Руставели Шота

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РУА
РУБ
РУВ
РУГ
РУД
РУЖ
РУЗ
РУИ
РУК
РУЛ
РУМ
РУН
РУО
РУП
РУР
РУС
РУТ
РУУ
РУФ
РУХ
РУЦ
РУЧ
РУШ
РУЩ
РУЭ

Руставели Шота (годы рождения и смерти неизвестны), грузинский поэт 12 в., автор поэмы «Витязь в барсовой шкуре» (другое название — «Витязь в тигровой шкуре»). Достоверных биографических сведений о Руставели Шота сохранилось мало. Главный источник сведений — пролог поэмы, посвященный царице Тамаре (правила 1184—1213) и её соправителю-мужу Давиду Сослани. Т. о., поэма (не первое произведение Руставели Шота) создана не ранее конца 80-х гг. 12 в. и не позднее 1-го десятилетия 13 в. Можно предположить, что Руставели Шота родился на рубеже 60—70-х гг. 12 в. В прологе два раза упоминается автор поэмы — Руставели (Руствели), что значит — «владетель Руставского поместья» или «выходец из Рустави». Имя поэта — Шота встречается в иконографических и литературных памятниках начиная с 13 в. Считается, что Руставели Шота был государственным казначеем царицы, реставрировал и расписывал грузинский монастырь св. Креста в Иерусалиме. На одной из колонн этого монастыря обнаружена фреска, по предположению учёных, изображающая Руставели Шота

<a target=Ш. Руставели. Портрет работы А. Ройнишвили. 1875. Руставели Шота." alt="Ш. Руставели. «Витязь в барсовой шкуре». Илл. Мамуки Тавакалашвили. 17 в."

Ш. Руставели. Портрет работы А. Ройнишвили. 1875. Руставели Шота.

Ш. Руставели. Портрет работы А. Ройнишвили. 1875.

Ш. Руставели. «Витязь в барсовой шкуре». Илл. Мамуки Тавакалашвили. 17 в.

Ш. Руставели. «Витязь в барсовой шкуре». Илл. И. Тоидзе. 1937. Руставели Шота.

Ш. Руставели. «Витязь в барсовой шкуре». Илл. И. Тоидзе. 1937.

  «Витязь...» — одна из величайших поэм мировой литературы. Её персонажи — представители разных народов (в том числе и вымышленных). Искусно используя приёмы сюжетной маскировки, Руставели Шота художественно правдиво изображает современную ему действительность Грузии. В поэме сочетаются два основных повествовательных цикла (индийский — линия Тариэла и Нестан-Дареджан, и арабский — линия Автандила и Тинатин). Глубокая психологическая характеристика героев, изображение внутренней сущности явлений — основные черты новаторства Руставели Шота Он создал галерею живых, полнокровных, пластичных характеров; его герои — самоотверженные, бесстрашные борцы за торжество справедливости и счастья, обобщённые, типизированные образы передовых людей феодальной Грузии 12 в. Главную героиню поэмы, добродетельную и кроткую Нестан-Дареджан охватывает дух протеста, когда она узнаёт, что её ожидает брак по принуждению. Стойко переносит героиня заточение в Каджетской крепости, являющейся символом тирании, изуверства и земного мрака. Борьба трёх витязей-побратимов за освобождение Нестан увенчивается победой. Оптимистическая идея торжества справедливости над произволом, добра над злом лежит в основе поэмы: человек должен дерзать, он может добиться полного счастья на земле.

  Поэма Руставели Шота — восторженный гимн свободной, земной, чистой и возвышенной любви. Поэт отвергает любовь грубо чувственную, плотски низменную. В поэме ярко выражена идея преклонения перед женщиной, поэтически обоснована возможность нравственно-интеллектуального равенства мужчины и женщины.

  Некоторые учёные полагают, что тема братства и дружбы превалирует в поэме над темой любви. Однако руставелевские витязи побратались именно во имя победы и спасения любви. Т. о., можно говорить о равноправии в поэме двух этих тем.

  Поэма проникнута идеей патриотизма. Политический идеал Руставели Шота — объединённое, сильное, единодержавное государство во главе с просвещённым и гуманным царём. Поэт осуждает феодальные распри и сепаратистские устремления знати, ценит жизнь разумную, достойную благородного человека. Его герои не страшатся смерти. Поэт клеймит позором лжерыцарей, малодушных горе-воинов, подлых трусов и предателей, клятвопреступников, льстецов и лицемеров. Он превозносит рыцарскую доблесть и отвагу, смелость и дерзание.

  Одним из первых в мировой литературе Руставели Шота нарисовал колоритную реалистическую картину купеческой жизни, противопоставив ей идеализированную жизнь куртуазно-рыцарского общества.

  «Витязь...», бесспорно, имеет некоторое сходство с западноевропейскими рыцарскими романами и с восточными эпико-романтическими поэмами средневековья, однако в целом Руставели Шота шёл самостоятельным путём. Великий гуманист, он, в противовес церковно-аскетической морали, провозглашает свободу личности, свободу мысли и чувств, ратует за человеческую жизнь, не предопределённую божественным провидением, роком. Руставели Шота воплотил идеалы и чаяния своего народа, но ему чужда национальная ограниченность. Мир его идей имеет общечеловеческое значение. Своим свободомыслием поэт предвосхитил гуманистические идеи Раннего Возрождения.

  Впитав богатство древнегрузинской письменной культуры и одновременно следуя лучшим фольклорным традициям, Руставели Шота развил и поднял на большую высоту грузинскую поэзию в целом. Поэма написана изящным, лёгким, музыкально-напевным стихом шаири. Руставели Шота — законодатель и непревзойдённый мастер этого стиха. Для поэтической речи Руставели Шота характерны метафоричность и афористичность. Лирические прелюдии, эпистолии, не нарушая динамичности действия, красочно обрамляют сюжет и оживляют повествование. Руставели Шота — родоначальник нового грузинского литературного языка.

  Существует более 50 изданий поэмы на грузинском языке. 1-е изд. под редакцией и с комментариями Вахтанга VI вышло в Тбилиси в 1712. Поэма переведена на многие языки народов СССР и на иностранные языки. Существует 5 полных переводов поэмы на русский язык (К. Д. Бальмонт, П. А. Петренко, Г. Цагарели, Ш. Нуцубидзе, Н. А. Заболоцкий). Имя Руставели Шота присвоено Грузинскому драматическому театру, Театральному институту в Тбилиси, НИИ грузинской литературы АН Грузинской ССРуставели Шота

 

  Лит.: Марр Н., Вступительные и заключительные строфы «Витязя в барсовой коже» Шоты из Рустава, СПБ, 1910; его же, Об истоках творчества Руставели и его поэме, Тб., 1964; Верков П., Шота Руставели в русской литературе, «Изв. АН СССР. ООН», 1938, №3; Гольцев В., Шота Руставели, 2 изд., М., 1956; Нуцубидзе Ш., Творчество Руставели, Тб., 1958; Орбели И., Герои Руставели и их подданные, Избр. труды, Ер., 1963: Барамидзе А., Шота Руставели, М., 1966; Цаишвили С., «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, М., 1966; Самарин Руставели Шота, Поэма Руставели и мировой литературный процесс XII—XIII веков, «Литературная Грузия», 1967, № 3; Шишмарев В., Шота Руставели, в его кн.: Избр. ст., Л., 1972: Конрад Н., «Витязь в тигровой шкуре» и вопрос о ренессансном романтизме, в его кн.: Запад и Восток. Статьи, 2 изд., М., 1972.

  А. Г. Барамидзе.

 

Так же Вы можете узнать о...


Любекский мир 1629, завершил так называемый датский период Тридцатилетней войны 1618—48.
Мальцев Петр Тарасович [р. 4(17).12.1907, Мариуполь, ныне Жданов], советский художник, народный художник СССР (1974).
Махачкала (до 1922 — Петровск-Порт; переименован в честь дагестанского революционера Махача Дахадаева), столица (с 1923) Дагестанской АССР, порт на западном берегу Каспийского моря.
Металлопласт, листовой конструкционный материал, состоящий из полосы (листа) и полимерной плёнки, нанесенной с одной или двух сторон.
Михайловский Борис Васильевич [21.11(3.12).1899, Москва, — 23.
Москва (река) Москва, река в Московской и частично в Смоленской области РСФСР, левый приток Оки (бассейн Волги).
Нагрев металла . Цель Н. м. перед обработкой давлением (прокатка, ковка, штамповка, кузнечная сварка и т.
Неман (город в Калининградской обл.) Неман (до 1947 — Рагнит), город областного подчинения, центр Неманского района Калининградской области РСФСР.
Новополоцк, город (с 1963) областного подчинения, в Витебской области БССР, на левом берегу Западной Двины, в 12 км от ж.
Овощные уборочные машины, машины для механизации уборки овощей.
Оргия (греч. orgia),
Павлович Михаил Павлович Павлович, Волонтёр Михаил Павлович (псевдоним Вельтмана Михаила Лазаревича) [13 (25).
Патрилокальный брак (от лат. pater — отец и locus — место), установившееся в этнографии наименование формы брачного поселения, при которой жена переходит на жительство в общину или в дом мужа.
Петровский Григорий Иванович [23.1(4.2).1878, Харьков, — 9.
Плющилка, машина для плющения стеблей сеяных трав с целью ускорения их сушки.
Поляризационно-оптический метод исследования напряжении, метод изучения напряжений в деталях машин и строительных конструкциях на прозрачных моделях.