Оркестр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЯ
ОРА
ОРБ
ОРВ
ОРГ
ОРД
ОРЕ
ОРЁ
ОРЖ
ОРИ
ОРК
ОРЛ
ОРМ
ОРН
ОРО
ОРП
ОРС
ОРТ
ОРУ
ОРФ
ОРХ
ОРШ
ОРЬ

Оркестр (от греч. orchēstra — площадка перед сценой в древне-греческом театре), большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих написанные для данного состава произведения. Грань между Оркестр и инструментальным ансамблем не вполне чёткая, однако, если в ансамбле каждая партия исполняется одним музыкантом, для Оркестр характерно исполнение хотя бы некоторых партий несколькими однотипными инструментами в унисон. Высшей формой Оркестр является симфонический Оркестр, в состав которого входят струнные, деревянные и медные духовые, а также ударные инструменты. Распространены и Оркестр однородного состава — струнный Оркестр, духовой оркестр. Одна из разновидностей Оркестр — камерный Оркестр, отличающийся от симфонического меньшим числом исполнителей, нередко же и тем, что исполнение каждой партии поручено одному исполнителю. В связи с особым назначением исполнительских коллективов сложились военный Оркестр (духовой Оркестр, порою расширенного и смешанного состава), эстрадный Оркестр Многообразны формы Оркестр народных инструментов. Особое явление представлял роговой оркестр, к которому понятие «Оркестр» не вполне применимо.

  Зародившись на рубеже 16—17 вв., симфонический Оркестр прошёл длительный путь развития. В составах первых Оркестр преобладали струнные смычковые (семейства скрипок, виол) и щипковые (лютни, арфы) инструменты; клавесин или орган составляли основу т. н. группы континуо (клавишный инструмент, виолончели, контрабас, иногда фагот). Эпизодически появлялись духовые инструменты. Лишь к кон. 18 в. сложился классический Оркестр, который называется также малым симфоническим. Обычно в такой Оркестр входили 8—10 первых и 4—6 вторых скрипок, 2—4 альта, 3—4 виолончели, 2 контрабаса, духовые деревянные инструменты — по 2 флейты, гобоя, кларнета, фагота (т. н. парный состав), 2 валторны, позднее были добавлены 2 трубы и литавры. Для подобного состава написаны поздние симфонии Гайдна и Моцарта, большинство симфоний Бетховена, некоторые симфонические произведения Глинки. Последующее развитие симфонического Оркестр в 19 в. долгое время шло по пути расширения его состава и увеличения числа исполнителей. Появился т. н. большой симфонический Оркестр, который отличается от малого включением 2—3 тромбонов и тубы. Важный вклад в развитие Оркестр внесли Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Р. Штраус, Г. Малер, а также П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский. Ради обогащения колористических возможностей в Оркестр стали вводиться дополнительные инструменты, обладающие звучанием особого тембра, — малая, альтовая и басовая флейты, английский рожок, гобой д'амур, геккельфон, малый кларнет, басетгорн, бас-кларнет, саксофон, контрафагот, арфа, челеста, фротепьяно, орган и др., различные ударные, народные инструменты. Р. Вагнер ввёл в «Кольцо нибелунга» квартет валторновых (т. н. вагнеровских) туб, басовые трубы. Для исполнения многих оркестровых партитур начала 20 в., например некоторых опер Р. Штрауса, предусмотрен Оркестр численностью более 100 человек. Ещё больших масштабов Оркестр достигает у Г. Малера, одна из симфоний которого (№ 8) прозвана «симфонией тысячи участников» (включает большой симфонический Оркестр, солистов и 3 хора). В 20 в. развилась противоположная тенденция — к применению скромных оркестровых составов. При этом в связи с дифференциацией партий однородных инструментов партитура зачастую оказывается не менее сложной.

  Расположение исполнителей современного симфонического Оркестр направлено к достижению слитной звучности. В 50—70-е гг. 20 в. получила распространение «американская рассадка»: слева от дирижёра помещаются первые и вторые скрипки, справа — альты и виолончели, в глубине — деревянные и медные духовые, контрабасы, слева — ударные.

 

  Лит.: Карс А., История оркестровки, пер. с англ., М., 1932; Рогаль-Левицкий Дм., Современный оркестр, т. 1—4, М., 1953—56; Bekker P., The orchestra, 2 ed., N. Y., 1963.

  И. А. Барсова.

 

Так же Вы можете узнать о...


Дубовский (посёлок гор. типа в Ворошиловградской обл.) Дубовский, посёлок городского типа в Ворошиловградской области УССР, в 9 км от ж.
«Журнал физической химии», ежемесячный научный журнал, орган Отделения общей и технической химии АН СССР.
Зоринск, город (с 1963) в Перевальском районе Ворошиловградской области УССР.
Интернационализация производства, процесс установления таких производственных связей между предприятиями различных стран, при которых производство одной страны всё более становится частью мирового производственного процесса.
Калинин (центр Калининской обл.) Калинин (до 1931 — Тверь), город, центр Калининской области РСФСР.
Касансай (пос. гор. типа в Узбекской ССР) Касансай, посёлок городского типа в Чустском районе Наманганской области Узбекской ССР.
Кирша Данилов, Кирилл Данилович, скоморох-импровизатор, вероятный составитель первого сборника русских былин, исторических, лирических песен, духовных стихов (71 текст с нотами).
«Комиссия по внутренней безопасности», постоянная комиссия палаты представителей конгресса США, официальная цель которой — борьба с распространением в США так называемой «подрывной и антиамериканской пропаганды».
Косберг Семен Ариевич [1(14).10.1903, Слуцк, — 3.
Кубано-Черноморская советская республика, советская республика, существовавшая с 30 мая по 6 июля 1918; была образована из Кубанской и Черноморской советских республик в целях объединения сил для борьбы с иностранными интервентами и белогвардейцами.
Ларсон Карл Ларсон (Larsson) Карл (28.5.1853, Стокгольм, — 22.