Мо-цзы

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ
МОЯ

Мо-цзы, Мо Ди (479—400 до н. э.), древнекитайский философ и политический деятель, основатель школы моистов. Возможно, был сановником в царстве Сун. Мо-цзы и его последователи отражали интересы свободных низших слоёв китайского общества — земледельцев, ремесленников, торговцев. Моисты вели идейную борьбу против конфуцианства, обосновывавшего незыблемость господства наследственной аристократии. Взгляды Мо-цзы и его учеников собраны в книге «Мо-цзы», которая в завершённом виде сложилась к концу 3 — началу 2 вв. до н. э. Центральной идеей учения Мо-цзы и его учеников является призыв добиваться установления отношений между всеми людьми на принципах «всеобщей любви и взаимной выгоды». Этот тезис моистов, в противовес конфуцианским принципам разделения общества на «простолюдинов» и «благородных мужей», «правящих» и «управляемых», представлял собой попытку своеобразного этического обоснования идеи равенства людей и отражал стремление привлечь к участию в политической жизни государства широкие слои населения. Из тезиса о «всеобщей любви и взаимной выгоде» вытекают все остальные принципы учения Мо-цзы: «почитание мудрости», «почитание единства», «против нападений», «за экономию в расходах» и т. д. Для обоснования принципа «всеобщей любви» и придания ему значения космического закона Мо-цзы прибегал к использованию традиционных китайских верований в небо и духов, но это не мешало ему выступать против конфуцианских взглядов о существовании «небесной судьбы». Впервые в китайской философии Мо-цзы выдвинул категорию причины (гу), принципы классификации (лэй) и три критерия оценки истинности знаний (соответствие тому, что видели, слышали люди; соответствие пользе людей; соответствие свидетельствам древних книг). Поздние моисты углубили классификацию знаний по их источнику и характеру и разработали довольно цельную для своего времени систему категорий логики.

 

  Источники: Мо-цзы сянь гу, в кн.: Чжуцзы цзи-чэн (Собрание произведений древних мыслителей), т. 4, Пекин, 1957; Мо-цзы, в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972; Мо Tzu. Basic writings, transl. by В. Watson, N. Y., 1963.

 

  Лит.: Титаренко М. Л., Мо-цзы и ранние моисты о процессе познания, «Вопросы философии», 1964, №11; его же, Социально-политические идеи Мо-цзы и школы моцзя раннего периода, «Научные доклады высшей школы, философские науки», 1965, № 6; Ян Хин-Шун, Теория познания моистов, «Вопросы философии», 1956, №1; HoIth S., Micius, Shanghai, 1935.

  М. Л. Титаренко.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Манси (город в США) Манси (Muncie), город на севере США, в штате Индиана, на реке Уайт-Ривер.
Межколхозная собственность в СССР, разновидность социалистической кооперативной собственности.
Мингечаурское водохранилище, образовано плотиной Мингечаурской ГЭС на р.
Морозное выветривание, процесс механического раздробления горных пород вследствие их растрескивания под влиянием периодического охлаждения до отрицательных температур и расклинивания трещин замерзающей в них водой.
Надхрящница, перихондр (от греч. peri — около, вокруг и chóndros — хрящ), соединительная ткань, облегающая хрящ.
Несвиж, город, центр ского района Минской области БССР.
«Нью-Йорк пост» («The New York Post» — «Нью-Йоркская почта»), ежедневная вечерняя газета в США.
Онкен Герман Онкен (Oncken) Герман (16.11.1869, Ольденбург, — 28.
Ошава (Oshawa), город в Канаде, в провинции Онтарио, на северном побережье озера Онтарио.
Педант (франц. pédant, от итал.