Мейерсон ЭмильБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мейерсон (Meyerson) Эмиль (12.2.1859, Люблин, Польша, — 4.12.1933, Париж), французский философ-идеалист. С 1882 жил во Франции. Работы Мейерсон Эмиль посвящены теории познания. С точки зрения Мейерсон Эмиль, теория познания изучает формы разума в готовом, овеществлённом знании и потому необходимо становится историко-критическим исследованием науки. В основе разума, по Мейерсон Эмиль, лежит априорный принцип тождества; познание означает отождествление различного. Категории, научной теории, согласно Мейерсон Эмиль, возникают в результате взаимодействия априорной отождествляющей способности разума с эмпирическим материалом, а поэтому не априорны и не апостериорны, а лишь «правдоподобны». Видя в причинности основу для объяснения в науке, Мейерсон Эмиль понимает её как выражение неизменности предмета во времени. Причина и следствие мыслятся как равные, следствие логически вытекает из причины. Познание законов Мейерсон Эмиль противопоставляет познанию причинных связей. Мейерсон Эмиль критикует субъективистские истолкования теории относительности и квантовой механики в духе махизма. Однако метафизическое противопоставление тождества и различия, разума и действительности приводит философию Мейерсон Эмиль по существу к агностицизму.
Соч.: De I 'explication dans les sciences, t. 1—2, P., 1921; La déduction relativiste, P., 1925; Du cheminementde la pensée, t. 1—2. P., 1931; Réelet déterminisme dans la physique quantique, P., 1933; в рус. пер. — Тождественность и действительность, СПБ, 1912.
Лит.: Kelly Th. R., Explanation and reality in the philosophy of E. Meyerson, L., 1937; Marcucci S., E. Meyerson, Torino, 1962. В. А. Лекторский. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|