Размер стихотворный

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РАА
РАБ
РАВ
РАГ
РАД
РАЕ
РАЁ
РАЗ
РАИ
РАЙ
РАК
РАЛ
РАМ
РАН
РАО
РАП
РАР
РАС
РАТ
РАУ
РАФ
РАХ
РАЦ
РАЧ
РАШ

Размер стихотворный, форма стихотворного ритма, последовательно выдержанная на протяжении стихотворного произведения или его отрывка. В силлабическом стихосложении Размер стихотворный определяется числом слогов (8-сложный стих, 11-сложный стих); в тоническом стихосложении — числом ударений (3-ударный стих, 4-ударный стих); в метрическом стихосложении и силлабо-тоническом стихосложении — числом стоп (3-стопный ямб, 4-стопный дактиль). Обычно различаются понятия метр (определяющий ритмическое строение стиха, например ямб), Размер стихотворный (определяющий длину стиха, например 4-стопный ямб) и разновидность Размер стихотворный (определяющая дополнительную специфику ритма, например 4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями или чередование 4-стопного и 3-стопного ямба). Однако эта терминология ещё не вполне установилась (в частности, термины «метр» и «Размер стихотворный» иногда употребляются как синонимы).

  Различные Размер стихотворный по-разному соотносятся с членением речи на синтагмы и колоны и, следовательно, с её интонационным строением. Ближе всего совпадают со средним объёмом колона, допускают наиболее естественные и разнообразные интонации и поэтому наиболее употребительны в русской поэзии Размер стихотворный с длиной строки в 8—9 слогов (4-стопные хорей и ямб, 3-стопные дактиль, анапест и амфибрахий); более короткие Размер стихотворный звучат отрывисто, более длинные — торжественно и плавно. Эти естественные особенности во взаимодействии с историко-литературными традициями определяют тяготение отдельных Размер стихотворный к тем или иным жанрам и темам. Так, 6-стопный ямб с парной рифмовкой (александрийский стих) в русской поэзии 18 в. употреблялся преимущественно в «высоких» жанрах классицизма (поэма, трагедия, дидактическое послание и др.), в 19 в. — в стихах на античные темы («антологическая лирика» А. А. Фета, А. Н. Майкова и др.) и в меньшей степени на гражданские темы («Элегия» Н. А. Некрасова), а в 20 в. теряет эти области применения и остаётся почти неупотребителен. Так, 4-стопный ямб со сплошными мужскими рифмами употреблялся почти исключительно в стихах, связанных (хотя бы пародически) с романтической традицией («Шильонский узник» В. А. Жуковского, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «На Волге» и «Суд» Некрасова, «Мурманские дневники» К. М. Симонова).

  В зависимости от популярности различных жанров и освоения различной тематики употребительность разных Размер стихотворный в истории русской поэзии менялась. В силлабической поэзии 17—18 вв. господствовали размеры 11и 13-сложный. В силлабо-тонической поэзии 18 в. безраздельно господствовали 6-стопный ямб, 4-стопный ямб, вольный ямб и 4-стопный хорей. В 1-й половине 19 в. постепенно входят в употребление 5-стопный ямб и трёхсложные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест, сначала чаще 4-стопные, потом 3-стопные). Во 2-й половине 19 в. складываются относительно устойчивые пропорции употребления Размер стихотворный в русской лирике: около четверти всех стихотворений пишется 4-стопным ямбом, четверть — остальными ямбическими Размер стихотворный, четверть — хореями, четверть — 3-сложнымн размерами. В 20 в. в употребление входят несиллабо-тонические размеры — дольник (3и 4-иктный), акцентный стих (3и 4-ударный) и др.; в остальном пропорции групп Размер стихотворный остаются теми же, хотя отдельные Размер стихотворный к настоящему времени почти сходят со сцены (вольный ямб, 6-стопный ямб), а иные, наоборот, усиленно развиваются (5-стопный хорей).

 

  Лит. см. при ст. Стихосложение.

  М. Л. Гаспаров.

 

Так же Вы можете узнать о...


Устойчивость сооружения, способность сооружения противостоять действию сил, стремящихся вывести его из состояния равновесия.
Шаргунь (до 1973 — пос. Такчиян), город в Сариасийском районе Сурхандарьинской области Узбекской ССР.
Амбулатория (от лат. ambulatorius — совершаемый на ходу), лечебно-профилактическое учреждение для оказания медицинской помощи приходящим больным и для лечения больных на дому.
Бражники (Sphingidae), семейство сумеречных бабочек.
Географическая среда, часть земного природного, в той или иной степени измененного людьми окружения человеческого общества, с которой общество в данный момент непосредственно связано в своей жизни и производственной деятельности.
Дудоровский, посёлок городского типа в Ульяновском районе Калужской области РСФСР.
Кардинал (духовное лицо) Кардинал (от лат. cardinalis — главный), в католической церкви высшее после папы римского духовное лицо.
Курасики, город в Японии, в южной части о. Хонсю, в префектуре Окаяма.
Метопизм (от греч. metopon — расстояние между глазами, лоб) в антропологии, сохранение у взрослого человека эмбрионального шва, разделяющего чешую лобной кости на правую и левую половину (обычно этот шов зарастает в конце второго года жизни).
Онагра, род двудольных растений семейства кипрейных; то же, что энотера.
Принцессы Елизаветы земля (Princess Elizabeth Land), часть территории Восточной Антарктиды между 73° и 88° восточной долготы.
Сениор Нассау Уильям Сениор (Senior) Нассау Уильям (26.9.1790, Комптон, Беркшир, — 4.
Теннис (спорт.) Теннис, лаун-теннис (англ. lawn — лужайка, газон и tennis, вероятно, от французского tenez — вот вам, берите), спортивная игра, участники которой перебивают при помощи ракеток мяч через сетку на специальной площадке — корте.
Халха (от монг. халх — щит, прикрытие), название территории Севетской Монголии в 16 — начала 20 вв.
ЭНИМС, то же, что Металлорежущих станков экспериментальный институт.
Баб-эль-Мандебский пролив [араб. Баб-эль-Мандеб, буквально — ворота скорби (в связи с опасностью плавания)], пролив между юго-западной оконечностью Аравийского полуострова и Африкой.
Вестфальский мир 1648, окончил европейскую Тридцатилетнюю войну 1618—1648.