ДзэнБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дзэн, одно из течений дальневосточного буддизма. Само слово «Дзэн» — японское произношение китайской иероглифической транскрипции санскритского термина дхьяна (медитация, самоуглубление), китайское произношение — чань. Дзэн сложился в Китае в 6—7 вв. под сильным влиянием даосизма, у которого Дзэн заимствовал пренебрежение к знанию, убеждение в том, что истина не выразима в словах и её можно постичь лишь путём внутреннего скачка, освободив сознание не только от проторённых путей, которыми движется мысль, но и от мысли вообще. Для Дзэн характерны отказ от установленных норм разумного и морального, любовь к парадоксу, интуитивизм, непосредственность. Основа понятийного и художественного языка Дзэн — лаконичный намёк и ритмическая пауза. На первое место выдвигается импровизация, действие по наитию, без плана. Эти черты Дзэн могут быть поняты как выражение «свободы духа» в обществе, где свободное мыслимо только как нечаянное, необдуманное, юродское. Первым патриархом Дзэн в Китае считается индийский проповедник Бодхидхарма (начало 6 в.), но решающую роль сыграли шестой патриарх Хуэй-нэн (638—713), а также Шэнь-сю (605—706). Период расцвета Дзэн в Китае продолжался до 9 в.; в Японии Дзэн появился в 12—13 вв.; он продолжает оказывать серьёзное воздействие на культуру и идеологию вплоть до настоящего времени. Дзэн, в котором творческий акт интерпретируется как религиозный, оказал огромное влияние на китайскую живопись, каллиграфию и поэзию и на японскую культуру, особенно начиная с периода Муромати (14—16 вв.). Своеобразный (вульгаризированный) вариант Дзэн процветает среди битников, понимающих Дзэн как идеологию отказа от цивилизации.
Лит.: Померанц Г., Дзэн и его наследие, «Народы Азии и Африки», 1964, № 4; Завадская Е. В., Пятигорский А. М., Отзвуки культуры Востока в произведениях Дж. Дзэн Сэлинджера, там же, 1966, № 3; Suzuki D. Т., Essays in Zen Buddhism, ser. 1—3, L., 1953; Watts A., Way of Zen, N. Y., 1957; Blyth R. Н., Zen and zen classics, v. 1—5, Tokyo, 1960—66. Г. С. Померанц.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|