Палиашвили Захарий ПетровичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
З. Палиашвили Захарий Петрович Палиашвили. Палиашвили Захарий Петрович [4(16).8.1871, Кутаиси, — 6.10.1933, Тбилиси], советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, крупнейший представитель грузинской классической музыки, народный артист Грузинской ССР (1925). Сын певца церковного хора. Музыке обучался в школе при католическом костёле, где пел в хоре и учился игре на органе. Уроки фортепьяно брал у Ф. Мизандари. В 1895—99 занимался в Тбилисском музыкальном училище по классу валторны; теорию композиции изучал у Н. С. Кленовского. В 1900—03 учился в Московской консерватории по классу композиции С. И. Танеева, занятия с которым сблизили Палиашвили Захарий Петрович с русской музыкальной культурой, способствовали развитию его композиторского мастерства. Как видный музыкально-общественный деятель, Палиашвили Захарий Петрович активно участвовал в основании Грузинского филармонического общества (1905), возглавлял хор, оркестр, музыкальную школу, созданные по его инициативе при этом обществе (1908—17). С 1919 профессором, в 1919, 1923, 1929—32 директор Тбилисской консерватории. Палиашвили Захарий Петрович— один из основоположников грузинской национальной профессиональной музыки; глубоко народные, национальные по содержанию и стилю произведения Палиашвили Захарий Петрович вместе с тем следуют лучшим традициям русской музыкальной классики. Центральное место в его творческом наследии занимают оперы «Абесалом и Этери» (1919, Тбилиси) и «Даиси» («Сумерки», 1923, Тбилиси), открывшие новую эпоху в истории грузинского музыкального искусства. Музыкальный язык опер Палиашвили Захарий Петрович прочно опирается на грузинский народный фольклор. Значительное место отведено хору. Борясь против национальной замкнутости, Палиашвили Захарий Петрович преодолел разобщённость многочисленных диалектов грузинского песенного творчества, обобщил характерные стилистические особенности различных этнографических ветвей грузинской народной музыки и создал единый общенациональный музыкальный язык, легший в основу грузинской музыкальной классики. В числе сочинений Палиашвили Захарий Петрович опера «Латавра» (1927), «Торжественная кантата» (к 10-летию Октябрьской революции, 1927), грузинская сюита на народные темы для симфонического оркестра (1928), обработка для смешанного хора Грузинской литургии, романсы, хоры, обработка народных песен для хора а капелла и с симфоническим оркестром (Палиашвили Захарий Петрович собрал и записал около 300 народных песен, часть которых опубликовал в 1910 в «Сборнике грузинских народных песен»). Имя Палиашвили Захарий Петрович присвоено Грузинскому театру оперы и балета.
Лит.: Донадзе В., Захарий Палиашвили, 2 изд., М., 1971; Тактакишвили О., Неугасимый факел грузинской музыки, «Советская музыка», 1971, № 8. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|