Акварель

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АКА
АКБ
АКВ
АКД
АКЕ
АКЖ
АКИ
АКК
АКЛ
АКМ
АКН
АКО
АКР
АКС
АКТ
АКУ
АКХ
АКЦ
АКЧ
АКШ
АКЫ
АКЬ
АКЮ

Акварель (франццузское aquarelle, от итальянского acquerello, от латинского aqua — вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Живопись непрозрачной Акварель (с примесью белил, см. Гуашь) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековой Европе и Азии. Чистая Акварель (без примеси белил) стала широко применяться в начале 15 в. Её основные качества: прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, редко — шёлка слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения). Специфические приёмы Акварель — размывы и затёки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. Акварель бывает монохромной: сепия (коричневая краска), бистр, «чёрная Акварель», тушь. В Акварель, выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.

Акварель. Р. К. Бем. «Морской город — Рига» (из цикла «У Рижского залива»). 1965. Акварель.

Акварель. Р. К. Бем. «Морской город — Рига» (из цикла «У Рижского залива»). 1965.

  В 15—17 вв. Акварель служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок (прикладное значение Акварель отчасти сохранилось и до настоящего времени в архитектурных рисунках и др.). Известны отдельные самостоятельные Акварель — пейзажи Акварель Дюрера, голландских и фламандских художников 17 в. Со 2-й половины 18 в. Акварель стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, т.к. быстрота работы Акварель позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты (Акварель и Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин и др. в Англии). Их неяркие по цвету пейзажи (на увлажнённой бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации, с рисунком тонким пером, с размывами) повлияли на масляную живопись того времени, способствуя высветлению и облегчению колорита. В 18 в. Акварель распространяется также во Франции (О. Фрагонар, Ю. Робер), России (пейзажи Ф. Акварель Алексеева, М. М. Иванова). В связи со стремлением к передаче материальности, пластичности формы в Италии возникла во 2-й четверти 19 в. манера плотной, многослойной живописи Акварель по сухой бумаге. Эта манера строится на звучных контрастах света и тени, цвета и белого фона бумаги; появляются рефлексы и цветные тени. В этой манере работали К. П. Брюллов и Акварель Акварель Иванов. Своеобразна техника портретной акварели П. Ф. Соколова с виртуозной моделировкой форм мелкими штрихами и точками и широкими цветовыми заливками. В 19 в. к Акварель обращаются художники разных стран и школ: Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни, Акварель Менцель, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. Акварель Врубель; продолжается расцвет английской школы Акварель (У. Тёрнер, Дж. С. Котмен, Р. Бонингтон, У. Кэллоу и др.). У многих художников Акварель обладают большей живостью и свежестью, чем картины маслом; это различие значительно стирается в конце 19 в. у неоимпрессионистов — П. Синьяка и др. (Акварель которых присущи лёгкость и светоносность, сочетание чистых и ярких пятен цвета с белизной бумаги). В конце 19 — начале 20 вв. Акварель всё чаще употребляется в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, углём, бронзовой краской и т.д. (например, в работах Вал. Акварель Серова, художников «Мира искусства»). В 20 в. Акварель привлекает многих художников, которые стремятся к импульсивной эмоциональности цвета, — представителей экспрессионизма, Акварель Матисса (Акварель которого отличаются солнечностью и жизнерадостностью колорита) и др.

Акварель. К. П. Брюллов. «Пляска перед остерией в Риме» («Праздник сбора винограда»). 1827. Третьяковская галерея. Москва. Акварель.

Акварель. К. П. Брюллов. «Пляска перед остерией в Риме» («Праздник сбора винограда»). 1827. Третьяковская галерея. Москва.

П. Ф. Соколов. Портрет Акварель О. Витали, жены скульптора И. П. Витали.1838. Третьяковская галерея. Москва. Акварель.

П. Ф. Соколов. Портрет Акварель О. Витали, жены скульптора И. П. Витали.1838. Третьяковская галерея. Москва.

М. Акварель Врубель. «Венеция». 1892. Частное собрание. Ленинград. Акварель.

М. Акварель Врубель. «Венеция». 1892. Частное собрание. Ленинград.

  Советской Акварель свойственно разнообразие жанров, манер и технических приёмов. Мягкость тональных переходов присуща работам (главным образом чёрной Акварель) В. В. Лебедева, Н. Н. Купреянова, Н. Акварель Тырсы, Кукрыниксов. Живописная свобода энергично положенных ярких красочных пятен свойственна пейзажам П. П. Кончаловского, богатство оттенков приглушённого цвета, прозрачность жидких, лёгких мазков — портретам Акварель В. Фонвизина. Тонко воссоздают состояние цвета и освещения в природе отличающиеся богатством тональных нюансов пейзажные акварели С. В. Герасимова. Обобщенностью рисунка и цвета, чёткостью ритма характеризуются Акварель латышских художников 1960-х гг.

С. В. Герасимов. «Барвиха». 1961. Музей изобразительных искусств им. Акварель С. Пушкина. Москва. Акварель.

С. В. Герасимов. «Барвиха». 1961. Музей изобразительных искусств им. Акварель С. Пушкина. Москва.

Акварель В. Фонвизин. «Сын». 1940. Собственность автора. Акварель.

Акварель В. Фонвизин. «Сын». 1940. Собственность автора.

 

П. П. Кончаловский. «Петергоф». 1931. Частное собрание. Москва. Акварель.

П. П. Кончаловский. «Петергоф». 1931. Частное собрание. Москва.

  Лит.: Киплик Д. И., Техника живописи, [6-е изд.], М. — Л., 1950; Фармаковский М. В., Акварель, её техника, реставрация и консервация, Л., 1950; Ревякин П. П., Техника акварельной живописи, М., 1959.

У. Келлоу. «Большой канал в Венеции». 1841. Музей изобразительных искусств им. Акварель С. Пушкина. Москва. Акварель.

У. Келлоу. «Большой канал в Венеции». 1841. Музей изобразительных искусств им. Акварель С. Пушкина. Москва.

  О. В. Мамонтова.

Так же Вы можете узнать о...


«Братские люди», название бурят (булагатов, эхиритов, хоринцев и др.
Кавальканти Альберте Кавальканти (Cavalcanti) Альберте (р. 6.2.1897, Рио-де-Жанейро), кинорежиссёр.
Невоюющее государство, термин, который использовался во время 2-й мировой войны 1939—45 некоторыми странами, не желавшими связывать себя какими-либо определёнными обязательствами в отношении воюющих государств.
Согдийцы, древняя восточно-иранская народность Ср.
Юдин Константин Константинович (1896, Москва, — 30.
Гороскоп (греч. horoskopos), чертёж для «предсказания судьбы» в ложном учении — астрологии.
Лабрадор (минерал) Лабрадор (название по месторождению на полуострове Лабрадор), минерал из группы известково-натровых полевых шпатов, плагиоклазов.
Популисты, партия популистов (от лат. populus — народ), фермерская партия в США в конце 19 в.
Уэльского Принца остров (Prince of Wales Island), в Канадском Арктическом архипелаге, к северо-западу от полуострова Бутия.
«Биохимия», журнал, издаваемый АН СССР в Москве.
Индивидуальный ракетный двигатель, ракетный двигатель малой мощности, служащий для передвижения и маневрирования космонавта в свободном полёте вне кабины.
Мур Генри Мур (Moore) Генри (Хенри) (р. 30.7.1898, Каслфорд, Йоркшир), английский скульптор.
Синонимы (от греч. synonymos — одноимённый), слова, относящиеся к одной части речи, значения которых содержат тождественные элементы; различающиеся элементы этих значений устойчиво нейтрализуются в определённых позициях.
Электрические измерения, измерения электрических величин: электрического напряжения, электрического сопротивления, силы тока, частоты и фазы переменного тока, мощности тока, электрической энергии, электрического заряда, индуктивности, электрической ёмкости и др.
Гидроокиси, гидроксиды, химические соединения окислов элементов с водой; один из главных классов неорганических соединений.
Крог Хельге Крог (Krog) Хельге (9.2.1889, Кристиания, ныне Осло, — 30.
Плодовые культуры, группа дикорастущих и возделываемых древесных, кустарниковых, полукустарниковых, многолетних кустарничковых растений и лиан, дающих сочные или твёрдые съедобные плоды.
Уайтхорс (Whitehorse), город в Канаде, на р.
Бегельдинов Талгат Якубекович (р. 5.8.1922, г.