Махизм

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЁ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЭ
МАЮ
МАЯ

Махизм,

  1) в узком смысле — совокупность философских воззрений австрийского физика и философа Э. Маха;

  2) в широком смысле — субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, разработанное в начале 20 века в работах Э. Маха, Р. Авенариуса (Швейцария) и их учеников, а также в работах К. Пирсона (Великобритания) и П. Дюгема (Франция). В некоторых отношениях близки к Махизм философские взгляды А. Пуанкаре (Франция) и В. Оствальда (Германия). Махизм — разновидность позитивизма. В России сторонниками Махизм были В. Чернов, П. Юшкевич, В. Базаров, А. Богданов и другие, пытавшиеся «примирить» марксизм с Махизм Всесторонняя критика Махизм дана в классической работе В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

  Хотя основные теоретические положения Махизм разработаны почти одновременно и независимо друг от друга Махом и Авенариусом, широкое распространение Махизм связано с деятельностью Маха. Это объясняется тем, что его работы возникли в качестве непосредственной реакции на кризис классической механистической физики; Мах выступил с претензией объяснить этот кризис и предложить программу выхода из него.

  Основу субъективно-идеалистического учения Маха составляет его теория экономии мышления и выдвигаемый им идеал «чисто описательной» науки. «...Принцип экономии мышления, если его действительно положить „в основу теории познания”, не может вести ни к чему иному, кроме субъективного идеализма. „Экономнее” всего „мыслить”, что существую только я и мои ощущения...» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 175—76). Экономию мышления Мах объявляет основной характеристикой познания вообще, выводя её из изначальной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей, по Махизм, необходимость «приспособления» организма к фактам. Тоже содержание Авенариус выражает в «...принципе наименьшей траты сил». Из принципа экономии мышления в системе Маха вытекает положение об «описании» как идеале науки. В развитой науке, с точки зрения Маха, объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена. Одним из таких паразитических элементов науки Махизм считает понятие причинности. Вместе с механистической интерпретацией причинности Махизм отбрасывает само понятие причинности, предлагая заменить его понятием функциональной зависимости признаков явлений.

  Методологические принципы экономии мышления и чистого описания Мах пытается применить к теории познания. Свой критический анализ ньютоновских понятий массы, абсолютного пространства он связывает с философским тезисом о мнимости понятия субстанции, вещи, о мнимости проблемы отношения субстанции и её свойств. Требование необходимости определения понятий через наблюдаемые данные Мах доводит до выделения основных «элементов», которые непосредственно, чувственно даны и лежат в основе всего познания, будучи некоторым пределом разложения эмпирического опыта. Как понятие «вещи», так и понятие «Я» являются лишь условными наименованиями комплексов элементов (ощущений). Ленин вскрыл субъективно-идеалистический смысл теории «элементов» Маха. Махистское «снятие» дуализма физического и психического было в дальнейшем подхвачено и развито многими так называемыми реалистическими направлениями современной буржуазной философии, течениями «нейтрального монизма» и другими философскими школами (неореализм, Б. Рассел). Критика Махом и Авенариусом субстанционалистского понятия о «Я», душе, повлияла на критику американским философом У. Джемсом понятия сознания, а через него и на неореалистов, на формирование философских основ бихевиоризма.

  В. И. Ленин подверг резкой критике Махизм, его претензии на роль «философии современного естествознания» и попытку занять «надпартийную» позицию в философии по отношению к материализму и идеализму (см. там же, с. 38).

 

  Лит.: Плеханов Г. В., Materialismus militans. Ответ г. Богданову, Избранные философские произведения, т. 3, Махизм, 1957; Богданов А. А., Эмпириомонизм, кн. 1—3, Махизм, 1904—06; Дюгем П., Физическая теория, СПБ, 1910; Пирсон К., Грамматика науки, СПБ, [б. г.]; Блонский П. П., Современная философия, ч. 1, Махизм, 1918, с. 20—36, 48—112; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960, с. 56—123; Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, Махизм, 1960, с. 110—138.

  В. А. Лекторский.

Так же Вы можете узнать о...


Новая Зеландия (группа островов) Новая Зеландия, группа островов в Тихом океане, к В.
Омоль Теофиль Омоль (Homolle) Теофиль (19.12.1848, Париж, — 13.
Папатанасиу Аспасия Папатанасиу (Papathanasiu) Аспасия (по мужу —Мавромати) (родилась 20.
Пиломоторные нервные волокна (от лат. pilus — волос и motor — приводящий в движение), волокна симпатического отдела вегетативной нервной системы, иннервирующие гладкие мышцы (пиломоторы), поднимающие волосы.
Помология (от лат. pomum — плод и ...логия), сортоведение, агрономическая научная дисциплина, занимающаяся изучением сортов плодовых и ягодных растений с целью отбора лучших из них для хозяйственного разведения в различных районах, постоянного улучшения сортового состава садов и отдельных сортов и рационального использования их в плодоводстве.
Профилировка лица, в антропологии — степень выступания лица и его частей в вертикальной или горизонтальной плоскости.
Редедя, князь адыгов (касогов). По русской летописи «Повесть временных лет» Р.
Ручной мяч, принятое в СССР название спортивной игры, известной в международной спортивной терминологии как гандбол (handball).
Сегантини Джованни Сегантини (Segantini) Джованни (15.1.1858, Арко, Трентино-Альто-Адидже, — 28.
Скотты, скоты (позднелатинское Scotti, Scoti), группа кельтских племён.
Спондилит (от греч. spondylos — позвонок), хроническое воспалительное заболевание позвоночника человека.