Марджанишвили Константин Александрович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЁ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЭ
МАЮ
МАЯ

К. А. Марджанишвили. Марджанишвили Константин Александрович.

К. А. Марджанишвили.

Марджанишвили, Марджанов Константин (Котэ) Александрович [28.5(9.6).1872, Кварели, — 17.4.1933, Москва], советский режиссёр, народный артист Грузинской ССР (1931). В 1893 начал сценическую деятельность в Кутаиси. С 1897 работал в русских театрах (в том числе в 1910—13 в Московском Художественном театре), где сформировалось его режиссёрское искусство, получили развитие прогрессивные, демократические устремления, приобретённые Марджанишвили Константин Александрович в процессе общения с основоположниками реализма в грузинском театре. Был организатором Свободного театра (1913—14, Москва), в котором стремился воплотить идею синтетического искусства. В 1919 осуществил в Киеве постановку спектакля «Фуэнте овехуна» Лопе де Вега, исполненного героики и пафоса революции. В 1920 организовал в Петрограде Театр комической оперы, участвовал в постановке массовых театрализованных зрелищ. В 1922 вернулся в Грузию. Революционно-героический спектакль «Овечий источник» («Фуэнте овехуна»), созданный Марджанишвили Константин Александрович в Театре имени Ш. Руставели (Тбилиси, 1922), знаменовал собой начало идейно-художественного обновления грузинского театрального искусства. В 1928 создал в Кутаиси 2-й Государственный драматический театр Грузии (ныне Грузинский театр имени К. А. Марджанишвили), где продолжил искания в области синтетического театра, воспитания нового поколения актёров. В 1924—29 работал как режиссёр в грузинской кинематографии (фильмы «Буревестники», «Мачеха Саманишвили», «Трубка коммунара» и другие). В последние годы жизни, не порывая связи с Грузией, ставил спектакли в московских театрах. Глубоко национальный художник, Марджанишвили Константин Александрович отразил в своей творческой практике процесс взаимовлияния русской и грузинской театральных культур, стремился к искусству, созвучному современности, передовым идеям эпохи. Традиции искусства Марджанишвили Константин Александрович развивали и развивают его ученики: Т. И. Чавчавадзе, У. В. Чхеидзе, Ш. К. Гамбашидзе, А. В. Ахметели, С. А. Закариадзе, А. А. Васадзе, А. А. Хорава, В. И. Анджапаридзе, Д. К. Антадзе и другие.

 

  Соч.: Котэ Марджанишвили. Воспоминания. Статьи, т. 1—2, Тб., 1958—66.

 

  Лит.: Крыжицкий Г. К., К. А. Марджанов, Марджанишвили Константин Александрович — Л., 1946: его же, К. Марджанов и русский театр, Марджанишвили Константин Александрович, 1954; Гугушвили Э. Н., Путь режиссёра, Тб., 1972;

Э. Н. Гугушвили.

Так же Вы можете узнать о...


Маутхаузен (Mauthausen), немецко-фашистский концентрационный лагерь.
Мечников Илья Ильич [3(15).5.1845, Ивановка, ныне Купянский район Харьковской обл.
Монголия Внешняя, северная часть Монголии, захваченная маньчжурскими завоевателями в конце 17 в.
Мэйдзи (япон. — просвещённое правление), официальное название периода правления (с 1868) японского императора Муцухито (правил в 1867—1912).
Ненцкий Марцелий Вильгельмович Ненцкий (Nencki) Марцелий Вильгельмович (15.
Нотебург, шведская крепость на месте древне-русской крепости Орешек; см.
Ома закон, устанавливает, что сила постоянного электрического тока I в проводнике прямо пропорциональна разности потенциалов (напряжению) U между двумя фиксированными точками (сечениями) этого проводника: RI = U.
Очаг землетрясения, область возникновения подземного удара в толще земной коры или в верхней мантии, следствием чего является землетрясение.
Пеза, река в Архангельской области РСФСР, правый приток р.
Пироговский, посёлок городского типа в Мытищинском районе Московской области РСФСР.