ПроторенессансБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проторенессанс (от прото... и франц. Renaissance — Возрождение), этап в истории итальянской культуры, во многом подготовивший почву для искусства Возрождения; термин «Проторенессанс» был впервые употреблен швейцарским историком Я. Буркхардтом. Расцвет Проторенессанс относится к 13 — началу 14 вв.; его становление, приходящееся на эпоху дученто, было связано с подъёмом свободных итальянских городов (особенно тосканских), где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ. Для искусства Проторенессанс становятся характерными тенденция к чувственно-наглядному отражению реальности, светское начало и острый интерес к античному наследию. Некоторые исследователи видят наиболее раннее проявление новых веяний в тосканской архитектуре 11—13 вв., где полихромная мраморная облицовка, тонкие пропорциональные членения стен, использование античных деталей помогли преодолеть тяжеловесность романского стиля. Формам готики зодчие Проторенессанс (Арнольфо ди Камбио и др.) придавали уравновешенность и спокойствие. Пластическая мощь, влияния позднеантичного искусства присущи скульптуре Проторенессанс (Никколо Пизано и др.); живописцы Проторенессанс (римлянин Проторенессанс Каваллини и в особенности флорентиец Джотто) добивались особой осязательности и материальной убедительности форм. Аналогичные явления (усиление чувственного правдоподобия образов) наблюдаются и в итальянской литературе этого периода (поэзия школы «дольче стиль нуово», Данте). Проторенессансные тенденции, сосуществовавшие на протяжении треченто с распространившимися готическими течениями, были восприняты художниками Раннего Возрождения (Ф. Брунеллески, Донателло, Мазаччо). Джотто. «Смерть Франциска Ассизкого». Деталь фрески капеллы Барди в церкви Санта-Кроче во Флоренции. 1320—25. Никколо Пизано. «Распятие». Рельеф кафедры собора в Сиене. Мрамор. 1265—68. Джотто. «Аллегория Непостоянства».Фреска капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе. 1304—06. Арнольфо ди Камбио. Фигурка дьякона.Деталь гробницы кардинала де Брей в церкви сан-Доменико в Орвието.Мрамор.Около 1282. Джотто. «Мадонна во славе». 1310—20. Галлерея Уффици.Флоренция. Никколо Пизано. «Аллегория Любви». Угловая фигура кафедры баптистерия в Пизе. Мрамор. 1260.
Джованни Пизано. «Сивилла». Угловая фигура кафедры церкви Сант-Андреа в Пистое. Мрамор. Окончена в 1301. Лит.: Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М. — Л., 1939; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1 — Искусство Проторенессанса, М., 1956. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|