЧ
КУШ
КУЩ
КУЭ
КУЮ
КУЯ

Курбе (Courbet) Жан Дезире Гюстав (10.6.1819, Орнан, Франш-Конте, — 31.12.1877, Тур-де-Пейльц, Швейцария), французский живописец. Сын богатого фермера. С 1837 посещал рисовальную школу Ш. А. Флажуло в Безансоне. Систематического художественного образования не получил. Живя с 1839 в Париже, писал с натуры в частных ателье. Испытал влияние испанской и голландской живописи 17 в. Совершил поездки по Голландии (1847) и Бельгии (1851). Революционные события 1848, свидетелем которых был Курбе Жан Дезире Гюстав, во многом предопределили демократическую направленность его творчества. Пройдя недолгий этап близости к романтизму (серия автопортретов; «Влюблённые в деревне», 1844, Музей изящных искусств, Лион), Курбе Жан Дезире Гюстав полемически противопоставляет ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа, «позитивное» (выражение Курбе Жан Дезире Гюстав ), воссоздающее жизнь в её течении, утверждающее материальную значимость мира и отрицающее художественную ценность того, что нельзя воплотить ощутимо-предметно. Стремление раскрыть значительность, поэзию повседневной жизни и природы французской провинции приводит Курбе Жан Дезире Гюстав к созданию монументальных, проникнутых реалистическим пафосом полотен («Послеобеденный отдых в Орнане», 1849, Музей изящных искусств, Лилль; «Похороны в Орнане», 1849, Лувр, Париж; «Деревенские барышни», 1851, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Композиции этого периода отличаются пространственной ограниченностью, статичным равновесием форм, компактной группировкой или вытянутым в виде фриза (как в «Похоронах в Орнане») расположением фигур, мягким, приглушённым цветовым строем. Увлечение темой труда, понимаемого как процесс не только изнуряющий, но и возвеличивающий человека, побуждает Курбе Жан Дезире Гюстав искать образы героизированные, обобщённо-характерные и пластически выразительные («Дробильщики камня», 1849, картина погибла, ранее — Картинная гал., Дрезден; «Веяльщицы», 1854). С подчёркнутой правдивостью изображает Курбе Жан Дезире Гюстав женщин из народа в картине«Купалыцицы» (1853, Музей Фабра, Монпелье), смело помещая обнажённые фигуры в реалистическом пейзаже. Верный демократическим идеалам своей эпохи, Курбе Жан Дезире Гюстав придаёт социальной тематике критическую заострённость, приближаясь к гротеску в картине «Возвращение кюре с приходской конференции» (уничтожена, эскиз 1862 — Публичное художественное собрание, Базель) и в серии антиклерикальных рисунков (1863). Принцип общественной значимости искусства, выдвинутый в современной Курбе Жан Дезире Гюстав художественной критике (П. Ж. Прудон, Ж. Шанфлёри и др.), находит воплощение в его произведениях «Встреча» («Здравствуйте, господин Курбе!»; 1854, Музей Фабра, Монпелье), где передан момент встречи гордо шествующего художника с меценатом А. Брюа, «Ателье» (1855, Лувр) — аллегорической композиции, в которой Курбе Жан Дезире Гюстав представил себя в окружении своих персонажей и своих друзей, и в его теоретических выступлениях (декларация «Реализм», 1855; речь на съезде художников в Антверпене, 1861). Избрав главным средством живописного языка не локальный цвет, а тон, его градации, Курбе Жан Дезире Гюстав постепенно уходит от сдержанной, порой суровой палитры 1840 — начала 1850-х гг., высветляя и обогащая её под влиянием работы на пленэре, добиваясь светонасыщенности красок и одновременно выявляя фактуру мазка. Убедительная предметность, осязаемость натуры типичны для пейзажей Курбе Жан Дезире Гюстав, в которых особенно важна роль цвета как организующего элемента картины («Зимний пейзаж», 1867, Лувр; «Хижина в горах», около 1874, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), и для натюрмортовФрукты», 1871, Галлегея Танхаузер, Нью-Йорк). В поздних фигурных композициях Курбе Жан Дезире Гюстав (главным образом ню и сцены охоты) появляются черты эротизма и салонности («Травля оленя», 1867, Метрополитен-музей; «Источник», 1868, Лувр).

  Активный участник Парижской Коммуны 1871, обвинённый в низвержении Вандомской колонны и преследуемый реакционным правительством, в 1873 Курбе Жан Дезире Гюстав эмигрировал в Швейцарию.

 

Лит.: Тихомиров А., Гюстав Курбе, М., 1965; Гюстав Курбе. Письма, документы, воспоминания современников, М., 1970; Zahar М., Courbet, P., 1950.

«Ателье» (фрагмент). 1855. Лувр. Париж. Курбе Жан Дезире Гюстав.

«Ателье» (фрагмент). 1855. Лувр. Париж.

«Похороны в Орнане». 1849. Лувр. Париж. Курбе Жан Дезире Гюстав.

«Похороны в Орнане». 1849. Лувр. Париж.

«Дробильщики камня». 1849. Картина не сохранилась. Прежде — Картинная галерея, Дрезден. Курбе Жан Дезире Гюстав.

«Дробильщики камня». 1849. Картина не сохранилась. Прежде — Картинная галерея, Дрезден.

«Встреча» («Здравствуйте, господин Курбе!»). 1854. Музей Фабра. Монпелье. Курбе Жан Дезире Гюстав.

«Встреча» («Здравствуйте, господин Курбе!»). 1854. Музей Фабра. Монпелье.

  В. А. Калмыков.

Так же Вы можете узнать о...


Лейко... (от греч. leukos — белый), начальная часть сложных слов, указывающая на отношение к белому цвету (например, лейкоцитоз, лейкоциты).
Литоральные отложения, отложения литорали. Очень разнообразны по составу: валуны, гальки различной степени окатанности, гравий, песок, илистые осадки; нередко отмечается высокое содержание органических остатков.
Магнитная восприимчивость, физическая величина, характеризующая связь между магнитным моментом (намагниченностью) вещества и магнитным полем в этом веществе.
Маркс Женни (жена К. Маркса) Маркс (Marx) Женни (урождённая фон Вестфален, von Westphalen) (12.
Мельничанский Григорий Натанович (6.6.1886 — 26.
Мировая линия в теории относительности, геометрический образ четырёхмерной «траектории» материальной точки (частицы) в пространстве-времени или в эквивалентном ему Минковского пространстве, не зависящий от системы отсчёта.
«Москвич», название легковых автомобилей, выпускаемых Московским автомобильным заводом им.
Намёткин Николай Сергеевич [р. 3(16).8.1916, Москва], советский химик-органик, член-корреспондент АН СССР (1962), заслуженный деятель науки РСФСР (1966).
Нефтегорск (пос. гор. типа в Куйбышевской обл.) Нефтегорск, посёлок городского типа, центр Нефтегорского района Куйбышевской области РСФСР.
Нэш Томас Нэш (Nash, Nashe) Томас (1567, Лоустофт, Суффолк, — около 1601, Ярмут), английский писатель.
Оноклея (Onoclea), род папоротников семейства аспидиевых.
Очаг массовых поражений, территория, в пределах которой проявляется поражающее действие оружия массового поражения.
Пахта, пахтанье, обезжиренные сливки, получаемые как побочный продукт при сбивании сливочного масла.
Пикте Аме Пикте (Pictet) Аме (12.7.1857, Женева,— 11.3.