ПарсунаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Парсуна (искажение слова «персона», от лат. persona — личность, лицо), произведение русской портретной живописи 17 в. Первые Парсуна ни техникой исполнения, ни образным строем фактически не отличаются от произведений иконописи (Парсуна царя Федора Ивановича, 1-я половина 17 в., Исторический музей, Москва). Во 2-й половине 17 в. развитие Парсуна идёт по двум направлениям. Первому присуще ещё большее усиление иконного начала, черты реального персонажа как бы накладываются на идеальную схему лика его святого патрона (П. царя Федора Алексеевича, 1686, Исторический музей). Второе направление, не без влияния работавших в России иностранцев, постепенно усваивает приёмы западноевропейской живописи, стремится к передаче индивидуальных особенностей модели, объёмности форм, вместе с тем сохраняя традиционную застылость в трактовке одежд (парсуна Г. Парсуна Годунова). Во 2-й половине 17 в. Парсуна иногда пишут на холсте масляными красками, порой с натуры. Как правило, Парсуна создавались живописцами Оружейной палаты (С. Ф. Ушаковым, И. Максимовым, И. А. Безминым, В. Познанским, Г. Одольским, М. И. Чоглоковым и др.). Парсуна Г. Парсуна Годунова. 1686. Исторический музей. Москва.
Парсуна М. В. Скопина-Шуйского. 1-я половина 17 в. Исторический музей. Москва. Лит.: Новицкий А., Парсунное письмо в Московской Руси, «Старые годы», 1909, июль — сентябрь; Овчинникова Е. С., Портрет в русском искусстве XVII века, М., 1955. Л. В. Бетин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|