Музыкальные инструменты

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МУА
МУБ
МУВ
МУГ
МУД
МУЕ
МУЖ
МУЗ
МУИ
МУЙ
МУК
МУЛ
МУМ
МУН
МУО
МУР
МУС
МУТ
МУУ
МУФ
МУХ
МУЦ
МУЧ
МУШ
МУЭ
МУЮ
МУЯ

Музыкальные инструменты, инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм. Каждый Музыкальные инструменты обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими музыкально-выразительными динамическими возможностями, определённым диапазоном звуков. Качество звучания Музыкальные инструменты зависит от взаимосвязи материалов, применяемых для изготовления инструмента и приданной им формы и может быть изменено с помощью дополнительных приспособлений (например, сурдины), различных приёмов звукоизвлечения (например, пиццикато, флажолет).

Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — най; 2 — сурнай; 3 — танбур; 4 — домбра. Музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — най; 2 — сурнай; 3 — танбур; 4 — домбра.

  Музыкальные инструменты принято делить на народные и профессиональные. Народные Музыкальные инструменты могут быть самобытными, принадлежать лишь одному народу, и «межнациональными», пользующимися распространением у разных народов, связанных между собой этнической общностью или длительными историко-культурными контактами. Так, например, бандура бытует только на Украине, пандури и чонгури лишь в Грузии, а гусли, сопель, жалейка, волынка одновременно у русских, украинцев, белорусов; саз, тар, кеманча, дудук, зурна в Азербайджане и Армении; в Узбекистане и Таджикистане одинаковы почти все инструменты.

Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — гусли (звончатые); 2 — чимпой (Россия, Белоруссия, Украина, Молдавия); 3 — домра. Музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — гусли (звончатые); 2 — чимпой (Россия, Белоруссия, Украина, Молдавия); 3 — домра.

  В России издавна существовали ансамбли народных Музыкальные инструменты (гусляров, гудошников, домристов); во 2-й половине 18 в. на основе охотничьего рога были созданы роговые оркестры; в 70-х гг. большую известность получили хоры пастухов-рожечников; особенно славился хор, организованный Н. В. Кондратьевым. В конце 19 в. благодаря деятельности В. В. Андреева и его ближайших помощников С. И. Налимова, Ф. С. Пассербского, Н. П. Фомина, некоторые русские Музыкальные инструменты (балалайка, гусли и др.) были усовершенствованы или реконструированы (домра) и на их основе созданы оркестры народных инструментов. Многовековую и многообразную в своих национальных формах народную инструментальную культуру имеют республики СССР. Здесь в советское время созданы оркестры и ансамбли народных инструментов, ведётся большая работа по усовершенствованию народного инструментария.

Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — жалейка; 2 — рожок; 3 — флуер; 4 — балалайка. Музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — жалейка; 2 — рожок; 3 — флуер; 4 — балалайка.

  Профессиональными Музыкальные инструменты считаются инструменты, составляющие симфонический (оперный), духовой и эстрадный оркестры. Почти все профессиональные Музыкальные инструменты своими истоками уходят в народные прототипы. Народным Музыкальные инструменты в далёком прошлом была скрипка, из простейшей народной флейты создана современная, из примитивного шалмея — гобой, и т. п.

Музыкальные инструменты народов СССР. Дуадастанон (республики и автономные области Северного Кавказа и Закавказья). Музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты народов СССР. Дуадастанон (республики и автономные области Северного Кавказа и Закавказья).

  Развитие Музыкальные инструменты непосредственно связано с развитием человеческого общества, его культуры, музыки, исполнительского искусства и техники производства. При этом одни Музыкальные инструменты, благодаря особенности их конструкции, веками сохранялись и дошли до нашего времени в первоначальном виде (например, узбекские каменные кастаньеты — кайрак), многие др. подвергались совершенствованию, третьи, оказавшиеся неспособными отвечать растущим музыкальным и исполнительским требованиям, отмирали и на смену им приходили новые.

1. Лютня. 2. Корнет. 3. Труба. 4. Валторна. 5. Тарелки. Треугольник. Гонг. Кастаньеты. Музыкальные инструменты.

1. Лютня. 2. Корнет. 3. Труба. 4. Валторна. 5. Тарелки. Треугольник. Гонг. Кастаньеты.

  Наиболее отчётливо связь Музыкальные инструменты с творчеством и исполнительством, отбор и совершенствование их прослеживается в области профессиональной музыки, нежели в народной (где эти процессы протекают значительно медленнее и где Музыкальные инструменты веками сохраняются в неизменном или мало изменившемся виде). Так, в 15—16 вв. грубоватые и малоподвижные фидели (виелы) были заменены нежными, матового тембра «аристократическими» виолами. В 17—18 вв. в связи с приходом на смену полифоническому стилю гомофонно-гармонического и появлением музыки, требующей динамического исполнения, виолы с их тихим звучанием и аккордовой техникой игры постепенно заменили скрипка и её семейство, обладающие ярким, выразительным звуком, богатой штриховой техникой и возможностями для виртуозной игры. Одновременно с виолами вышла из употребления такая же нежная по звучанию, но «безжизненная» продольная флейта, уступив место более звучной и технически подвижной поперечной флейте. В это же время в ансамблевой и оркестровой практике перестают применять европейскую лютню и её разновидности — теорбу и китаррон (архилютню), в домашнем бытовом музицировании лютню заменяют виуэлой, а затем — гитарой. К концу 18 в. на смену клавесину и камерному клавикорду пришёл новый клавишный инструментфортепьяно.

1. Скрипка. 2. Виолончель. 3. Виола да гамба. Музыкальные инструменты.

1. Скрипка. 2. Виолончель. 3. Виола да гамба.

  Профессиональные Музыкальные инструменты, в виду сложности их конструкции, более, чем народные, зависят в своём развитии также от состояния точных наук и техники производства — наличия музыкальных фабрик и заводов с их экспериментальными лабораториями, конструкторскими бюро и квалифицированными специалистами по инструментостроению. Исключение составляют инструменты скрипичного семейства, требующие сугубо индивидуального изготовления. Усовершенствованные на основе народных образцов знаменитыми брешанскими и кремонскими мастерами 16—18 вв. Гаспаро да Сало, Дж. Маджини, Н. Амати, А. Страдивари, Дж. Гварнери дель Джезу и др. — они остаются непревзойдёнными по своим достоинствам. Наиболее интенсивное развитие профессиональных Музыкальные инструменты происходило в 18—19 вв. Создание Т. Бёмом рациональной клапанной системы (первая модель появилась в 1832), применение её сначала у флейты, а затем, в разных вариантах, на кларнете, гобое и фаготе значительно расширило исполнительские возможности и повысило интонационную чистоту и устойчивость строя деревянных духовых инструментов, позволило композиторам шире и многообразнее использовать их в своём творчестве, способствовало развитию сольно-концертного исполнительского искусства. Подлинную революцию произвело появление в начале 19 в. вентильной механики (см. Вентиль) у медных духовых инструментов, превратившей их из т. н. натуральных Музыкальные инструменты, с ограниченным количеством звуков и отсюда ограниченными исполнительскими возможностями, в хроматические, способные, подобно деревянным духовым инструментам, воспроизводить любую музыку. Коренное стилистическое изменение в музыке всех жанров для струнных клавишных инструментов произошло с появлением молоточкового фортепьяно. С изобретением радио стало возможным конструирование электрофонических Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — дойра; 2 — кыяк; 3 — нагора. Музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — дойра; 2 — кыяк; 3 — нагора.

  Для определения видов Музыкальные инструменты существуют различные системы классификации. Общеизвестна 3-групповая система, по которой Музыкальные инструменты делятся на духовые, струнные и ударные; в свою очередь, духовые подразделяются на деревянные (флейта, гобой, кларнет, саксофон, сарюзофон, фагот и их разновидности) и медные (труба, корнет, валторна, тромбон, туба, инструменты духового оркестра), а струнные — на щипковые (арфа, лютня, гитара) и смычковые (семейства скрипок и виол). К ударным Музыкальные инструменты относятся литавры, барабан, ксилофон, челеста, гонг, тарелки и др. При научном изучении, особенно разнообразных народных Музыкальные инструменты, применяют более полные и точные системы классификации. Среди них признанием пользуется система, разработанная в начале 20 в. австрийским музыковедом Э. Хорнбостелем и немецким музыковедом К. Заксом (основу которой положили во 2-й половине 19 в. бельгийские музыковеды Фр. Геварт и В. Ш. Маийон). Система Хорнбостеля — Закса построена на двух признаках: источник звука инструмента и способ его извлечения. По первому признаку Музыкальные инструменты делятся на самозвучащие (идиофоны или автофоны), мембранные (мембранофоны), струнные (хордофоны) и духовые (аэрофоны). Источник звука первых — сам материал, из которого сделан инструмент или его звучащая деталь; вторых — натянутая упругая мембрана; третьих — натянутая струна; четвёртых — столб воздуха, заключённый в канале ствола (трубки). По способу извлечения звука самозвучащие подразделяются на щипковые (варган), фрикционные (краатспилль, гвоздевая и стеклянная гармоники), ударные (ксилофон, тарелки, кастаньеты); мембранные — на фрикционные (бугай), ударные (барабан, литавры); струнные — на щипковые (балалайка, арфа, гитара), смычковые (кеманча, скрипка), ударные (цимбалы); духовые — на флейтовые (все виды флейт), язычковые (зурна, гобой, кларнет, фагот), мундштучные (трубы и рога). Дальнейшее деление производится по особенностям конструкции инструмента. Так, например, флейты делятся на продольные (открытые и свистковые), поперечные и многоствольные; струнные на клавишно-щипковые (спинет, клавесин) и клавишно-ударные (фортепьяно, клавикорд) и т. д.

Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — саз; 2 — тар; 3 — саламури; 4 — зурна; 5 — нагара; 6 — канон; 7 — карцганаг; 8 — дала-фандыр; 9 — киссын-фандыр. Музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — саз; 2 — тар; 3 — саламури; 4 — зурна; 5 — нагара; 6 — канон; 7 — карцганаг; 8 — дала-фандыр; 9 — киссын-фандыр.

  Среди современных Музыкальные инструменты особую группу составляют электрические, источником звука которых служат генераторы колебаний звуковой частоты. Эти инструменты подразделяются в основном на две подгруппы: электронные (собственно электроинструменты) и адаптированные, т. е. инструменты обычного типа, снабженные усилителями звука (электрогитара, электробалалайка, туркменский электродутар).

Музыкальные инструменты народов СССР. Цимбалы. Музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты народов СССР. Цимбалы.

  См. также ст. Оркестр и статьи об отдельных Музыкальные инструменты (народных и профессиональных)

Контрабас. Музыкальные инструменты.

Контрабас.

 

1. Фагот. 2. Контрафагот. 3. Тромбон. Музыкальные инструменты.

1. Фагот. 2. Контрафагот. 3. Тромбон.

  Лит.: Закс К., Современные оркестровые музыкальные инструменты, пер. с нем., М., 1932; Беляев В. М., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933; его же, Народные музыкальные инструменты Азербайджана, в сборнике: Искусство азербайджанского народа, М. — Л., 1938; Агажанов А., Русские народные музыкальные инструменты, М. — Л., 1949; Ямпольский И. М., Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, [ч. 1], М. — Л., 1951; Виноградов В. С., Киргизская народная музыка, Фрунзе, 1958; Жинович И. И., Государственный белорусский народный оркестр.. Минск, 1958; Струве Б. А., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, 2 изд., М., 1962; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, Л., 1964 (лит.); Беров Л. С., Молдавские музыкальные народные инструменты, Киш., 1964; Гуменюк А. I., Україньскi народнi музичнi iнструменти, Київ, 1967 (лит.).

Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — кантеле; 2 — лиру (республики Прибалтики и Карельская АССР). Музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — кантеле; 2 — лиру (республики Прибалтики и Карельская АССР).

  К. А. Вертков, С. Я. Левин.

1. Барабан. 2. Челеста. 3. Оркестровые колокола. Музыкальные инструменты.

1. Барабан. 2. Челеста. 3. Оркестровые колокола.

 

Так же Вы можете узнать о...


Голод, социальное явление, сопутствующее антагонистическим социально-экономическим формациям.
Грюнберг Лазэр Грюнберг (Grunberg) Лазэр (1911—17. 3. 1944), деятель молодёжного и антифашистского движения Румынии.
Демократическая партия Курдистана (ДПК), создана в 1946.
Дмитриев Владимир Карпович [24.11(6.12).1868, Смоленская губерния, — 30.
Елецкий, посёлок городского типа в Коми АССР.
Затачивание металлорежущего инструмента, заключительная операция при изготовлении инструмента, а также способ восстановления его режущей способности в процессе эксплуатации.
Изобары (в физике) Изобары (от изо... и греч. baros — тяжесть, вес), изолинии атмосферного давления.
Испытание, понятие, рассматриваемое в вероятностей теории.
Канск, город в Красноярском крае РСФСР. Расположен на юго-востоке края, на территории ой лесостепи, на р.
Квитка Климент Васильевич [23.1(4.2).1880, Киев, — 19.