Парагвай (государство) XIII. ЛитератураБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIII. Литература Литература развивается на испанском языке и на гуарани. Двуязычие литературы Парагвай (государство)— характерная её особенность. В колониальный период (начало 16 — начало 19 вв.) письменной литературы почти не существовало. Кровопролитные войны, длительное господство тиранических режимов, экономическая отсталость обусловили замедленное развитие литературы. Создатель патриотической лирики Н. М. Талавера (1839—67) был первым поэтом-романтиком. В конце 19 в. появились писатели-просветители, сочетавшие литературно-публицистическую деятельность с историческими исследованиями: Р. Баррета (1874—1910) и др. В начале 20 в. национальная поэзия Парагвай (государство), вдохновлявшаяся историческими традициями и фольклором страны, была пронизана просветительными идеями: стихотворный цикл «Наша эпопея» Х. Э. О'Лири, эпическая поэма «Песнь веков» Э. Фаринья Нуньеса (1897—1935). После выхода первой антологии фольклора гуарани «Лесные цветы» (1917) поэт А. Гуанес (1872—1926) начал писать стихи на двух языках. М. Ортис Герреро (1897—1953) писал стихи на гуарани. Социальный пафос его поэзии, яркий общественный темперамент сделали имя этого поэта исключительно популярным. Поэт Х. Корреа (1908—54) внёс значительный вклад в национальную драматургию. Его драма «Голод несчастных» (на гуарани) завершается картиной всенародной борьбы против гнёта эксплуататоров. С 30-х гг. поэзия, испытывая влияние мировой поэзии, ищет новые выразительные средства, насыщается социальной тематикой. Этот период открывает Э. Кампос Сервера (1908—53), автор поэмы «Лесоруб»; среди его последователей — Х. Пла, А. Роа Бастос (р. 1917), Э. Ромеро (р. 1926), автор сборников «Вспаханные дни», «Солнце под корнями» (1956) и др. Художественная проза Парагвай (государство) приобретает значение лишь в 20-е гг. 20 в. Событиям Чакской войны 1932—35 посвящены документальные повести и рассказы А. Вальдовиноса, Х. Вильярехо, Х. Пастора Бенитеса. Она оказала влияние на творчество Г. Касаксия. Выдающимся явлением стал роман А. Роа Бастоса «Сын человеческий» (1960) — эпическое повествование о судьбе парагвайского народа, сочетающее социальную остроту с мифологическими мотивами. Режим военно-полицейской диктатуры привёл к тому, что многие парагвайские писатели живут в эмиграции.
Лит.: Ромеро Э., Родники парагвайской поэзии, в сборнике: Проблемы идеологии и национальной культуры стран Латинской Америки, М., 1967; Семенов С., Парагвай, миф и действительность, в кн.: Роа Бастос А., Сын человеческий, М., 1967; Centurión С. R., Historia de las letras paraguayas, v. 1—3, В. Aires, [1947-51]; Gonzalez J. N., Proceso у formación de la cultura paraguaya, 2 ed., Asunción, 1948; Rodríguez-Alcalá Н., Historia de la literatura paraguaya, Asunción, 1971. В. Н. Кутейщикова. Парагвай (Paraguay), Республика Парагвай (República del Paraguay). Государственный герб Парагвая. Флаг государственный. Парагвай. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Драматический театр |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|