ПекинБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Пекин, Бэйцзин (буквально — северная столица), столица, политический, экономический, научный и культурный центр КНР. Второй (после Шанхая) по величине город страны. Расположен на Великой Китайской равнине, у подножия обрамляющих её с С.-З. Сишаньских гор, в бассейне р. Юндинхэ. Климат умеренный, муссонный. Средняя температура января — 4,6 °С, июля 26 °С. Осадков 636 мм в год, около 2/3 выпадает в июле — августе. Население 7570 тыс. чел. с подчинёнными сельскими уездами (1970, оценка; 6,8 млн. чел. в 1959). Площадь 17,8 тыс. км2, включая пригородные с.-х. территории. Пекин. Парк Ихэюань. Пекин. Мост через озеро; на втором плане — Круглый город (Туаньчен). Пекин. Цзюлунби — «Стена девяти драконов» в парке Бэйхай. 18 в. Пекин. Пекинский вокзал. Пекин. Жилой квартал (начало 20 в.). Пекин. Дом искусств. Пекин. Планетарий. Пекин. Дворцовый павильон Цинъяньфан в форме корабля в парке Ихэюань. 18—19 вв. Пекин. Площадь Тяньаньмынь. Пекин. Пагода Ута монастыря Дачжэньцзюесы. 1473. Пекин. Гостиница «Дружба». Городское управление. Пекин— город центрального подчинения, выделен в самостоятельную административную единицу. Согласно конституции КНР, органы власти и управления в Пекин — городское собрание народных представителей и народный комитет, которые были распущены в период «культурной революции» (2-я половина 60-хгг.). В 1967 был создан так называемый «ревком». Глава «ревкома» является и первым секретарём горкома Коммунистической партии Китая (КПК). Обратная сторона бронзового зеркала с инкрустацией перламутром. Период Тан. Исторический музей. Пекин. Историческая справка. Первые сведения о населённом пункте в районе современного Пекин относятся ко 2-му тыс. до н. э. В 1-м тыс. до н. э.— 10 в. н. э. упоминается в летописях как г. Цзи. В 936 носил название Сицзинь, с 937 — Наньцзин (южная столица киданьского государства до середины 12 в.), с середины 12 в.— Чжунду, или Дасин (средняя столица чжурчжэньского государства Цзинь). В 1215 город заняли монголы. Под названием Даду, или по-монгольски Ханбалык, в 13—14 вв.— столица монгольской империи Юань. С 1368, после освобождения Китая от власти монголов, назывался Бэйпин (умиротворённый север). В 1421, став столицей китайской империи Мин, получил название Бэйцзин (отсюда русское — Пекин). В 1644 был занят крестьянской повстанческой армией под руководством Ли Цзы-чэна и тогда же — маньчжурами, утвердившими в Китае свою династию Цин. В 1618 Пекин посетил русский путешественник И. Петлин. В том же, 17 в. сюда ездили российские послы Ф. И. Байков, И. С. Перфильев, С. Аблин, Н. Г. Спафарий. В 1716 в Пекин создана Российская духовная миссия, свыше 150 лет фактически являвшаяся неофициальным дипломатическим представительством (была крупным центром русского китаеведения). Пагода храма Тяньнинсы в Пекине. 12 в. В 1860, в период англо-франко-китайской войны 1856—60, и в 1900, во время антиимпериалистического Ихэтуаньского восстания, Пекин захватывали войска иностранных держав. В 1912, во время буржуазной Синьхайской революции, Пекин был объявлен столицей Китайской республики. Фактически он превратился в ставку северных милитаристов во главе с Юань Ши-каем, а затем — Дуань Ци-жуем и др. Состоявшаяся в Пекин 4 мая 1919 демонстрация положила начало подъёму антиимпериалистического и антифеодального движения в Китае, развернувшегося под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции (см. «Четвёртого мая» движение). В 1920 Ли Да-чжао организовал в Пекин один из первых в стране марксистских коммунистических кружков. Искусство периода Сун. 1. Цуй Бо. «Бамбук и цапля». Около 1070. 2. Цзюй Жань. «Снег». 10 в. 3. Цуй Бо. «Одинокий гусь». 11 в. (Все три — шёлк, тушь. Музей Гугун. Пекин.) После создания в 1921 Коммунистической партии Китая (КПК) в Пекин действовало подпольное Северное бюро ЦК КПК во главе с Ли Да-чжао, которое, в частности, подготовило и провело 18 марта 1926 демонстрацию против империалистов и китайских милитаристов. После установления в 1927 в стране диктатуры гоминьдана столица была перенесена в Нанкин, а Пекин снова переименован в Бэйпин. 9 декабря 1935 в Пекин состоялась демонстрация студентов против гоминьдановской политики разжигания гражданской войны и уступок японскому империализму; она положила начало массовому движению под этими лозунгами по всей стране. В 1937—45 Пекин оккупировали японские агрессоры. После капитуляции Японии находился под властью гоминьдана. 31 января 1949 освобожден от гоминьдановцев Народно-освободительной армией Китая. В сентябре 1949 1-я сессия Народного политического консультативного совета Китая вновь переименовала город в Бэйцзин (Пекин) и объявила его столицей КНР, образование которой было провозглашено здесь 1 октября 1949 (см. Китай, Исторический очерк). Во время «культурной революции» в Пекин были разогнаны общественные организации (комсомол, профсоюзы и т. д.), их центральные и столичные органы. «Месть рыбака». Шанхайский театр пекинской музыкальной драмы. 1959 (в ролях — Чжоу Синь-фан и Ли Юй-жу). Экономика. Пекин занимает важное географическое положение в одном из самых густонаселённых и экономически развитых районов страны — Хуабэй (Северный Китай). В первое десятилетие после образования КНР возросло значение Пекин как экономического центра в общенациональном масштабе. Этому способствует удобное транспортное положение столицы, расширение её внутриэкономических и внешнеэкономических связей, сырьевая (минеральная и с.-х.) база окружающей Пекин территории. До 1949 здесь были развиты в основном отрасли лёгкой и пищевой, большей частью кустарной, промышленности, распространены художественные ремёсла. Промышленные предприятия размещались главным образом в окрестностях (завод мостовых конструкций в Фэнтае, паровозостроительный завод в Чансиньдяне и др.). Сцена «образцового спектакля» — музыкальной драмы «Шацзябан» в исполнении пекинского театра цзинцзюй. За 1948—57 производство промышленной продукции пекинского промышленного района возросло в 17 раз. Ведущими стали отрасли тяжёлой промышленности. В этот период значительная часть предприятий создана при помощи СССР и др. социалистических стран. В Пекин имеются машиностроение (автомобилестроение, производство с.-х. машин, станков, электросилового, химического, горнорудного и кузнечно-прессового оборудования, подшипников, текстильных и печатных машин), приборостроение, радиоэлектроника (производство электронных ламп, полупроводников, радиоаппаратуры, телевизоров, электронно-вычислительных машин), нефтеперерабатывающая (новый комплекс нефтеперерабатывающих предприятий в окрестностях Пекин) и химическая промышленность (производство кислот, соды, минеральных удобрений, инсектицидов, пластмасс, синтетических волокон, синтетического каучука, резиновых и фармацевтических изделий), производство стройматериалов. Пекин— центр текстильной (в основном хлопчатобумажной) промышленности и полиграфии. Город получает электроэнергию от ТЭС и ГЭС Гуаньтин. Расширены старые предприятия в пригородах Пекин Выросла добыча угля (в 6 раз за 1949—73) на шахтах Мыньтоугоу (вблизи Пекин). На базе старого чугунолитейного завода (Шицзиншань, на р. Юндинхэ, в 20 км к З. от Пекин) возник металлургический комбинат. На южной и юго-западной окраинах — кирпичные и цементные заводы (Люлихэ). В Пекин более 200 крупных (с числом занятых свыше 1000 чел.) предприятий; на долю средних и малых предприятий падает около 1/10 валовой промышленной продукции. Промышленность концентрируется главным образом в 2 районах: старом, западном (угольная, чёрная металлургия, шерстяная), и новом, восточном (автостроение, химическая, хлопчатобумажная, фармацевтическая, пищевая, бумажная и др.). Сохраняют значение кустарные производства, всегда игравшие важную роль в экономике города (резьба по дереву, слоновой кости, нефриту, изделия из перегородчатой эмали, производство ковров). Мемориальные мраморные ворота-«пай-лоу» в императорском погребальном комплексе Шисаньлин близ Пекина. 1541. Пекин— самый крупный транспортный узел КНР, здесь скрещиваются 4 ж.-д. магистрали. Главный аэропорт Пекин— Шоуду. Аванпортом Пекин на берегу залива Бохайвань Жёлтого моря (от которого Пекин отстоит на 180 км) является Тяньцзинь. Пекинский канал (25 км, построен в 1956—57) связывает Пекин с р. Юндинхэ, являющейся основным источником водоснабжения столицы. Метрополитен (1-я очередь в 1970; длиной 23 км) до 1974 для перевозок пассажиров не использовался. Искусство периода Инь. 1. Бронзовый бокал-«гу». Национальный музей восточного искусства. Рим. 2. Бронзовый сосуд-«дин» для жертвенного мяса. Музей Гугун. Пекин. Я. М. Бергер. Ваза из горного хрусталя с подвесными кольцами. 18 в. Музей Гугун. Пекин. Планировка и архитектура. Архитектурный облик Пекин складывался в течение многих веков. От 12 в. сохранились остатки глинобитных стен и фундаментов зданий, свидетельствующие, что город занимал тогда лишь юго-западную часть современного Пекин Ему были присущи уже характерные черты китайского столичного градостроительства — чёткие очертания прямоугольного плана, разделение на 2 равные части центральной магистралью, прямоугольная сеть улиц. В 13 в. город разросся к С., а на протяжении 15—17 вв. превратился в грандиозный ансамбль. Мощные глинобитные стены были облицованы кирпичом, крепостные ворота завершили все важные магистрали. К 1553 предместья, также обнесённые кирпичными стенами, образовали «Внешний город». «Внутренний город» включал комплекс «Императорского города», обнесённый стенами и рвом, куда вошли многочисленные дворцы, храмы, пагоды, парки, холмы и озёра. Среди них: храм Таймяо («Храм поминания предков», 1420, перестроен в 1544; ныне — часть Дворца культуры трудящихся), алтарь Шэцзитань («Алтарь божественной земли и злаков», 15 в., ныне в парке им. Сунь Ят-сена), парк на горе Мэйшань («Угольная гора», или Цзиншань — «Гора прекрасного вида»); парк Бэйхай на берегу и острове озера Бэйхай («Северное море») с ламаистской пагодой Байта («Белая пагода»), храмом Байтасы («Храм Белой пагоды», ныне Юнъаньсы, «Храм вечного спокойствия»; оба — 1651), павильонами Улунтин («Павильоны пяти драконов», 1651) и др. Южная стена «Императорского города» завершилась воротами Чэнтяньмынь (1420; на их месте в 1651 выстроены новые ворота Тяньаньмынь — «Ворота небесного спокойствия») и площадью (названной впоследствии Тяньаньмынь). Ядром «Императорского города» стал включенный в него «Запретный город» с комплексом Императорского дворца (см. илл.). В южной части «Внешнего города» расположился ансамбль «Храм неба» (Тяньтань; 1420 — 1530, перестроен в 18—19 вв.). Его основные сооружения (Циняньдянь, «Храм молитвы за богатый урожай», 1420, перестраивался в 16 в., 18—19 вв.; см. илл. Хуан-цюнъюй, «Зал небесного свода», 1530, реконструирован в 1752; алтарь Хуань-цю, «Алтарь неба», 1530, реконструирован в 1749) расположены по единой оси. Сочетание кругов и квадратов, положенное в основу как планов отдельных зданий, так и всего ансамбля, отвечало древнейшим космогоническим представлениям о структуре Земли и Неба. В конце 17—19 вв. на территории «Императорского города» возникли многочисленные храмы (Шанъинь-дянь, «Храм источника доброты», конец 17 — начало 18 вв.; Ваньфолоу, «Храм десяти тысяч Будд», 18 в.; оба — в парке Бэйхай, и др.), беседки, галереи, отличающиеся обилием декоративных деталей, разнообразием строительных материалов (керамика, металл). Орнаментальное богатство характеризует ансамбль ламаистского монастыря Юнхэгун (18 в.). Храм Циняньдянь в ансамбле «Храма неба» в Пекине. 1420. «Верблюжий мостик» в парке Ихэюань в Пекине. 18 в. Пекин. Комплекс императорского дворца — «Запретный город». 15 в. Павильон Чжунхэдянь. Пекин. Комплекс императорского дворца — «Запретный город». 15 в. Ворота Умынь. Пекин. Ансамбль «Храм неба». 1420—1530, перестроен в 18—19 вв. Пекин. «Запретный город». Восходит к 15 в. Пекин. Парк Бэйхай. На заднем плане — ламаистская пагода Байта («Белая пагода»). 1651. После победы народной революции в 1949 в Пекин расширяется главная площадь Тяньаньмынь, на З. и В. которой выстроены здание Всекитайского собрания народных представителей, здание Музея китайской революции и Музея истории Китая (оба — 1959). Магистрали Дунчанъаньцзе и Сичанъаньцзе соединяются с новыми районами. Возник ряд общественных зданий: Дворец культуры национальностей, Центральный телеграф (1958). По проектам советских архитекторов выстроены: Выставочный павильон (1954, В. С. Андреев и др.), Дом радио (1954—57, Д. Н. Чечулин). Расширяются границы Пекин С конца 1950-х гг. жилищный фонд Пекин пополняется мало, большинство жилых домов лишено канализации. Новые здания большей частью предназначены для административно-торговых нужд. Ряду древних памятников в 60-х гг. были нанесены повреждения. В окрестностях Пекин— многочисленные дворцовые, храмовые и мемориальные ансамбли. Важнейшие из них: комплекс погребальных сооружений императоров Шисаньлин («13 гробниц», 15—17 вв.), состоящий из 13 самостоятельных погребений с располагающейся перед ними «аллеей духов» (см. илл.); летняя императорская резиденция и парк Ихэюань на горе Ваньшоушань (16—19 вв.; см. илл.), храм Биюньсы (14 в., перестроен в 18 в.). Дун Юань. Пейзаж. 10 в. Раньше — в Музее Гугун. Пекин. Учебные заведения, научные и культурные учреждения. До 1949 в Пекин работало 11 вузов, в 1959/60 учебном году—52 (107 тыс. студентов). В результате «культурной революции» 2-й половины 60-х гг. занятия в вузах были прекращены с 1966; частично возобновляются с начале 70-х гг. Старейший и крупнейший вуз — Пекинский университет; в числе крупных вузов — педагогический институт, медицинский институт, университет Цинхуа, с.-х. институт, Народный университет, консерватория и др. В Пекин находятся Китайская академия наук, Академия медицинских наук, Академия с.-х. наук, обсерватория, ботанический сад, ряд др. научно-исследовательских учреждений; Национальная Пекинская библиотека, Центральная библиотека АН КНР, библиотека Пекинского университета, Пекинская городская библиотека. Музеи: бывший Императорский дворец (Гугун), Музей истории Китая. Имеются труппы пекинской музыкальной драмы, балетные коллективы, цирк и др. Ци Бай-ши. «Белка». Бумага, тушь, водяные краски. 1930-е гг. Музей Гугун. Пекин.
Летний дворец в парке Ихэюань в Пекине. 1644—1911. Лит.: Капица Л. Л., Древний город Пекин, М., 1962; Sirén О., Les palais impériaux de Pékin, v. 1—3, P.— Brux., 1926; Lin Yutang, Imperial Peking L., [1961]. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|