Пекин

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕО
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Пекин, Бэйцзин (буквально — северная столица), столица, политический, экономический, научный и культурный центр КНР. Второй (после Шанхая) по величине город страны. Расположен на Великой Китайской равнине, у подножия обрамляющих её с С.-З. Сишаньских гор, в бассейне р. Юндинхэ. Климат умеренный, муссонный. Средняя температура января — 4,6 °С, июля 26 °С. Осадков 636 мм в год, около 2/3 выпадает в июле — августе. Население 7570 тыс. чел. с подчинёнными сельскими уездами (1970, оценка; 6,8 млн. чел. в 1959). Площадь 17,8 тыс. км2, включая пригородные с.-х. территории.

Пекин. Парк Ихэюань. Пекин.

Пекин. Парк Ихэюань.

Пекин. Мост через озеро; на втором плане — Круглый город (Туаньчен). Пекин.

Пекин. Мост через озеро; на втором плане — Круглый город (Туаньчен).

Пекин. Цзюлунби — «Стена девяти драконов» в парке Бэйхай. 18 в. Пекин.

Пекин. Цзюлунби — «Стена девяти драконов» в парке Бэйхай. 18 в.

Пекин. Пекинский вокзал. Пекин.

Пекин. Пекинский вокзал.

Пекин. Жилой квартал (начало 20 в.). Пекин.

Пекин. Жилой квартал (начало 20 в.).

Пекин. Дом искусств. Пекин.

Пекин. Дом искусств.

Пекин. Планетарий. Пекин.

Пекин. Планетарий.

Пекин. Дворцовый павильон Цинъяньфан в форме корабля в парке Ихэюань. 18—19 вв. Пекин.

Пекин. Дворцовый павильон Цинъяньфан в форме корабля в парке Ихэюань. 18—19 вв.

Пекин. Площадь Тяньаньмынь. Пекин.

Пекин. Площадь Тяньаньмынь.

Пекин. Пагода Ута монастыря Дачжэньцзюесы. 1473. Пекин.

Пекин. Пагода Ута монастыря Дачжэньцзюесы. 1473.

Пекин. Гостиница «Дружба». Пекин.

Пекин. Гостиница «Дружба».

Городское управление. Пекин— город центрального подчинения, выделен в самостоятельную административную единицу. Согласно конституции КНР, органы власти и управления в Пекин — городское собрание народных представителей и народный комитет, которые были распущены в период «культурной революции» (2-я половина 60-хгг.). В 1967 был создан так называемый «ревком». Глава «ревкома» является и первым секретарём горкома Коммунистической партии Китая (КПК).

Обратная сторона бронзового зеркала с инкрустацией перламутром. Период Тан. Исторический музей. Пекин. Пекин.

Обратная сторона бронзового зеркала с инкрустацией перламутром. Период Тан. Исторический музей. Пекин.

Историческая справка. Первые сведения о населённом пункте в районе современного Пекин относятся ко 2-му тыс. до н. э. В 1-м тыс. до н. э.— 10 в. н. э. упоминается в летописях как г. Цзи. В 936 носил название Сицзинь, с 937 — Наньцзин (южная столица киданьского государства до середины 12 в.), с середины 12 в.— Чжунду, или Дасин (средняя столица чжурчжэньского государства Цзинь). В 1215 город заняли монголы. Под названием Даду, или по-монгольски Ханбалык, в 13—14 вв.— столица монгольской империи Юань. С 1368, после освобождения Китая от власти монголов, назывался Бэйпин (умиротворённый север). В 1421, став столицей китайской империи Мин, получил название Бэйцзин (отсюда русское — Пекин). В 1644 был занят крестьянской повстанческой армией под руководством Ли Цзы-чэна и тогда же — маньчжурами, утвердившими в Китае свою династию Цин. В 1618 Пекин посетил русский путешественник И. Петлин. В том же, 17 в. сюда ездили российские послы Ф. И. Байков, И. С. Перфильев, С. Аблин, Н. Г. Спафарий. В 1716 в Пекин создана Российская духовная миссия, свыше 150 лет фактически являвшаяся неофициальным дипломатическим представительством (была крупным центром русского китаеведения).

Пагода храма Тяньнинсы в Пекине. 12 в. Пекин.

Пагода храма Тяньнинсы в Пекине. 12 в.

  В 1860, в период англо-франко-китайской войны 1856—60, и в 1900, во время антиимпериалистического Ихэтуаньского восстания, Пекин захватывали войска иностранных держав. В 1912, во время буржуазной Синьхайской революции, Пекин был объявлен столицей Китайской республики. Фактически он превратился в ставку северных милитаристов во главе с Юань Ши-каем, а затем — Дуань Ци-жуем и др. Состоявшаяся в Пекин 4 мая 1919 демонстрация положила начало подъёму антиимпериалистического и антифеодального движения в Китае, развернувшегося под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции (см. «Четвёртого мая» движение). В 1920 Ли Да-чжао организовал в Пекин один из первых в стране марксистских коммунистических кружков.

Искусство периода Сун. 1. Цуй Бо. «Бамбук и цапля». Около 1070. 2. Цзюй Жань. «Снег». 10 в. 3. Цуй Бо. «Одинокий гусь». 11 в. (Все три — шёлк, тушь. Музей Гугун. Пекин.) Пекин.

Искусство периода Сун. 1. Цуй Бо. «Бамбук и цапля». Около 1070. 2. Цзюй Жань. «Снег». 10 в. 3. Цуй Бо. «Одинокий гусь». 11 в. (Все три — шёлк, тушь. Музей Гугун. Пекин.)

  После создания в 1921 Коммунистической партии Китая (КПК) в Пекин действовало подпольное Северное бюро ЦК КПК во главе с Ли Да-чжао, которое, в частности, подготовило и провело 18 марта 1926 демонстрацию против империалистов и китайских милитаристов. После установления в 1927 в стране диктатуры гоминьдана столица была перенесена в Нанкин, а Пекин снова переименован в Бэйпин. 9 декабря 1935 в Пекин состоялась демонстрация студентов против гоминьдановской политики разжигания гражданской войны и уступок японскому империализму; она положила начало массовому движению под этими лозунгами по всей стране. В 1937—45 Пекин оккупировали японские агрессоры. После капитуляции Японии находился под властью гоминьдана. 31 января 1949 освобожден от гоминьдановцев Народно-освободительной армией Китая. В сентябре 1949 1-я сессия Народного политического консультативного совета Китая вновь переименовала город в Бэйцзин (Пекин) и объявила его столицей КНР, образование которой было провозглашено здесь 1 октября 1949 (см. Китай, Исторический очерк). Во время «культурной революции» в Пекин были разогнаны общественные организации (комсомол, профсоюзы и т. д.), их центральные и столичные органы.

«Месть рыбака». Шанхайский театр пекинской музыкальной драмы. 1959 (в ролях — Чжоу Синь-фан и Ли Юй-жу). Пекин.

«Месть рыбака». Шанхайский театр пекинской музыкальной драмы. 1959 (в ролях — Чжоу Синь-фан и Ли Юй-жу).

Экономика. Пекин занимает важное географическое положение в одном из самых густонаселённых и экономически развитых районов страны — Хуабэй (Северный Китай). В первое десятилетие после образования КНР возросло значение Пекин как экономического центра в общенациональном масштабе. Этому способствует удобное транспортное положение столицы, расширение её внутриэкономических и внешнеэкономических связей, сырьевая (минеральная и с.-х.) база окружающей Пекин территории. До 1949 здесь были развиты в основном отрасли лёгкой и пищевой, большей частью кустарной, промышленности, распространены художественные ремёсла. Промышленные предприятия размещались главным образом в окрестностях (завод мостовых конструкций в Фэнтае, паровозостроительный завод в Чансиньдяне и др.).

Сцена «образцового спектакля» — музыкальной драмы «Шацзябан» в исполнении пекинского театра цзинцзюй. Пекин.

Сцена «образцового спектакля» — музыкальной драмы «Шацзябан» в исполнении пекинского театра цзинцзюй.

  За 1948—57 производство промышленной продукции пекинского промышленного района возросло в 17 раз. Ведущими стали отрасли тяжёлой промышленности. В этот период значительная часть предприятий создана при помощи СССР и др. социалистических стран. В Пекин имеются машиностроение (автомобилестроение, производство с.-х. машин, станков, электросилового, химического, горнорудного и кузнечно-прессового оборудования, подшипников, текстильных и печатных машин), приборостроение, радиоэлектроника (производство электронных ламп, полупроводников, радиоаппаратуры, телевизоров, электронно-вычислительных машин), нефтеперерабатывающая (новый комплекс нефтеперерабатывающих предприятий в окрестностях Пекин) и химическая промышленность (производство кислот, соды, минеральных удобрений, инсектицидов, пластмасс, синтетических волокон, синтетического каучука, резиновых и фармацевтических изделий), производство стройматериалов. Пекин— центр текстильной (в основном хлопчатобумажной) промышленности и полиграфии. Город получает электроэнергию от ТЭС и ГЭС Гуаньтин. Расширены старые предприятия в пригородах Пекин Выросла добыча угля (в 6 раз за 1949—73) на шахтах Мыньтоугоу (вблизи Пекин). На базе старого чугунолитейного завода (Шицзиншань, на р. Юндинхэ, в 20 км к З. от Пекин) возник металлургический комбинат. На южной и юго-западной окраинах — кирпичные и цементные заводы (Люлихэ). В Пекин более 200 крупных (с числом занятых свыше 1000 чел.) предприятий; на долю средних и малых предприятий падает около 1/10 валовой промышленной продукции. Промышленность концентрируется главным образом в 2 районах: старом, западном (угольная, чёрная металлургия, шерстяная), и новом, восточном (автостроение, химическая, хлопчатобумажная, фармацевтическая, пищевая, бумажная и др.). Сохраняют значение кустарные производства, всегда игравшие важную роль в экономике города (резьба по дереву, слоновой кости, нефриту, изделия из перегородчатой эмали, производство ковров).

Мемориальные мраморные ворота-«пай-лоу» в императорском погребальном комплексе Шисаньлин близ Пекина. 1541. Пекин.

Мемориальные мраморные ворота-«пай-лоу» в императорском погребальном комплексе Шисаньлин близ Пекина. 1541.

  Пекин— самый крупный транспортный узел КНР, здесь скрещиваются 4 ж.-д. магистрали. Главный аэропорт Пекин— Шоуду. Аванпортом Пекин на берегу залива Бохайвань Жёлтого моря (от которого Пекин отстоит на 180 км) является Тяньцзинь. Пекинский канал (25 км, построен в 1956—57) связывает Пекин с р. Юндинхэ, являющейся основным источником водоснабжения столицы. Метрополитен (1-я очередь в 1970; длиной 23 км) до 1974 для перевозок пассажиров не использовался.

Искусство периода Инь. 1. Бронзовый бокал-«гу». Национальный музей восточного искусства. Рим. 2. Бронзовый сосуд-«дин» для жертвенного мяса. Музей Гугун. Пекин. Пекин.

Искусство периода Инь. 1. Бронзовый бокал-«гу». Национальный музей восточного искусства. Рим. 2. Бронзовый сосуд-«дин» для жертвенного мяса. Музей Гугун. Пекин.

  Я. М. Бергер.

Ваза из горного хрусталя с подвесными кольцами. 18 в. Музей Гугун. Пекин. Пекин.

Ваза из горного хрусталя с подвесными кольцами. 18 в. Музей Гугун. Пекин.

Планировка и архитектура. Архитектурный облик Пекин складывался в течение многих веков. От 12 в. сохранились остатки глинобитных стен и фундаментов зданий, свидетельствующие, что город занимал тогда лишь юго-западную часть современного Пекин Ему были присущи уже характерные черты китайского столичного градостроительства — чёткие очертания прямоугольного плана, разделение на 2 равные части центральной магистралью, прямоугольная сеть улиц. В 13 в. город разросся к С., а на протяжении 15—17 вв. превратился в грандиозный ансамбль. Мощные глинобитные стены были облицованы кирпичом, крепостные ворота завершили все важные магистрали. К 1553 предместья, также обнесённые кирпичными стенами, образовали «Внешний город». «Внутренний город» включал комплекс «Императорского города», обнесённый стенами и рвом, куда вошли многочисленные дворцы, храмы, пагоды, парки, холмы и озёра. Среди них: храм Таймяо («Храм поминания предков», 1420, перестроен в 1544; ныне — часть Дворца культуры трудящихся), алтарь Шэцзитань («Алтарь божественной земли и злаков», 15 в., ныне в парке им. Сунь Ят-сена), парк на горе Мэйшань («Угольная гора», или Цзиншань — «Гора прекрасного вида»); парк Бэйхай на берегу и острове озера Бэйхай («Северное море») с ламаистской пагодой Байта («Белая пагода»), храмом Байтасы («Храм Белой пагоды», ныне Юнъаньсы, «Храм вечного спокойствия»; оба — 1651), павильонами Улунтин («Павильоны пяти драконов», 1651) и др. Южная стена «Императорского города» завершилась воротами Чэнтяньмынь (1420; на их месте в 1651 выстроены новые ворота Тяньаньмынь — «Ворота небесного спокойствия») и площадью (названной впоследствии Тяньаньмынь). Ядром «Императорского города» стал включенный в него «Запретный город» с комплексом Императорского дворца (см. илл.). В южной части «Внешнего города» расположился ансамбль «Храм неба» (Тяньтань; 1420 — 1530, перестроен в 18—19 вв.). Его основные сооружения (Циняньдянь, «Храм молитвы за богатый урожай», 1420, перестраивался в 16 в., 18—19 вв.; см. илл. Хуан-цюнъюй, «Зал небесного свода», 1530, реконструирован в 1752; алтарь Хуань-цю, «Алтарь неба», 1530, реконструирован в 1749) расположены по единой оси. Сочетание кругов и квадратов, положенное в основу как планов отдельных зданий, так и всего ансамбля, отвечало древнейшим космогоническим представлениям о структуре Земли и Неба. В конце 17—19 вв. на территории «Императорского города» возникли многочисленные храмы (Шанъинь-дянь, «Храм источника доброты», конец 17 — начало 18 вв.; Ваньфолоу, «Храм десяти тысяч Будд», 18 в.; оба — в парке Бэйхай, и др.), беседки, галереи, отличающиеся обилием декоративных деталей, разнообразием строительных материалов (керамика, металл). Орнаментальное богатство характеризует ансамбль ламаистского монастыря Юнхэгун (18 в.).

Храм Циняньдянь в ансамбле «Храма неба» в Пекине. 1420. Пекин.

Храм Циняньдянь в ансамбле «Храма неба» в Пекине. 1420.

«Верблюжий мостик» в парке Ихэюань в Пекине. 18 в. Пекин.

«Верблюжий мостик» в парке Ихэюань в Пекине. 18 в.

Пекин. Комплекс императорского дворца — «Запретный город». 15 в. Павильон Чжунхэдянь. Пекин.

Пекин. Комплекс императорского дворца — «Запретный город». 15 в. Павильон Чжунхэдянь.

Пекин. Комплекс императорского дворца — «Запретный город». 15 в. Ворота Умынь. Пекин.

Пекин. Комплекс императорского дворца — «Запретный город». 15 в. Ворота Умынь.

Пекин. Ансамбль «Храм неба». 1420—1530, перестроен в 18—19 вв. Пекин.

Пекин. Ансамбль «Храм неба». 1420—1530, перестроен в 18—19 вв.

Пекин. «Запретный город». Восходит к 15 в. Пекин.

Пекин. «Запретный город». Восходит к 15 в.

Пекин. Парк Бэйхай. На заднем плане — ламаистская пагода Байта («Белая пагода»). 1651. Пекин.

Пекин. Парк Бэйхай. На заднем плане — ламаистская пагода Байта («Белая пагода»). 1651.

  После победы народной революции в 1949 в Пекин расширяется главная площадь Тяньаньмынь, на З. и В. которой выстроены здание Всекитайского собрания народных представителей, здание Музея китайской революции и Музея истории Китая (оба — 1959). Магистрали Дунчанъаньцзе и Сичанъаньцзе соединяются с новыми районами. Возник ряд общественных зданий: Дворец культуры национальностей, Центральный телеграф (1958). По проектам советских архитекторов выстроены: Выставочный павильон (1954, В. С. Андреев и др.), Дом радио (1954—57, Д. Н. Чечулин). Расширяются границы Пекин С конца 1950-х гг. жилищный фонд Пекин пополняется мало, большинство жилых домов лишено канализации. Новые здания большей частью предназначены для административно-торговых нужд. Ряду древних памятников в 60-х гг. были нанесены повреждения. В окрестностях Пекин— многочисленные дворцовые, храмовые и мемориальные ансамбли. Важнейшие из них: комплекс погребальных сооружений императоров Шисаньлин («13 гробниц», 15—17 вв.), состоящий из 13 самостоятельных погребений с располагающейся перед ними «аллеей духов» (см. илл.); летняя императорская резиденция и парк Ихэюань на горе Ваньшоушань (16—19 вв.; см. илл.), храм Биюньсы (14 в., перестроен в 18 в.).

Дун Юань. Пейзаж. 10 в. Раньше — в Музее Гугун. Пекин. Пекин.

Дун Юань. Пейзаж. 10 в. Раньше — в Музее Гугун. Пекин.

Учебные заведения, научные и культурные учреждения. До 1949 в Пекин работало 11 вузов, в 1959/60 учебном году—52 (107 тыс. студентов). В результате «культурной революции» 2-й половины 60-х гг. занятия в вузах были прекращены с 1966; частично возобновляются с начале 70-х гг. Старейший и крупнейший вуз — Пекинский университет; в числе крупных вузов — педагогический институт, медицинский институт, университет Цинхуа, с.-х. институт, Народный университет, консерватория и др. В Пекин находятся Китайская академия наук, Академия медицинских наук, Академия с.-х. наук, обсерватория, ботанический сад, ряд др. научно-исследовательских учреждений; Национальная Пекинская библиотека, Центральная библиотека АН КНР, библиотека Пекинского университета, Пекинская городская библиотека. Музеи: бывший Императорский дворец (Гугун), Музей истории Китая. Имеются труппы пекинской музыкальной драмы, балетные коллективы, цирк и др.

Ци Бай-ши. «Белка». Бумага, тушь, водяные краски. 1930-е гг. Музей Гугун. Пекин. Пекин.

Ци Бай-ши. «Белка». Бумага, тушь, водяные краски. 1930-е гг. Музей Гугун. Пекин.

 

Летний дворец в парке Ихэюань в Пекине. 1644—1911. Пекин.

Летний дворец в парке Ихэюань в Пекине. 1644—1911.

  Лит.: Капица Л. Л., Древний город Пекин, М., 1962; Sirén О., Les palais impériaux de Pékin, v. 1—3, P.— Brux., 1926; Lin Yutang, Imperial Peking L., [1961].

Так же Вы можете узнать о...


Пскент, город (до 1966 — посёлок), центр ского района Ташкентской области Узбекской ССР.
Слободзея, ныне Слобозия (Slobozia), населённый пункт в уезде Илфов (Румыния), в районе которого в октябре — ноябре 1811 русские войска под командованием генерала М.
Туба (муз. инструмент) Туба (итал. и лат. tuba — труба), самый низкий по звучанию духовой оркестровый музыкальный инструмент.
Чермоз, город Ильинского района Пермской области РСФСР.
Алтайский, посёлок городского типа, центр Алтайского района Алтайского края РСФСР.
Бронхиальная астма, см. Астма бронхиальная.
Гиссарская порода овец, порода грубошёрстных курдючных овец мясо-сального направления.
Зальцбург (город в Австрии) Зальцбург (Salzburg), город в западной части Австрии.
Книгопечатание, комплекс производственных процессов, целью которых является изготовление печатной продукции.
Лоссель (Laussel), палеолитический грот близ деревни Марке, к востоку от Лез-Эзи, в департаменте Дордонь, на юго-западе Франции.
«Нева» (парусное судно) «Нева», парусное судно (шлюп) первой русской кругосветной экспедиции (1803—1806).
Плотности точка данного множества (математическое), точка, для которой отношение меры части множества, лежащей в окрестности этой точки, к мере окрестности (относительная мера) стремится к единице, когда окрестность стягивается к точке (см.
Самолёт (устаревшее — аэроплан), летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью двигателей и неподвижных, как правило, крыльев.
Таксометр (от лат. taxo — определяю стоимость и .
Фуникулёр (франц. funiculaire, от лат. funiculus — верёвка, канат), подъёмно-транспортное сооружение с канатной тягой, предназначенное для перемещения пассажиров и грузов по крутому подъёму на короткое расстояние.
Эскеры (англ., единственное число esker, от ирл.
Бассейн спортивный, естественный или искусственный водоём для занятий и соревнований по плаванию, водному поло и прыжкам в воду.
Ворсит, разновидность искусственной кожи для верха обуви.
Диазоли, стабилизированные диазония соли. Стабилизация Д.