Берлиоз Гектор Луи

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БЕА
БЕБ
БЕВ
БЕГ
БЕД
БЕЕ
БЕЖ
БЕЗ
БЕЙ
БЕК
БЕЛ
БЕМ
БЕН
БЕО
БЕП
БЕР
БЕС
БЕТ
БЕХ
БЕЦ
БЕЧ
БЕШ
БЕЩ
БЕЭ
БЕЯ

Г. Берлиоз. Берлиоз Гектор Луи.

Г. Берлиоз.

Берлиоз (Berlioz) Гектор (Эктор) Луи (11.12.1803, Кот-Сент-Андре, Франция, — 8.3.1869, Париж), французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Родился в семье врача, свободомыслящего, просвещённого человека. В 1821 Берлиоз Гектор Луи — студент-медик, но вскоре, несмотря на сопротивление родителей, оставил медицину, решив посвятить себя музыке. Первое публичное исполнение произведения Берлиоз Гектор Луи («Торжественная месса») состоялось в Париже в 1825. В 1826—30 Берлиоз Гектор Луи учился в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Получив Римскую премию (1830) за кантату «Сарданапал», жил (как стипендиат) в Италии. Возвратившись в Париж (1832), занимался композиторской, дирижёрской, критической деятельностью. С 1842 много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867—68).

  Берлиоз Гектор Луи — яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Искусство Берлиоз Гектор Луи во многом родственно творчеству В. Гюго в литературе и Э. Делакруа в живописи. Художник-новатор, Берлиоз Гектор Луи смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки (выдающийся мастер оркестровки), тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам сочинений.

  Творчество композитора отразило и свойственные романтизму противоречия: стремление к общенародности, массовости музыки уживалось у него с крайним индивидуализмом, героика и революционный пафос — с интимными излияниями одинокой души склонного к экзальтации и фантастике художника. В 1826 была написана кантата «Греческая революция» — отклик на освободительную борьбу греческого народа. С восторгом встретил Берлиоз Гектор Луи Июльскую революцию 1830 года; на улицах Парижа он разучивал с народом революционные песни, в том числе обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В ряде крупных сочинений Берлиоз Гектор Луи нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции созданы грандиозный «Реквием» (1837) и «Траурно-триумфальная симфония» (1840, написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий). Однако Революцию 1848 Берлиоз Гектор Луи не понял. В последние годы жизни Берлиоз Гектор Луи все больше склонялся к академизму, абстрактной моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троянцы» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1855—59).

  Стиль Берлиоз Гектор Луи определился уже в «Фантастической симфонии» (1830, подзаголовок — «Эпизод из жизни художника»). Это известнейшее сочинение Берлиоз Гектор Луи — первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии до социальных обобщений: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий. Вслед за симфонией Берлиоз Гектор Луи пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»). Берлиоз Гектор Луи привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона — симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); У. Шекспира — увертюра «Король Лир» (1831), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862, на сюжет «Много шума из ничего»); И. В. Гёте — драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846, свободно трактующая поэму Гёте). Берлиоз Гектор Луи принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в том числе «Римский карнавал» (1844); романсы и др. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900—07).

  Берлиоз Гектор Луи был выдающимся дирижёром. Наряду с Р. Вагнером он положил основание новой школе дирижирования. Берлиоз Гектор Луи внёс существенный вклад в развитие музыкально-критической мысли. Он первый среди зарубежных критиков оценил значение М. И. Глинки (статья о Глинке, 1845) и вообще русской музыки.

 

  Соч.: Дирижёр оркестра, пер. с франц., М., 1912: Мемуары, пер. с франц., М., 1967; Избранные статьи, пер. с франц., М., 1956.

 

  Лит.: Роллан Р., Музыканты наших дней, пер. с франц. Ю. Вейсберг, М., 1938 (Собр. муз.-ист. соч., т. 5); Хохловкина А., Берлиоз, М., 1960; Соллертинскнй И., Берлиоз, [3 изд.], М., 1962: Tiersot J., Hector Berlioz et la société de son temps, P., 1904; Boschot А., L'histoire d'un romantique. Hector Berlioz, v. 1-3, P., 1946-50.

Так же Вы можете узнать о...


Неопределённое уравнение, уравнение, содержащее более одного неизвестного.
Плазмодии (Plasmodium), род паразитических простейших отряда гемоспоридий.
Рубка (от голл. roef — каюта), 1) закрытое сооружение на главной палубе или надстройках судовых, не доходящее до бортов.
Степная вишня (Cerasus fruticosa), вишенник, низкорослый кустарник семейства розоцветных, высотой 0,5—1,5 м, побеги прутьевидные, листья обратнояйцевидные, эллиптические или ланцетные.
Утрировать (от франц. outrer), преувеличивать, искажать подчёркиванием какой-либо стороны явления.
Шатский Николай Сергеевич [16(28). 8.1895, Москва, — 1.
Американское ракетное общество, основано в 1930.
Брандт Роман Федорович [4(16).12.1853, Петербург, — 2.
География природных ресурсов, изучает размещение и структуру отдельных видов и территориальных сочетаний естественных ресурсов, проблемы их экономической оценки и рационального хозяйственного использования.
Дул, узбекский и таджикский ударный музыкальный инструмент; см.
Кардиган (Cardigan Bay), залив Ирландского моря у западного берега Великобритании (Уэльс).
Курай (муз. инструмент) Курай, башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент: продольная открытая флейта из стебля зонтичного растения.
Метиламин, простейший алифатический амин, CH3NH2; газ с резким аммиачным запахом; tкип — 6,3 °С, плотность 0,699 г/см3 (— 10,8 °С); хорошо растворим в воде и органических растворителях; с воздухом в объёмных концентрациях 4,95—20,75% образует взрывоопасные смеси.