Моторные масла

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ
МОЯ

Моторные масла, группа масел, используемых для смазывания двигателей внутреннего сгорания (поршневых и реактивных); относятся к разряду смазочных масел (см. Масла нефтяные). Практически все Моторные масла являются продуктами переработки нефти и только некоторые сорта авиационных масел — синтетические масла. Все Моторные масла, за исключением некоторых авиационных, содержат моющие, противоизносные и антиокислительные присадки. Северные, зимние и всесезонные Моторные масла, получаемые на маловязких основах, содержат также вязкостные загущающие присадки и депрессаторы, понижающие температуру застывания масел.

  В зависимости от назначения Моторные масла подразделяются на автомобильные (автолы, для карбюраторных двигателей), дизельные и авиационные. Первые два класса, включающие автотракторные, тепловозные и судовые масла, в свою очередь, подразделяются (ГОСТ 17479—72) на 11 групп по вязкости (при 100°C) и на 9 групп по уровню эксплуатационных свойств.

  В зависимости от конструктивных особенностей двигателя, времени года и района эксплуатации (север, юг) выбирается необходимая вязкость масла (6, 8, 10, 12, 14, 16 или 20 сст при 100°C) и температура застывания (от — 15 до — 42°C), а в зависимости от степени форсировки двигателя — группа масла по уровню качества (см. табл.). Повышение качества Моторные масла групп от А до Е (условное обозначение) достигается в основном повышением концентрации присадок и в некоторых случаях — изменением качества базового масла. Физико-химические свойства масел соответствующих классов и групп должны удовлетворять техническим условиям; эксплуатационные качества определяют испытаниями на одноцилиндровых установках и развёрнутых двигателях.

  Авиационные Моторные масла применяются для поршневых, турбореактивных и турбовинтовых двигателей. Всего существует около 20 сортов и марок авиационных масел, от самых лёгких дистиллятных (с вязкостью 3—4 сст при 100°C) до тяжёлых остаточных (с вязкостью 22 сст при 100°C). Требования к качеству авиационных масел особенно высокие. Практически все масла для реактивной авиации содержат комплексы присадок и имеют сравнительно узкий фракционный состав, низкую температуру застывания (от —55 до —60°C), высокую стабильность, малую вспениваемость и хорошую прокачиваемость по циркуляционной системе двигателя.

  В связи с развитием сверхзвуковой авиации и повышением требований к термостойкости и низкотемпературным свойствам смазочных масел широкое применение получили синтетические масла. Их производство базируется на использовании сложных органических эфиров и спиртов, кремнийорганических и фторуглеродных соединений, глубокой химической переработке некоторых нефтяных фракций и других видов сырья. Применение таких масел позволяет расширить температурный диапазон их использования от —60 до + 250°С (для лучших сортов нефтяных масел этот интервал находится в пределах от —40 до + 150°С). Синтетические масла находят также применение в некоторых наземных газотурбинных и других двигателях.

Группы автомобильных и дизельных масел для двигателей разного типа (по ГОСТу 17479—72)

Группа масел

Тип двигателей

А

Нефорсированные карбюраторные и дизельные

Б

Б1

Maлофорсированные карбюраторные

Б2

Maлофорсированные дизельные

В

В1

Cpeднефорсированные карбюраторные

В2

Среднефорсированные дизельные

Г

Г1

Высокофорсированные карбюраторные

Г2

Bысокофорсированные дизельные

Д

Высокофорсированные дизельные, работающие в тяжёлых условиях

Е

Малооборотные дизельные, работающие на тяжёлом топливе с содержанием серы до 3,5%

 

  Лит.: Нефтепродукты. Масла, смазки и присадки, М., 1970; Товарные нефтепродукты, их свойства и применение. Справочник, под ред. Н. Г. Пучкова, М., 1971; Калайтан Е. Н., Смазочные масла для реактивных двигателей, М., 1968; Гольдберг Д. О., Крейн С. Э., Смазочные масла из нефтей восточных месторождений, М., 1972.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Второв Николай Александрович [15 (27).4.1866, Иркутск, — 1918], один из представителей русской финансовой олигархии.
Гидродинамика (от гидро... и динамика), раздел гидромеханики, в котором изучаются движение несжимаемых жидкостей и взаимодействие их с твёрдыми телами.
Губки (Porifera), тип беспозвоночных животных.
Динамометр (от динамо... и ...метр), прибор для измерения силы или момента, состоит из силового звена (упругого элемента) и отсчётного устройства.
Жидкость, агрегатное состояние вещества, промежуточное между твёрдым и газообразным состояниями.
Икрянистова Мария Федоровна (партийный псевдоним — Труба) [4(16).
Камерный ансамбль (музыкальный), группа исполнителей, выступающих совместно с исполнением произведений камерной музыки; см.
Кипарис (мифологич.) Кипарис, в древнегреческой мифологии прекрасный юноша, любимец бога Аполлона.
Конъюнкция (от лат. conjunctio — союз, связь), одна из логических операций, отражает употребление союза «и» в логических выводах.
Кумамото (префектура в Японии) Кумамото, префектура в Японии, на З. острова Кюсю.
Лингвистическая география, диалектография, раздел диалектологии, изучающий территориальное распространение тех элементов того или иного языка, которыми диалекты этого языка отличаются друг от друга.
Маниту (на языке индейцев-алгонкинов Северной Америки — дух, бог), обозначение таинственной колдовской силы, а также личных духов-покровителей.
Микуловский (Никольсбургский) мир 1621, договор между трансильванским князем Габором Бетленом и императором Фердинандом II Габсбургом.