Мистика

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МИА
МИВ
МИГ
МИД
МИЕ
МИЗ
МИИ
МИЙ
МИК
МИЛ
МИМ
МИН
МИО
МИП
МИР
МИС
МИТ
МИУ
МИФ
МИХ
МИЦ
МИЧ
МИШ
МИЩ
МИЭ
МИЯ

Мистика (от греч. mystikós — таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.

  Мировоззренческие основы Мистика могут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма (иудаизм, христианство, ислам) абсолют — это личный бог, и «единение» с ним — это диалогическое «общение», которое требует согласия партнёра и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В ересях «общение» может переосмысляться как «слияние» (так, исламский мистик аль-Халладж был казнён в 10 в. за то, что в экстазе сказал «я есмь Истинный», т. е. бог). Наконец, в системах нетеистической Мистика место личного бога занимает безличное трансцендентное начало (даодаосизма, шуньята буддизма, «единое» неоплатонизма и т. п.). Однако все мистические доктрины имеют некоторые общие черты. Все они тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный из которых — смерть (как знак для опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Представители Мистика всех времён и народов, всех вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности передать смысл Мистика иначе, чем в неадекватном намёке или через молчание (ср. «благородное молчание» буддистов). Теология Мистика обозначается в христианских традиции как «отрицательная» («апофатическая», «негативная»), поскольку она описывает бога посредством отрицаний, не оставляя места для утвердительных характеристик. Практика Мистика предполагает ту или иную систему психофизических упражнений (дхьяна и йога в индийских системах Мистика, «умное делание» православных монахов), обычно включающую гипнотическое сосредоточение ума на простейших фигурах («янтры» и «мандалы» в индийской традиции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов («мантры» индуизма, «молитва Иисусова» в православии, молитв, восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд), на отдедбных словах и т. д. В некоторых системах Мистика для таких «медитаций» рекомендуются оптимальные позы и регуляции дыхания (йога, исихазм). Приёмы могут быть самыми разными — от бешеной пляски дервишей до тихого «умиления» христианских аскетов. Но в любом случае Мистика не может обойтись без психотехники аскетизма (или, как в некоторых видах гностицизма и тантризма, а также в сатанизме, без аскетизма навыворот, ритуализированного нарушения этических и сакральных запретов, создающего предпосылки для психологического шока и транса). Поскольку Мистика предполагает движение через неиспытанные психологические состояния, «посвящаемому» ничего не остаётся, как слепо вверяться руководству «посвященного», который испытал всё на себе. Отсюда значение наставников типа «гуру» в индуизме, «пира» в суфизме, «старца» в исихазме, «цаддика» в хасидизме.

Хотя исторический аналог и прообраз Мистика можно усмотреть уже в глубокой древности в шаманско-оргиастических культах, имевших целью экстатическое снятие дистанции между человеком и миром духов или богов, однако Мистика в собственном смысле возникает лишь тогда, когда религиозное умозрение подходит к понятию трансцендентного абсолюта, а развитие логики делает возможным сознательное отступление от логики в Мистика Поэтому самый ранний расцвет Мистика происходит в странах с философской и логической культурой — в Индии (веданта), Китае (даосизм), отчасти в Греции (пифагореизм, платонизм). Дальнейшие волны Мистика, проходящие, как правило, поперёк национальных и вероисповедных рамок, отмечают эпохи общественных кризисов: крушение Римской империи в первых вв. н. э. (мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, манихейство), конец средневековья в 13—14 вв. (суфизм, каббала, исихазм, Иоахим Флорский, Майстер Экхарт и его последователи), становление раннего капитализма в 17—18 вв. (кружки янеснистов, квиетистов, методистов, пиетистов, квакеров, хасиды, хлысты). При определённых исторических условиях Мистика становилась формой протеста против церковной и социальной иерархии (такова, например, роль Мистика в мировоззрении плебейских сект времён Крестьянской войны в Германии). При других исторических условиях парадоксы Мистика давали импульс идеалистической диалектике (Ф. Энгельс, имея в виду развитие идей Мистика в классическом немецком идеализме, называл немецкого мистика Я. Бёме «...предвестником грядущих философов...» — см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 18, с. 574). В условиях кризиса современного буржуазного общества в полуинтеллигентских кругах получили распространение эклектические и наукообразные системы внеконфессиональной Мистика (теософия и антропософия), а также крайне вульгаризованная практика обретения «мистического опыта» — от старомодных спиритических сеансов до радений хиппи. Мистические мотивы присущи многим течениям современной идеалистической философии, обнаруживаясь даже в таких сугубо рационалистических, «сциентистских» (см. Сциентизм) направлениях, как неопозитивизм (интерпретированный в ряде высказываний Л. Витгенштейна как род «апофатической» Мистика, аналог «благородному молчанию» буддистов).

  Марксизм-ленинизм рассматривает Мистика как превратную форму отражения реального мира, несовместимую с научным, материалистическим мировоззрением, как бегство от противоречий общественного бытия человека.

 

  Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Otto R., West-östliche Mystik, 2 Aufl., Gotha, 1929; Suzuki D. Т., Mysticism. Christian and Buddhist, L., 1957; Scholem G., Die jüdische Mystik in ihren Hauptströmungen, Z., 1957.

  С. С. Аверинцев.

 

Так же Вы можете узнать о...


Кутараджа (Kutaraja), устаревшее название г.
Линдаль Эрик Линдаль (Lindahl) Эрик (21.11.1891, Стокгольм, — 6.
Малаккский пролив, пролив между полуостровом Малакка и остров Суматра.
Мерзлотная съёмка, комплекс полевых и камеральных работ для изучения закономерностей формирования и развития сезоннои многолетнемёрзлых горных пород и их характеристик в зависимости от геолого-географических условий и производственной деятельности человека.
Морленд Уильям Харрисон Морленд (Moreland) Уильям Харрисон (13.7.1868 — 28.
Негры (франц. negre, исп. negro, от лат. niger — чёрный), принятое во многих языках название людей негроидной расы.
Общенародное право, см. в ст. Право.
Охос-Негрос (Ojos  Negros), центр железорудного бассейна в Испании, в Арагоне, в провинции Теруэль, в горах Сьерра-Менера.
Пестик, плодник (pistillum), репродуктивный орган цветка, расположенный в его центре.
Полузапруда, буна, поперечная дамба, гидротехническое сооружение, предназначенное для регулирования режима водного потока и защиты морского или речного берега от размыва.
Прохаска Йиржи Прохаска, Прохазка (Prochaska, Prochazka) Йиржи (Георг) (10.
Реквизит (от лат. requisitum — требуемое, необходимое), совокупность вещей (подлинных или бутафорских), необходимых актёрам на сцене по ходу действия спектакля.
Сайондзи Киммоти

(23.
Сердечник (Cardamine), род одно-, двуили многолетних трав семейства крестоцветных.