Лиможская эмаль

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛИА
ЛИБ
ЛИВ
ЛИГ
ЛИД
ЛИЕ
ЛИЗ
ЛИЙ
ЛИК
ЛИЛ
ЛИМ
ЛИН
ЛИО
ЛИП
ЛИР
ЛИС
ЛИТ
ЛИУ
ЛИФ
ЛИХ
ЛИЦ
ЛИЧ
ЛИШ

Лиможская эмаль, французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью, изготовлявшиеся в г. Лимож (расцвет производства — середина 15 — середина 17 вв.). В основу искусства т. н. старой школы Лиможская эмаль (реликварии, многочастные складни, триптихи, пластинки-образа 2-й половины 15 — 1-й половины 16 вв.; виднейший мастер — Нардон Пенико) легли местный опыт работы в техниках эмали — непрозрачной выемчатой (церковные медные предметы 12—14 вв.) и кроющей прозрачной (на гравированных изделиях 14—15 вв. из драгоценных металлов), а также художественные принципы позднеготического витража (графичный контур фигур, дополненный росписью). Вначале мастера Лиможская эмаль вдохновлялись образами фламандской живописи, а с начала 16 в. — итальянской, что определило эволюцию старой школы от готизирующих тенденций к ренессансным. Но общей для произведений этой школы чертой остаётся празднично яркое сияние росписи, усиленное введением в неё линий и пятен золота и т. н. кабошонов (рельефные капли эмали на подкладке из золотой или серебряной фольги).

  Около 1530 формируется т. н. новая школа Лиможская эмаль От старой её отличает светский характер изделий (шкатулки, сосуды для украшения стола и открытых буфетов, декоративные доски для фасадов, пластинки-портреты) и росписи. В эту эпоху господствует гризайль (порожденная обращением к итальянской и французской гравюре), тонкую графичность и монохромность которой оттеняет нередко цветной фон, большей частью тёплого землистого тона. Известнейшие мастера новой школы: Жан II Пенико, К. Нуайе, П. Реймон и особенно Л. Лимозен — автор огромной серии портретов по рисункам Ж. Клуэ и его последователей. В богатых и разнообразных орнаментальных композициях (порой с введением лёгких золотых штрихов), обрамляющих изображения мифологических, аллегорических и библейских сцен, заметно убедительное декоративное переосмысление мастерами Лиможская эмаль образцов маньеристического искусства художников школы Фонтенбло. В середине 17 в. эмальерное дело в Лиможе переходит в руки ювелиров и миниатюристов. И хотя их работы (особенно орнаментальная и цветочная росписи) оказали влияние на декор керамики, большой стиль в Лиможская эмаль исчезает. К началу 18 в. замирает и производство эмалевых сосудов, не выдержавшее конкуренции с фаянсом и фарфором.

 

  Лит.: Доброклонская О., Лиможские расписные эмали XV и XVI веков. Собрание Государственного Эрмитажа, М., 1969 (библ.); Gauthier М.-М., Marcheix М., Les émaux de Limoges, Prague, 1962.

Жан II Пенико. «Распятие». Роспись пластины. Между 1534 и 1549. Эрмитаж, Ленинград. Лиможская эмаль.

Жан II Пенико. «Распятие». Роспись пластины. Между 1534 и 1549. Эрмитаж, Ленинград.

  И. М. Глозман.

Так же Вы можете узнать о...


Клужский университет им. Бабеша-Болья и, одно из крупнейших высших учебных заведений Румынии, находится в г.
Конгрегации (от лат. congregatio — союз, соединение) в католицизме, 1) религиозные организации, непосредственно связанные с монашескими орденами, состоящие частично из священнослужителей, частично из мирян.
Котсис Александр Котсис (Kotsis) Александр (30.5.1836, Людвинув, близ Кракова, — 7.
Кузин Александр Михайлович [р. 17(30).5.1906, Москва], советский биохимик и радиобиолог, член-корреспондент АН СССР (1960).
Лапик Луи Лапик (Lapicque) Луи (1.8.1866, Эпиналь, — 7.
Лимфосаркома, злокачественная опухоль, возникающая из ретикулярной ткани; см.
Люмбаго (от латинского lumbus — поясница), прострел, острая боль в пояснице; см.
Мариашши Феликс Мариашши (Мariassy) Феликс (родился 3.6.1919, Маркушфальва), венгерский кинорежиссёр.
Мельниченко Афанасий Кондратьевич (р. 22.7.1923, с.
Миусинск, город (с 1965) в Ворошиловградской обл.
Мочало, лубяные волокна коры липы, отделённые от остальных её тканей путём длительной мочки коры в воде.