Витраж

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВИА
ВИБ
ВИВ
ВИГ
ВИД
ВИЕ
ВИЖ
ВИЗ
ВИЙ
ВИК
ВИЛ
ВИМ
ВИН
ВИО
ВИП
ВИР
ВИС
ВИТ
ВИУ
ВИФ
ВИХ
ВИЦ
ВИЧ
ВИШ

Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum — стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике Витраж также называется сплошное остекление фасада или его значительной части. Цветные Витраж, заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (ОАР) и Риме, простейшие Витраж существовали в Древнем Египте со 2-го тыс. до н. э., а в Древнем Риме — с 1 в. н. э. В раннехристианских базиликах Рима (Санта-Сабина, около 430) и Равенны (Сант-Аполлинаре ин Классе, 549) заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок. В 10—12 вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки в 1260; базилика аббатства Клюни, 11 в., не сохранилась) и Германии (собор в Аугсбурге, Витраж начала 12 в.) появились сюжетные Витраж из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками. Каждая из торжественно застылых фигур святых («Пророки» собора в Аугсбурге) заполняла оконный проём. Проникавший сквозь Витраж окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимым в готических храмах с их огромной высотой, простором, колоссальными окнами. В эпоху готики техника Витраж остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты, наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор в Шартре, после 1260). Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (Собор Парижской богоматери, Витраж 13—14 вв., реставрированы в 19 в.), детали порой выполняются росписью. В 14—15 вв. искусство Витраж получает развитие в Англии (Витраж Вестминстерского аббатства в Лондоне, собора в Уэлсе и др.), где готические традиции удерживались вплоть до 18 в., а также в ряде других стран (Швейцарии, Италии, Польше). Но постепенно в Витраж всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для средневековья Витраж плоскостность, формы дробятся, мельчают. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для Витраж выполняют такие выдающиеся художники, как Л. Гиберти, Уччелло, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии, но они мыслят Витраж чаще всего как живопись на стекле. В 16 в. для украшения жилища применяют «кабинетные» Витраж — однотонные со светскими сюжетами. В эпохи барокко и классицизма Витраж почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле. Пробудившийся во 2-й половине 19 в. интерес к готике вызвал попытки возродить искусство Витраж, но всё свелось к стилизациям, не имевшим большого художественного значения. Стремление к подчёркнутой эмоциональной выразительности интерьера порождает Витраж эпохи «модерна»Рыцарь» М. А. Врубеля, Третьяковская галерея). По-новому подошли к Витраж художники 20 в. (Ф. Леже, А. Матисс), которые включали свои композиции в единую систему декорировки интерьера, отводя им роль острых по ритму и насыщенных по цвету основных акцентов. С середины 1950-х гг. получили развитие Витраж-перегородки, используемые как защита от ветра перед входом в здание, и Витраж-панно с подсветом. Современные Витраж составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Всё чаще создают Витраж из монолитных стекол с росписью спекающимися красками, трёхслойные из органического стекла, Витраж из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или железобетоне. Декоративную обработку стекла для Витраж ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием. Это позволяет выявлять богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся. Витраж приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции. Советские художники А. Витраж Стошкус («Земля-мать», 1960—61, Галерея витража и скульптуры, Каунас), К. И. Моркунас, Л. Г. Полищук и другие создают Витраж, посвящённые большим и волнующим явлениям жизни.

«Вознесение». Около 1145. Фрагмент. Собор в Ле-Мане. Франция. Витраж.

«Вознесение». Около 1145. Фрагмент. Собор в Ле-Мане. Франция.

 

Л. Г. Полищук и С. И. Щербина. Витраж в здании Института автоматики и телемеханики в Москве. 1968. Фрагмент. Витраж.

Л. Г. Полищук и С. И. Щербина. Витраж в здании Института автоматики и телемеханики в Москве. 1968. Фрагмент.

  Лит.: Минухин Е., Витражи, Рига, 1959; Aubert М., Le vitrail en France, P., 1947; Wentzel Н., Meisterwerke der Glasmalerei, B., 1951; Drake W. J., A dictionary of glasspainters and «glaysers» of the tenth to the eighteenth centuries, N. Y., 1955; Knapp O., Architekturund Bauglas in Vergangenheit und Gegenwart, Halle (Saale), 1958, 2. Ausg., Витраж, 1962.

  И. М. Глозман.

Так же Вы можете узнать о...


Крестьянские комитеты, массовые революционные организации в России в период Революции 1905—07.
Мстёрская вышивка, вид русского народного шитья, сложившийся в посёлке Мстёра.
Помидор (итал. pomidoro, от pomo d'oro — золотое яблоко), однолетнее овощное растение; то же, что томат.
Советско-мексиканские соглашения . Дипломатические отношения с 4.
Флорес (море) Флорес (Flores), межостровное море Тихого океана, между островами Сулавеси на С.
Австралийский Большой залив (Great Australian Bay), залив Индийского океана у южного берега Австралии, между мысами Пейсли и Банкс.
Валанс (Valence), город в Юго-Восточной Франции на левом берегу Роны.
Деци... (от лат. decern — десять), приставка к наименованию единицы физической величины: служит для образования наименования дольной единицы, равной 1/10 от исходной.
Кёнигсберг (Konigsberg), прежнее (до 1946) название г.
Манн Томас Манн (Mann) Томас (6.6. 1875, Любек, — 12.8.
Ошкалн Отомар Петрович Ошкалн, Ошкалнс Отомар Петрович [30.3(12.4).
Сабанеев Александр Павлович [24.10(5.11).1843, Ярославль, — 1923, Москва], русский химик.
Тонкин, иногда — Тункин (португ. Tonquin),
Шипов лес, лесной массив в Воронежской области РСФСР.
Батлье-и-Ордоньес Хосе Батлье-и-Ордоньес (Batlle у Ordonez) Хосе (21.
Гигиена военная, отрасль гигиены, в задачи которой входит: изучение влияния различных факторов внешней среды на здоровье военнослужащих; изыскание мер борьбы с отрицательным воздействием этих факторов на боеспособность войск; разработка научно обоснованных норм санитарного обеспечения войск.
Инанна, Нинанна, Иннин (шумер., буквально — владычица небес), в шумерской мифологии и религии божество — покровительница г.