ТокиоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Токио, столица Японии, главный экономический и культурный центр страны. Один из крупнейших по численности населения и быстро растущих городов мира. Расположен в юго-восточной части острова Хонсю, на равнине Канто, в месте впадения рр. Эдогава, Аракава, Сумида, Тама в Токийский залив Тихого океана. Климат субтропический, муссонный; самый холодный месяц — январь (средняя температура 3,1 °С), самый жаркий — август (средняя температура 25,6 °С); осадков в среднем 1343 мм в год; 2 дождевых сезона (июнь—июль и сентябрь—октябрь), во время которых часты тайфуны. Город подвержен землетрясениям. Токио. Ворота храма Дзодзодзи. Конец 16 в. Токио. Пелена смога над городом. Токио. План города. Токио. Святилище Нэдзу Инья. Начато в 15 в. Токио. Один из районов города. Токио. Панорама приморской части города. Токио. Рыболовецкая гавань. Токио. Площадь и подземная стоянка транспорта перед западным вокзалом Синдзюку. 1966. Архитектор Дж. Сакакура. Токио. Сад Рикугиен. Существует с 1695. Столичная префектура Токио (Токио-то), или Большой Токио, представляет собой в высокой степени урбанизированную территорию, более плотно заселённую в центральной части и неравномерно — по окраинам; площадь 2,141 тыс. км2, население 11,7 млн. чел. (1975) (примерно всего населения Японии), плотность свыше 5 тыс. чел. на 1 км2. В состав столичной префектуры входят собственно Токио [23 административных района («ку»), площадь 577 км2, население около 9 млн. чел. (1970)], а также 26 городов («си»), 24 поселения сельского и городского типа, острова Идзу и Огасавара. Столичная префектура и прилегающие к ней префектуры — Канагава, Тиба, Сайтама и др. образуют так называемую Токийскую агломерацию, или Столичный район (Сютокэн). Численность населения собственно Токио быстро росла сразу после 2-й мировой войны 1939—45 и к 1970 почти утроилась против 1945 (в 1955—60 прирост был равен 6%, в 1960—1970 он упал до 0,7%), ныне она фактически стабилизировалась (см. табл. 1). В центральной части Токио. Вид со стороны Императорского дворца. Табл. 1. — Динамика населения столичной префектуры Токио, тыс. чел.
Из общего числа экономически активного населения столичной префектуры (5,8 млн. чел. в 1969) 41,5% занято в промышленности, строительстве и ремесле, 57,0% — в торговле, на транспорте и в др. сферах услуг, 1,5% — в сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве. М. И. Крупянко. Городское управление осуществляет префектуральное собрание, избираемое населением на 4 года; оно возглавляется губернатором (мэром), который также избирается населением, практически представляет центральную власть. Полномочия выборных органов формально достаточно широки, однако фактически их деятельность в значительной мере контролируется центральной властью, находится «под руководством и надзором» правительства. В районах Токио имеются выборные районные собрания. Столичная префектура Токио. Историческая справка. Основание Токио относится к середине 15 в. В 1457 был построен замок Эдо (дословно — «вход в залив»), вокруг которого росли поселения ремесленников и торговцев. В 1590 Эдо завладел Иэясу Токугава. На протяжении всего периода правления сёгунов Токугава (1603—1867) Эдо являлся их резиденцией (официальной столицей Японии до 1868 считался г. Киото — резиденция императоров). В 18 в. Эдо стал одним из крупнейших городов мира (1368 тыс. жителей в 1787). В 1869, с уничтожением сёгуната в результате революции 1867—68 (см. Мэйдзи исин), сюда была перенесена резиденция императора, и город, переименованный в Токио («восточная столица»), стал столицей. Во 2-й половине 19 в. развивалась шёлковая, лаковая, фаянсовая и эмалевая промышленность, с конца 19 в. — машиностроение и судостроение. В 1897—98 в Токио появились первые профсоюзы. В 1918 происходили «рисовые бунты», вспыхнувшие под влиянием Октябрьской революции 1917 в России. В начале 20-х гг. в Токио и др. городах Японии возникли коммунистические кружки и группы, на базе которых в 1922 основана Коммунистическая партия Японии (КПЯ). 1 сентября 1923 почти половина города была уничтожена землетрясением и вызванным им пожаром, повлекшими много человеческих жертв. Во время 2-й мировой войны, в 1944—45, Токио подвергался многократным бомбардировкам американской авиацией, значительная часть жилых кварталов была уничтожена. В послевоенное время Токио — важнейший центр рабочего и демократического движения. В 1964 в Токио состоялись 18-е Олимпийские игры. Ю. В. Георгиев. Экономика. Определяющая тенденция экономического развития столицы — снижение удельного веса производственных функций в хозяйстве Токио и повышение роли управленческих, торгово-распределительных, научно-информационных. В Токио концентрируется деятельность крупнейших финансово-промышленных монополистических групп (Мицубиси, Сумитомо, Мицуи и др.) и отдельных частных монополий, государственных и полугосударственных монополистических организаций, главных банков страны (Японский банк, Банк развития, Экспортно-импортный банк, Центр, банк Японии и др.), представительств иностранных монополий. Большая часть управленческих учреждений размещается в районах Маруноути, Отемати, Нихонбаси. Вместе с тем Токио (столичная префектура) остаётся одним из крупнейших в Японии индустриальных районов, на который приходится (1973) свыше 14% всего числа промышленных предприятий, 12% всех занятых. О структуре промышленности Большого Токио см. табл. 2. В столичной префектуре сосредоточена значительная часть машиностроения Японии. Машиностроение и металлообработка специализируются в основном на изготовлении сложных и точных машин, приборов, электротехнического и электронного оборудования и аппаратуры, оптико-механических изделий, автои авиастроении, судостроении, производстве железнодорожного оборудования и подвижного состава, станкостроении, дорожном машиностроении и др. видах машиностроения. Развита металлургия. В химической промышленности преобладают отрасли тонкой химической технологии: производство медикаментов, косметических изделий, фотохимикалиев, лаков и красок, в частности типографских; нефтепереработка и нефтехимия (химия волокна, пластмассы и др.). Табл. 2. — Структура промышленности столичной префектуры *
* Учитывая предприятия более чем с 30 занятыми. В Токио самая крупная в стране полиграфическая промышленность. Значительна промышленность стройматериалов. Разнообразная пищевая промышленность (пивоварение, мукомольная, рыбоконсервная и многие др. отрасли), перерабатывающая главным образом привозное сырьё. Многочисленные отрасли лёгкой промышленности, снабжающей преимущественно население Токио (текстильная, швейная, кожная, керамическая, мебельная, производство ювелирных изделий, сувениров и др.). Большинство промышленных предприятий—мелкие и средние с числом занятых до 300 чел. (на них приходится свыше стоимости промышленной продукции). Промышленные предприятия размещаются большей частью по берегам р. Аракава — в районах Кото, Дзехоку, Дзенан, Кита и др. На территории собственно Токио новое промышленное строительство почти не ведётся, главным образом ввиду высоких цен на землю, необходимости комплекса мероприятий по борьбе с загрязнением окружающей среды и др.; ежегодно закрывается или переводится в др. районы столичной префектуры или в соседние префектуры в среднем до 3% от общего числа промышленных предприятий. Промышленность Токио опирается на мощную энергетическую базу (ежегодно здесь потребляется около 25 млрд. квт×ч, 1970). Токио — крупный торгово-распределительный центр. По размерам внешнеторгового оборота он уступает Йокохаме, Кобе, Нагое. Здесь находятся товарная и фондовая биржи, представительства более 3 тыс. различных торговых фирм; общее число национальных торговых компаний, магазинов оптовой и розничной торговли превышает 250 тыс. В них занято 1,6 млн. чел. Велик удельный вес предприятий оптовой торговли (34,8% оптовых продаж Японии в 1972). Растет число крупных универмагов и магазинов самообслуживания. Коммерческие районы — Тиёда, Тюо, Минато. Развита сеть др. учреждений обслуживания (около 75 тыс. ресторанов и столовых, около 10 тыс. баров и кабаре, 3 тыс. бань, около 3,8 тыс. гостиниц, в том числе несколько десятков европейского типа, в 1970). Токио — главный центр туризма в Японии (ежегодно около 800 тыс. иностранных туристов). Императорский дворец. Начат около 1600. Токио — крупнейший транспортный узел страны. Узел морских и воздушных сообщений международного значения. Морской порт оборудован 10 причалами (общая длина 13 км); грузооборот Токийского порта 55,6 млн. т в 1974 (на 7-м месте в Японии). Токио связан скоростными автои железнодорожными магистралями со многими городами Японии; в 1975 вступила в строй скоростная железнодорожная магистраль Токио — Фукуока. Аэропорт Ханеда связан с центром города монорельсовой железной дорогой (обслуживает более 2,5 млн. пассажиров в год); новый аэропорт построен в Нарите. Имеется окружная наземная городская железная дорога, по которой перевозится основной поток пассажиров из пригородов, метрополитен, обслуживающий преимущественно центральные кварталы, автобусное сообщение: через город проходят автострады. Ежедневно всеми видами городского транспорта перевозится 20 млн. чел., из них около 75% — по городской железной дороге, 20% — метрополитеном. В автопарке около 800 тыс. грузовых автомобилей, 40 тыс. такси. Токио переживает острый транспортный кризис; в собственно Токио пользование наземными видами транспорта осложняется не только из-за увеличения количества машин, но и из-за тесноты городской застройки (Токио выделяется среди крупнейших городов мира наименьшей долей площади улиц в общей площади города). Автостоянки, пешеходные пути, складские помещения, магазины переносятся под землю. Воздух насыщен газами и гарью, вода в реках загрязнена. Ежедневно собирается 18 тыс. т бытовых отходов, из них около сжигается, остальное засыпают в мелководную часть Токийского залива с целью осушения его (за 1960—70 освоено свыше 1.55 тыс. га). «Морской парк» с Музеем Океана на осушенной территории Токийского залива. М. И. Крупянко. Архитектура. Для облика Токио характерны не многочисленность озеленённых территорий, крупные каменные, кирпичные, железобетонные здания (в том числе небоскрёбы) в центре и лёгкие деревянные (преимущественно жилые одноэтажные) постройки, занимающие большую часть площади города; жилые районы дважды возводились заново (после землетрясения 1923 и 2-й мировой войны 1939—45). Исторический центр города — район Нихонбаси, где находится окруженный парком комплекс императорского дворца, бывшей резиденции сёгунов рода Токугава (начат около 1600, перестройки 19 и 20 вв.). В стиле большинства обществ, сооружений Токио конца 19 — начала 20 вв. преобладает эклектизм (дворец Акасака, 1909, архитектор О. Ката-яма; парламент, 1915—36, архитектор Токио Охама и др.); однако с 1910-х гг. появились и ранние образцы творческой переработки местных архитектурных традиций в духе современного зодчества (отель «Импириал», 1916—22, архитектор Ф. Л. Райт, разобран в 1960-е гг.; центр, почтамт, 1934, архитекторы Токио Иосида, М. Ямада). В 1964, в связи с Олимпиадой, предпринят 1-й этап реконструкции Токио (в жилых массивах проложены 22 автострады, построены многочисленные скоростные дороги на эстакадах). В 1960—70-е гг. быстрыми темпами развиваются новые городские центры (Сибуя, Синдзюку, Икебукуро, Тама), где ведётся интенсивное высотное и подземное строительство. Для обеспечения свободного развития функциональных зон города предложены проекты осушения и дальнейшего освоения акватории Токийского залива (архитекторы К. Тангэ, К. Кукутакэ). Однако широкие градостроительные мероприятия не привели к коренному видоизменению общей планировки города, в целом отличающейся крайней хаотичностью. Среди примечательных построек середины 20 в. — Метрополитен фестиваль холл в парке Уэно (1960—61, архитектор К. Маекава); Олимпийский спортивный комплекс (1963—64), включающий Гимназиум (см. илл.); собор святой Марии (1964), оба — архитектор К. Тангэ: Токийская телебашня и др. Токио. Здание фирмы «Мицубиси». 1965. Архитектор К. Тангэ. К. Тангэ. «Гимназиум» в Токио. Япония. 1963—64. Токио. Концертный зал Согэцу. 1960. Архитектор К. Тангэ. Токио. Парламент. 1915—36. Архитекторы Токио Охама и др. Г. Б. Навлицкая. Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В Токио находится свыше 80 государственных, муниципальных и частных высших учебных заведений, в том числе Токийский университет, Токийский муниципальный университет, университеты с.-х., педагогики, изящных искусств и музыки, технологический институт, крупнейшие частные университеты Васэда, Кэйо, Хосэй, Нихон, Мэйдзи и др. Научные учреждения: Японская академия наук, Японская академия искусств, свыше 100 научно-исследовательских институтов, лабораторий и центров при университетах, около 40 — при министерствах и ведомствах, в том числе Национальная аэрокосмическая лаборатория, Национальный онкологический центр, Национальный исследовательский центр защиты от стихийных бедствий, научно-исследовательские институты здравоохранения, гигиены, природных ресурсов, проблем народонаселения и др. Крупнейшие библиотеки: Национальная парламентская библиотека, библиотеки университетов. Крупнейшие музеи: Токийский национальный музей, музей Окура Сюкокан, Музей Нэдзу, Национальный научный музей, Национальный музей западного искусства, Национальный музей современного искусства, Музей народных ремёсел, Музей каллиграфии. Токио в ясный день (вдали видна гора Фудзияма). В Токио имеются: театр, здания, где выступают ведущие труппы Японии — «Кокурицу гэкидзё», «Кабукидза», «Тэйкоку гэкидзё», «Хайюдза», «Мэйдзидза»; концертные залы — «Уэно бунка кайкан», «Нитигакидзё» (для эстрадных выступлений), «Кокусай гэкидзё», «Косэйненкин кайкан», «Тоёко хору»; зал Всеяпонской радиовещательной корпорации; театр, музей при университете Васэда «Васэда энгэки хакубуцукан».
Лит.: Nouet N., Histoire de Tokyo, P., [1961]; The city of Tokyo; municipal administration and government, Tokyo, 1931; Tokyo for the people. Tokyo, 1972; Судзи-дэ миру когай, Токио, 1970; Сютокэн, сева 60 нэн, Токио, 1970. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|