Автопортрет

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АВА
АВВ
АВГ
АВД
АВЕ
АВИ
АВК
АВЛ
АВН
АВО
АВР
АВС
АВТ
АВУ
АВШ

Автопортрет, портрет художника, выполненный им самим (большей частью при помощи одного или нескольких зеркал). В Автопортрет художник непосредственно выражает своё самосознание, оценку собственной личности, свои творческие принципы; во многих Автопортрет с большой остротой воплощено единство личных и общественных начал — ощущение художником причастности своей судьбы к судьбам поколений и классов, к взлётам и упадкам искусства. Нередко, однако, художник изображает себя лишь в качестве наиболее доступной модели для различных художественных поисков, экспериментов. Изображение себя художником известно уже в античном (Фидий) и средневековом (скульпторы 14 в. — новгородец Аврам и П. Парлерж в Чехии) искусстве. Живописцы итальянского Раннего Возрождения (Мазаччо, Доменико Гирландайо, Боттичелли) часто вводили свои изображения в сюжетные религиозные композиции. Как разновидность портретного жанра Автопортрет сложился в 16 в.: в искусстве Высокого Возрождения (Рафаэль, Автопортрет Дюрер) он выражает возросшее общественное значение художника, его самоутверждение, в искусстве маньеризма — замкнутость, неустойчивость внутреннего мира мастера, порожденную кризисом ренессансных идеалов; наконец, крупнейшие живописцы Позднего Возрождения (Тициан, Тинторетто) раскрывают зрителю драматическую судьбу творческой личности, отстаивающей свою духовную независимость. Эта психологическая напряжённость находит развитие в Автопортрет-исповеди 17 в., где нередко раскрываются социальный облик художника, его отношение к миру и обществу, его полная достоинства позиция борца за свои убеждения (Н. Пуссен, П. П. Рубенс и особенно Рембрандт, автор беспримерной по многообразию и психологической глубине серии Автопортрет). Автопортрет 18 в. (Ж. Б. Шарден, Дж. Рейнолдс, Ф. И. Шубин) большей частью переносят художника в интимную рабочую или семейную обстановку, подчёркивая интеллектуальные усилия творчества, зоркость анализирующего взгляда. Крупные художники 19 в. (Ж. Л. Давид, О. Рунге, О. Автопортрет Кипренский, Г. Курбе, И. Н. Крамской) не только утверждают ценность творческой личности и её богатой духовной жизни, но и видят в себе олицетворение типичных устремлений своего поколения, своей социальной группы. На рубеже 19 и 20 вв. Автопортрет часто избираются для выражения личного мироощущения, собственной живописно-пластической концепции мастера (П. Сезанн), его внутренней духовной экспрессии (В. ван Гог, М. Автопортрет Врубель). В прогрессивном реалистическом искусстве 20 в. (К. Кольвиц, Д. Ривера, Р. Гуттузо), и в том числе в советском искусстве (С. Т. Коненков, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский), лучшие Автопортрет выражают единство личного и общенародного, осознание художником своего общественного назначения.

Тициан.1550-е гг. Картинная галерея Берлин-Далем. Автопортрет.

Тициан.1550-е гг. Картинная галерея Берлин-Далем.

М. С. Сарьян.«Автопортрет с палитрой». 1942. Картинная галерея Армении. Ереван. Автопортрет.

М. С. Сарьян.«Автопортрет с палитрой». 1942. Картинная галерея Армении. Ереван.

Ж. Л. Давид. Автопортрет. Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Москва. Автопортрет.

Ж. Л. Давид. Автопортрет. Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Москва.

О. Автопортрет Кипренский. Ок. 1809. Третьяковская галерея. Москва. Автопортрет.

О. Автопортрет Кипренский. Ок. 1809. Третьяковская галерея. Москва.

Н. Пуссен. Национальная портретная галерея. Берлин. Автопортрет.

Н. Пуссен. Национальная портретная галерея. Берлин.

И. Н. Крамской. 1867. Третьяковская галерея. Москва. Автопортрет.

И. Н. Крамской. 1867. Третьяковская галерея. Москва.

Автопортрет Дюрер. 1498. Прадо. Мадрид. Автопортрет.

Автопортрет Дюрер. 1498. Прадо. Мадрид.

 

Г. Г. Ряжский. 1928. Русский музей. Ленинград. Автопортрет.

Г. Г. Ряжский. 1928. Русский музей. Ленинград.

  Лит.: Gesser М., Das Selbstbildnis, Z., 1961.

Так же Вы можете узнать о...


Климовск, город (до 1940 — посёлок) в Подольском районе Московской области РСФСР.
Маки (от франц. maquis — заросли вечнозелёных колючих труднопроходимых кустарников), одно из названий отрядов французских партизан в годы 2-й мировой войны 1939—45.
Одесское общество истории и древностей, научное общество, имевшее целью всестороннее изучение истории Южной России (1839—1922).
Пятихатки, город (с 1938), центр Пятихатского района Днепропетровской области УССР.
Средиземноморская раса, одна из рас, входящих в большую европеоидную расу.
Фичино Марсилио Фичино (Ficino) Марсилио (19.10.1433, Фильине-Вальдарно, – 1.
Эфенди (тур. efendi, от позднегреч. aphentes, греч.
Бимс (англ. beams, множественное число от beam — бревно, балка, перекладина), поперечная балка, связывающая бортовые ветви шпангоута.
Гидроагрегат (от гидро... и агрегат), агрегат, состоящий из гидротурбины и гидрогенератора.
Зиновьев Георгий Васильевич [20.11(2.12).1887, Петербург, — 26.
Коровин Евгений Петрович [13(25).2.1891, Москва, — 1.
Меса-и-Леомпарт Хосе Меса-и-Леомпарт (Mesa у Leompart) Хосе (1840 — 22.
Пани Марио Пани (Pani) Марио (родился 29.3.1911, Мехико), мексиканский архитектор.
Рой Джамини (р. 1887, Белиатор, Бенгалия), индийский живописец и график.
Тайвань, Формоза, остров в Тихом океане, у восточных берегов материковой части Китая, от которой отделен ским проливом.
Ходейда, город в Йеменской Арабской Республике, в ливе .
Академия Платоновская, древнегреческая философская школа основанная Платоном около 387 до н.