Нисида КитароБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Нисида Китаро (19.4.1870, около Канадзавы, — 7.7.1945, Камакура), японский философ-идеалист, основатель т. н. киотоской школы. Профессор университета в Киото (1913—28). Философская система Нисида Китаро была изложена им в конце 20 — начале 30-х гг. в работах «Самосознающая система общего» (1929), «Определение небытия в самосознании» (1931), «Основной вопрос в философии» (1933). Нисида Китаро стремился доказать принципиальное отличие восточной философии от западной. Своеобразие культуры Востока усматривал в присущей ей идее небытия. Небытие Нисида Китаро пытался истолковать с позиций учения дзэн как представление о всеобъемлющем универсуме, который, «будучи всем, сам есть ничто», «действует без действующего», «определяет без определяющего». Несмотря на стремление Нисида Китаро истолковывать свою философию как «подлинно восточную», исходящую из буддизма, его взгляды близки в сущности западно-европейской идеалистической философии 20 в., прежде всего экзистенциализму. Согласно основной философской концепции Нисида Китаро, названной им «антиинтеллектуалистической», истинное бытие достигается интуитивно благодаря особому «способу рассмотрения вещей» или «способу осознания себя», позволяющему якобы преодолеть противоположность объективного и субъективного. Общественное развитие Нисида Китаро представляет как результат взаимодействия общего — небытия и отдельного — человеческих индивидов, подлинность отношения которых выражается в коммуникации между «Я» и «Ты».
Соч.: Дзэнсю (Полн. собр. соч.), т. 1—18, Токио, 1947—53.
Лит.: Козловский Ю. Б., Концепция восточной культуры Нисида Китаро, «Вестник истории мировой культуры», 1961, № 2; его же, Распространение экзистенциализма в Японии, в кн.: Современный экзистенциализм, М., 1966; Тосака Дзюн, Сэнсю, Дайрокукан (Избр. произв.), 6 изд., Токио, 1948; Кояма Ивао, Нисида тэцугаку (Философия Нисида), Токио, 1955; Нагао Мититака, Нисида тэцугаку но кайсяку (Комментарии к философии Нисида), Токио, 1960. Ю. Б. Козловский.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|