Оратория

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЯ
ОРА
ОРБ
ОРВ
ОРГ
ОРД
ОРЕ
ОРЁ
ОРЖ
ОРИ
ОРК
ОРЛ
ОРМ
ОРН
ОРО
ОРП
ОРС
ОРТ
ОРУ
ОРФ
ОРХ
ОРШ
ОРЬ

Оратория (итал. oratorio, от позднелат. oratorium — молельня, лат. oro — говорю, молю), крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения. Оратория близка к кантате, от которой отличается большими масштабами и наличием определённого сюжета. Возникла в Италии на рубеже 16—17 вв.; на формирование Оратория оказали влияние жанры оперы и мадригала. Оратория с текстом на латинском языке сложилась как объединение нескольких литургических мотетов, Оратория с текстом на итальянском языке развилась из драматизированных диалогических лауд. Исполнения литургических мотетов и лауд первоначально проходили в особых помещениях, предназначавшихся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен. Эти помещения назывались Оратория, откуда произошло и наименование нового жанра. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной Оратория с диалогическими и хоровыми разделами. Итальянская Оратория с текстом на латинском языке достигла вершины развития в 17 в.; к началу 18 в. она была почти вытеснена Оратория с текстом на итальянском языке. Крупнейшими мастерами латинской Оратория были Дж. Кариссими, А. Скарлатти, Оратория с текстом на итальянском языке — Б. Паскуини, Ф. М. и А. Верачини, Дж. Аррести, Дж. Габриели, Дж. Легренци, Дж. Бонончини, А. Страделла. В 18 в. в итальянской Оратория всё большее значение приобретают сольные разделы — речитативы и арии да капо; Оратория сближается с оперой, порой исполняется на сцене. В 18 в. Оратория писали многие итальянские оперные композиторы — А. Скарлатти, Дж. Перголези, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, А. Сальери и др. Зарождаются и развиваются также немецкая, австрийская, французская Оратория, возникает особая форма Оратория — т. н. «страсти».

Большой вклад в развитие жанра внесли Оратория, написанные в Англии в 30—40-е гг. 18 в. Г. Ф. Генделем; в них соединились немецкие, английские и отчасти итальянские традиции. Ведущее место в творчестве Генделя занимают героические Оратория на библейские тексты, в которых основной действующей силой является народ («Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»); Генделю принадлежат и Оратория на тексты из античной мифологии. В числе произведений И. С. Баха — т. н. «Рождественская оратория». Важный этап в развитии Оратория связан с творчеством И. Гайдна; его Оратория, написанные в конце 18 в. («Сотворение мира» и «Времена года»), обогащены средствами инструментально-симфонического мышления и предназначены уже не для церкви, а для концертного исполнения. В 19 в. Оратория создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман («Рай и пери»), К. Сен-Санс, Ж. Массне, С. Франк, К. Дебюсси, Э. Элгар, Р. Воан-Уильямс, в 20 в. — А. ОнеггерЖанна д'Арк на костре»), Э. Г. Мейер («Мансфельдская оратория»).

  1-я русская Оратория относится к 1811 («Минин и Пожарский, или Освобожденная Москва» Дегтярева). Большое развитие ораториальное творчество получило в советское время. Оратория стала излюбленным жанром для раскрытия в доходчивой и действенной форме значительных тем, художественного отображения больших общественно-исторических событий. В числе советских Оратория — «Емельян Пугачёв» Коваля, «Сказание о битве за русскую землю» Шапорина, «На страже мира» Прокофьева, «Патетическая оратория» Свиридова, «Девушка и смерть» Галынина.

 

  Лит.: Розенов Э. К., Очерк истории оратории, М., 1910; Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960; Schering A., Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911; Blanchi L., I grandi dell' oratoria, Mil., 1964.

 

Так же Вы можете узнать о...


Ударный импульс, импульс ударной силы, действующий на каждое из соударяющихся тел при ударе.
Фольборт Георгий Владимирович [23.1 (4.2).1885, Петербург, – 17.
Худайбердин Шагит Ахметович (1896, деревня Псянчино, ныне Худайбердино Юмагузского района Башкирской АССР, — 21.
Шароле, порода крупного рогатого скота мясного направления.
Эманация (химич.) Эманация, Em, название, часто употребляемое применительно к любому из природных изотопов радона (219Rn — актинон, 220Rn — торон, 222Rn — «истинный» радон).
Аграрно-промышленные объединения, комплекс территориально, организационно и технологически объединённых специализированных сельскохозяйственных предприятий с группой промышленных перерабатывающих предприятий.
Антропометр, антропологический инструмент для измерений главным образом длины тела (роста) и высот антропометрических точек у человека над уровнем пола (см.
Барабанная перепонка, тонкий листок, образованный соединительной тканью и эпителием, расположенный в ухе у наземных позвоночных животных и у человека кнаружи от барабанной полости.
Болгарский язык, язык болгар, относится к южной группе славянских языков.
Васюган, река в Томской области РСФСР, левый приток р.
Воронов Авенир Аркадьевич [р. 15(28).11.1910, Ораниенбаум, ныне Ломоносов Ленинградской области], советский учёный в области теории автоматического управления, академик АН СССР (1970).
Гессенская муха, хлебный комарик (Mayetiola destructor), комаровидное насекомое семейства галлиц, опасный вредитель хлебных злаков.
Гу Янь-у, Гу Тин-линь (15.7.1613—15.2.1682), китайский учёный, философ и историк.
Дирихле принцип (по имени П. Г. Л. Дирихле), 1) принцип ящиков — предложение, утверждающее, что в случае m > n при отнесении каждого из m предметов к одному из n классов хотя бы в один класс попадёт не менее двух предметов.
Заварицкий Александр Николаевич [2(14).3.1884, Уфа, — 23.